Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"
статья (1,2,3,4 класс) по теме

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учитель, работающий над формированием у учащихся социальных компетенций, а также задач, вытекающих из поставленной цели. Каково практическое проявление социальных компетенций? Какие учебные предметы наиболее расположены к формированию компетенций у учащихся начальных классов? Ответы на данные вопросы даны в присутствующей в выступлении таблице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

«Профессиональная компетентность учителя.

Эффективность образовательного процесса».

                                                                                                                      Авилова С.Ю.,

                                                                                                                                   руководитель МО

                                                                                                                 учителей начальных классов

        Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на рекомендациях Министерства образования РФ от 17 сентября 2001 года №22-06-1222  по совершенствованию уклада школьной жизни в условиях обновления структуры и содержания общего образования, в которых говорится о том, что основной целью модернизации содержания образования является практическая отработка механизмов формирования у учащихся ключевых социальных компетенций.

       Изучив материалы по теме педагогического совета, предложенные в Net –школе,  учителя начальных классов на заседании МО определили для себя понятие компетенции.

       Компетенция – это когда ребёнок знает, понимает и умеет применять на практике свои умения.

       Основным образовательным результатом должна стать не система знаний, умений и навыков (ЗУНов), а набор ключевых компетенций, относящихся к учебной деятельности  в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, социальной и других областях, что является необходимым для успешной адаптации (социализации)* и самореализации школьника в современных социально-педагогических условиях,  т.е. оптимального общего развития каждого школьника.  

       Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности способствует реализации установки «жизнь на уроке». С этой позиции реорганизуется традиционная форма урока, расширяются границы коммуникативного взаимодействия  «учитель-ученик», «ученик-ученик».

        На заседании МО педагоги осуществили сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах, а также проанализировали  проведённые уроки к педагогическому совету. Анализ показал, что учителя работают в режиме творчества, работа над формированием компетенций ведётся.   Предлагаем результаты данного сравнения.

Основы сравнения

Традиционный урок

Развивающий урок

1. Педагогические принципы

Авторитарный

Педагогическое сотрудничество

2. Цели обучения

Дать минимум ЗУНов в соответствии с программой. Развитие – побочный продукт.

Непосредственное развитие личности ребёнка. Развитие – главная цель и результат образования.

______________________________________      

* Социализация – это адаптация к социальным условиям и интеграция с ними.

             

Основы сравнения

Традиционный урок

Развивающий урок

3. Профессиональная позиция учителя

Учит, показывает, разъясняет, требует знаний программного материала.

Создаёт условия для развития учащихся.

4. Позиция учащихся

Объект обучения.

Субъект обучения.

5. Предмет учебной деятельности

ЗУНы

Учебная деятельность на основе ключевых социальных компетенций

6. Методы обучения

Объяснение, показ, проверка ЗУНов

Организация учебной деятельности, направленной на самостоятельный поиск знаний, способов деятельности

7.  Формы познавательной деятельности учащихся

Алгоритм, подражание, многократное объяснение

Коллективно-распределительная деятельность, в основе - диалог

8. Оценочный компонент урока

Усвоение ЗУНов

Сформированность учебной деятельности и индивидуального стиля познания, проявление самостоятельности, творчества

9. Технология урока (методики)

Чаще всего комбинированный урок, другие методики на репродуктивном уровне

Использование технологий, основанных на активном участии учащихся в учебной деятельности

10. Содержательный компонент урока

В рамках государственных программ

Актуализация программного материала в соответствии с интересами и потребностями учащихся

 11. Воспитательный потенциал урока

Воспитательные моменты в форме наставлений, поучений учителя

Формирование социализированной личности (социальные компетенции)

        Таким образом,  в условиях современного развивающего урока, уже в начальных классах закладываются предпосылки формирования коммуникативных навыков и умений, как важных для современного образования составляющих проектируемых ключевых компетенций.

        Работа над формированием ключевых социальных компетенций, т.е наиболее универсальных по своему характеру и степени применимости,  начинается уже в начальной школе.  

        Цель, которую ставит перед собой учитель, работающий над формированием у учащихся социальных компетенций, это:

Цель:   Формирование личности ребёнка, готовой к социализации в обществе.

