Программа кружка "Страна мастеров"
рабочая программа (2 класс) на тему

Колпакова Наталья Викторовна

Кружок «Страна мастеров» направлен на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_strana_masterov.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол №___

от «___» _________        2014г.

   «Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ

МО Плавский район

“Молочно-Дворская СОШ”

_____       /Л.Н.Шевцова/        

ФИО

«___» _________        2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

МО Плавский район

“Молочно-Дворская СОШ”

_____       /С.С.Дроздов/        

                       ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        2014г.

Дополнительная образовательная программа

«Страна мастеров»

Уровень программы: начальное общее образование

Направленность: художественно-эстетическая

Срок  реализации: 1год

Автор – составитель: Колпакова Наталья

                                     Викторовна 

               

                       2014-2015 учебный год

                    

                                           п. Молочные Дворы

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.  

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Страна мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

      По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7,5-8 лет. При обучении используется режим групповых занятий – по одному часу один раз в неделю.

            Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Страна мастеров» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Новизна программы в том, что занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

   Развитие у детей мотивации к творчеству, воплощенному в деятельности, и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей служит средством отвлечения от негативного влияния социума.

Воспитание творческого восприятия природы, жизни, искусства вооружат детей – будущих граждан – способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношение с людьми, с окружающим миром. Художественное начало одухотворит труд, украсит быт, облагородит человека.

Цели:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи:

- познакомить с окружающим миром;

- изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала;

- использовать в работе различные материалы (ткань, бумага, картон, пластилин, бросовый материал, природный материал и другое);

- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

- воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

На занятиях кружка обучающиеся приобретают более глубокие знания и умения в области художественного труда.  Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  • формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
  • опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии;
  • учет особенностей культуры своего народа.

Педагогические принципы:

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

  • осознание и признание права личности быть не похожей на других;
  • проявление уважения к личности;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  • умение смотреть на проблему глазами ребенка;
  • учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
  • связи теории с практикой (практике отводится большую учебного времени);
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и посильности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется.

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж:
  • вводный – проводится перед началом практической работы;
  • текущий – проводится во время практической работы;
  1. практическая работа;
  2. физкультминутки;
  3. подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  4. приведение в порядок рабочего места.

         Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

- простой карандаш

- линейка

- фломастеры

- цветные карандаши

- ножницы канцелярские с закругленными концами

- кисточка для клея и красок

- иголки швейные

- доски для работы с пластилином

- клей ПВА

Материалы:

- пластилин

- бумага цветная для аппликаций

- двухсторонняя цветная бумага для оригами

- картон белый и цветной

- ткань: ситец однотонный и цветной

- вата

- нитки швейные – белые, черные, цветные

- природный материал

- ватные диски

Уровень: начальное общее образование (7 - 9 лет).

Направленность: художественно-эстетическая

Срок реализации программы - 1год.

Программа рассчитана на 36 часов в год, в неделю 1 час.

Формы подведения итогов

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Планируемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся должны научаться:

-  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

 - экономно размечать материалы с помощью шаблонов, резать бумагу и ткань ножницами                  по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

-  название и назначение материалов, способы работы с ними;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: карандаш, линейка, ножницы, кисточка для клея, шило.

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Содержание программы

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил техники безопасности.

Работа с природным материалом

Сбор природного материала. Правила сушки и хранения. Аппликация. Коллективная   работа. Композиция из засушенных   соцветий. Работа с природным материалом. Объемные работы из шишек. Поделки из природного материала. Композиция «В лесу».

Работа с соленым тестом

Технология изготовления изделий из теста. Цветы из теста. Корзина с цветами. Подсвечник. Работа по замыслу. Творческая работа. Магниты «Игрушки».

Работа с пластилином

История про глину и пластилин. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. Коллективная работа. Лепим сказку о животных: «Колобок». Пластилиновая аппликация на картоне с использование природного материала. Панно «Цветы». Лепка в технике «Барельеф». Панно «Петушок».

Работа с бумагой и картоном

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Изготовление елочных гирлянд, игрушек. Новогодние гирлянды и маски. Елочные украшения. Изделия из конусов. Разборная елочка. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. Закладка для книг. Технология выполнения сюжетной аппликации «Зимние забавы». Поздравительные открытки к международному женскому дню 8-е марта, к 23 февраля.

Работа с текстильным материалом 

Работа с текстильным материалом. Мартинички. Создание декоративной композиции. Ритм пятен.  Аппликация «Море цветов».

Работа с бросовым материалом

Что такое бросовый материал. Работа с яичной скорлупой. Способы отделки пасхальных яиц. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Кошка. Змея. Поезд. Мозаика из карандашных стружек. Аппликация из кусочков ваты. Ветка вербы. Мозаика из яичной скорлупы. Цветок.  Работа с пенопластом. Композиция «Ландыш».

Итоговое занятие

Подведение итогов года. Выставка детских работ.

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Введение. Вводное занятие

1

1

2

Работа с природным материалом

4

0,5

3,5

3

Работа с соленым тестом

5

0,5

4,5

4

Работа с пластилином

4

0,5

3,5

5

Работа с бумагой и картоном

8

0,5

7,5

6

Работа с текстильным материалом

4

0,5

3,5

7

Работа с бросовым материалом

9

0,5

8,5

8

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Всего:

36

4,5

31,5

        

Календарное – тематическое  планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Введение (1 ч.)

1

2.09

Вводное занятие. Т.Б. на занятиях.

1

Работа с природным материалом (4 ч.)

2

9.09

Экскурсия. Сбор природного материала. Правила сушки и хранения.

1

3

16.09

Аппликация. Коллективная   работа. Композиция из засушенных   соцветий.

1

4

23.09

Работа с природным материалом. Объемные работы из шишек.

1

5

30.09

Поделки из природного материала. Композиция «В лесу».

1

Работа с соленым тестом (5 ч.)

6

7.10

Технология изготовления изделий из теста. Цветы из теста.

1

7

14.10

Коллективная работа. Корзина с цветами.

1

8,9

21.10,

28.10

Подсвечник. Работа по замыслу.

2

10

11.11

Творческая работа. Магниты «Игрушки».

1

Работа с пластилином (4 ч.)

11

18.11

История про глину и пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

12

25.11

Коллективная работа. Лепим сказку о животных: «Колобок»

1

13

2.12

Пластилиновая аппликация на картоне с использование природного материала. Панно «Цветы».

1

14

9.12

Лепка в технике «Барельеф». Панно «Петушок»

1

Работа с бумагой и картоном (8 ч.)

15

16.12

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Выразительные возможности бумаги. Новогодние гирлянды.

1

16

23.12

Новогодние гирлянды и маски. Елочные украшения.

1

17

30.12

Изделия из конусов. Разборная елочка.

1

18

13.01

Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. Закладка для книг.

1

19, 20

20.01

27.01

Технология выполнения сюжетной аппликации «Зимние забавы»

2

21

3.02

Поздравительные открытки к 23 февраля.

1

22

10.02

Поздравительные открытки к международному женскому дню 8-е марта.

1

Работа с текстильным материалом( 4 ч.)

23,24

17.02

24.02

Работа с текстильным материалом. Мартинички.

2

25,26

3.03

10.03

Создание декоративной композиции. Ритм пятен.  Аппликация «Море цветов».

2

Работа с бросовым материалом (9 ч.)

27,28

17.03

24.03

Что такое бросовый материал. Работа с яичной скорлупой. Способы отделки пасхальных яиц.

2

29,30

31.03

7.04

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Кошка. Змея. Поезд.

2

31

14.04

Мозаика из карандашных стружек.

1

32

21.04

Аппликация из кусочков ваты. Ветка вербы.

1

33, 34

28.04

5.05

Мозаика из яичной скорлупы. Цветок.

2

35

12.05

Работа с пенопластом. Композиция «Ландыш».

1

Итоговое занятие (1 ч.)

36

19.05

Подведение итогов. Выставка детских работ.

1

Список использованной литературы

1. Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002  

2. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003    Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров,      2004

3. “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

4. “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002

5.  “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002

6. Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.

7. Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.

8. Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.

9. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.

10. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

11. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

12. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

13. М.А.Гусакова “Аппликация”

14. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

15. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

16. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

17. Н.М.Конышева “Умелые руки”

18. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

19. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

20. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Школа мастеров"(1-4кл.)

В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования на основании проекта базисного учебного плана, в части внеуроч...

Рабочая программа Клуб мастеров Умелые руки

Рабочая программа дополнительного образования...

Программа "Маленькие мастера"

Программа  "Маленькие мастера"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Педагогический проект комплексной программы "Город мастеров"

Данный педагогический проект  может быть использован  для работы как школьного летнего лагеря с дневным пребыванием детей, так и загородного оздоровительного лагеря как комплексная программа...

Рабочая программа ТИКО-мастер 1 класс

Программа «ТИКО-мастера»  реализуется на занятиях внеурочной деятельности .Занятия «ТИКО-мастера» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и р...