Задачи:

1. Научить ученика ставить перед собой цель и организовывать её достижение, уметь её пояснить;  выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

2. Формировать  у ученика умение  владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

3. Формировать у ученика умение владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

4. Формировать потребность в позитивном отношении к своему здоровью; во владении способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

5. Обучать  умениям и  навыкам работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками,  картами,  энциклопедиями, каталогами, словарями,  Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

        Каково практическое проявление социальных компетенций? Какие учебные предметы наиболее расположены к формированию компетенций у учащихся начальных классов?  Ответы на данные вопросы мы попытались изложить в виде таблицы. Приведу примеры наших наработок.

Ключевые социальные компетенции

Предмет, тема, класс

Практическое проявление социальных компетенций

1. Исследовательская

Поисковая активность учащихся в любом виде деятельности (учебной, общественной, игровой, творческой и др.)

Математика 1 класс.

«Чтение математических рассказов и подбор к ним действий»

Математика. 2 класс. «Разбиение текста задачи на условие и вопрос. Смысл этих понятий».

Математика 3 класс

«Решение составных задач»

Математика 4 класс

«Решение задач при помощи уравнений»

-сравнение  математических  и литературных рассказов,  подбор к ним действий.

-различение составных частей задачи: условие, вопрос. Нахождение способа решения задач.

- подбор краткой записи в зависимости от вида задач.

- нахождение рационального способа решения задач.

2. Общекультурная

Ответственность за нравственно-ценностный выбор средств в достижении целей

Окружающий мир 1 класс

«Охрана окружающей среды»

Окружающий мир 2 класс

«Охрана воды и воздуха».

Окружающий мир 3 класс

«Сезонные изменения в лесу. Зима».

Окружающий мир 4 класс.

«Режим жизни человека»

- знание компонентов  окружающего мира.

-соблюдение правил поведения и деятельности в природной среде (в лесу, на водоемах).

-знания характерных признаков сезонов года, оценивание своих поступков с точки зрения экологической культуры.

-организация досуга и соблюдение режима дня, потребность в здоровом образе жизни.

Ключевые социальные компетенции

Предмет, тема, класс

Практическое проявление социальных компетенций

3. Мыслительная

Сформированность

Русский  язык. 1 класс

«Предложение»

Русский язык 2 класс

«Предложение»

Русский язык 3 класс.

«Предложение»

Русский язык 4 класс

«Предложение»

- конструирование  и оформление предложения на письме.

-различение предложений по цели высказывания.

- подбор и  использование интонации, темпа высказывания, голоса, мимики, жестов в соответствии с конкретной ситуацией общения.

-конструирование предложений с прямой речью и оформление их в устной и письменной речи.

4. Ценностно-смысловая

Умение ставить цели,

осознавать свои действия и поступки,

видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, видеть и понимать окружающий мир,

отвечать за свои решения и действия.

Окружающий мир 1 класс.

«Семья. Родословная»

Окружающий мир 2 класс.

«Братья наши меньшие. Дикие и домашние животные»

Окружающий мир 3 класс.

«Восстановление и развитие русской культуры»

Окружающий мир 4 класс.

«Петр   - царь и человек»

- знание родственных связей,

видение ценностей семейных взаимоотношений.

-осознание бережного отношения к животным.

-понимание особенностей исторического развития русской культуры, осознание роли личности в истории.

- оценка деятельности выдающихся личностей в культурно-историческом процессе, умение отвечать за свои решения и действия.

Ключевые социальные компетенции

Предмет, тема, класс

Практическое проявление социальных компетенций

5. Речевая

Сформированность умения задавать вопросы и отвечать на них,

логично излагать свои мысли,

пользоваться научным, художественным стилем речи.

Русский  язык. 1 класс

«Текст»

Русский язык 2 класс

«Текст»

Русский язык 3 класс.

«Текст»

Русский язык 4 класс

«Текст»

- умение задавать вопросы к тексту и отвечать на них, восстановление деформированного текста.

- составление плана к тексту, изложение содержания текста по плану.

-определение типа и структурирование текста.

-написание сочинений определённого типа.

Критерии оценки уровней сформированности социальных компетенций:

В – знает, понимает, выполняет

С – знает, понимает, но выполняет под контролем взрослых

Н – слабо знает, не выполняет на практике

   

          Работа, начатая на заседании МО, по разработке планирования формирования у учащихся ключевых социальных компетенций через урок будет продолжена на последующих заседаниях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?...

Педагогическая компетентность. Специфика организации образовательного процесса для учащихся 1 класса. Адаптация первоклассников к школе

Заседание методического объединения учителей начальной школы "Педагогическая компетентность. Специфика организации образовательного процессадля учащихся 1 класса"....