Программа "Маленькие мастера"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования
Зиминского городского муниципального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад №11»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол от «___» ______20__ г. № _____ | Согласовано на заседании МС Протокол от «___» ______20__ г. № _____ | Утверждаю Директор МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11» __________/ Н.А.Лазеева./ Приказ от « __» ____ 20__г. № ____ |
Рабочая адаптационная программа
по внеурочной деятельности
«Маленькие мастера»
на 2015 – 2016 учебный год
2 года
(срок реализации программы)
6-8 лет
(возраст обучающихся)
Составил: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Чувашова Татьяна Нургаяновна,
МБОУ «Начальная школа –
Детский сад № 11»
2015 г.
г. Зима
1.Пояснительная записка
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и, компетентного гражданина России.
Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
2. Общая характеристика курса
Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи программы:
1.Развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.
2.Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.
3.Формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Дети 6 – 8 лет способны на эмоционально – образном уровне выполнить предлагаемые задания: после рассматривания готового изделия, созданного руководителем, они сочиняют свой оригинальный объект дизайнерской мысли.
Предлагаемый материал может быть использован в качестве практического пособия всеми, кто заинтересован в развитии творческих способностей детей или хочет найти занятие по душе.
Содержание программы «Маленькие мастера» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Для занятий по программе «Маленькие мастера» необходимы следующие материалы: бумага цветная, картон, природный материал (засушенные листья деревьев, шишки, семена и др.), бросовый материал, мука, соль, клей, краски (акварель, гуашь).
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 6 -8лет.
3.Место курса «Маленькие мастера» в учебном плане
Программа рассчитана на 66 часов в год, занятия 2 часа в неделю.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать возрастные особенности детей. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Очень интересен в этой работе метод проектов.
В результате программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю личную и общественную, умозрительную и практическую… что оно вездесуще». (Т.Рибо)
Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам. Если при выполнении работы присутствовал метод проектов, его необходимо защитить.
Педагогические принципы:
- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося, этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично - поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Разделы программы
I. «Работа с бумагой и картоном». (15 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
III. «Работа с тканью». (5 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
IV. «Рукоделие из ниток». (2 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
V. «Работа с бросовым материалом». (7 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Методическое обеспечение
Условия реализации программы:
1.Психологическая готовность педагога, обеспечивающего детям возможность открытия и восхищения.
2.Наличие оборудования для осуществления задач программы.
3.Наличие материалов и инструментов для работы.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6- 8 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (Перчаточных, тростевых, марионеток и т.п.), которые могут выполнять роли гномов из страны Гномии. Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы предлагается использовать такие технические приемы, как: оригами, моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги, соленым тестом и пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, шишки, семена, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, гуашь.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
В результате работы по программе «Маленькие мастера» обучающиеся должны знать:
- основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
должны уметь:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- дизайнерски оформлять готовые формы
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
6. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план:
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Работа с бумагой | 15 | 1 | 14 |
3. | Работа с тканью | 5 | 1 | 4 |
4. | Работа с природными материалами | 4 | 1 | 2 |
5. | Рукоделие из ниток | 2 | 1 | 1 |
6. | Работа с бросовым материалом | 5 | 1 | 5 |
7. | Отчётная выставка работ обучающихся | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 6 | 27 |
Учебно – тематический план проведения занятий в 1 классе
Режим работы: понедельник – 11.30 – 12.10, вторник – 11.30 – 12.10
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы. | Понятия. | Планируемые результаты. | |
У У Д | Личностные результаты. | ||||
1. | Вводное занятие Соблюдение правил по технике безопасности. | Чем мы будем заниматься и чему учиться | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||
2. | Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» | Как появилась бумага | Оригами | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
3. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | Как появились ножницы | Аппликация | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. |
4. | Осенние фантазии из природного материала. | Что такое природный материал? | Мозаика | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. |
5. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Что можно смастерить из семян? | Парашют | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. |
6. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | Что можно сделать из лоскутиков ткани? | Аппликация | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. |
7. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление, контур. | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников |
8. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | Что можно смастерить из ниток? | Аппликация | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
9. | «Смешарики» из нарезанных ниток. Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Аппликация | Р, Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
10. | «Веселый автомобиль» | Что можно смастерить из фантиков? | Фантик, аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. |
11. | Букет из роз. | Что такое моделирование? | Моделирование | Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
12. | Новогодний ангелок. | Какой новогодний подарок можно сделать из бумаги? | Бумагопластика. | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
13. | Цветочные фантазии. | Как можно смастерить цветы из бумаги? | Торцевание. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. |
14. | Чудо-елочка. | Какие бывают новогодние ёлки? | Моделирование, вырезание. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
15. | Чудо-елочка. Продолжение работы | Как нарядить новогоднюю ёлку? | Украшение | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
16. | Беседа «Флористика». Картины из листьев | Какие картины можно «нарисовать» из листьев? | Флористика. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
17. | Картины из листьев. Продолжение работы. | Каких животных напоминают листья? | Флористика. | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
18. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Из чего делают мягкие игрушки? | Мягкая игрушка | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
19. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
20. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
21. | Собачка. | Как из бумаги сложить собачку? | Оригами. | Р. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. |
22. | Зайка | Как из бумаги сложить зайку? | Оригами. | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
23. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Как выполнить корзину? | Аппликация. | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. |
24. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Какие цветы можно сделать из бумаги? | Аппликация. | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками. | Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
25. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Как правильно оформить работу? | Аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
26. | «Парусник» | Что можно смоделировать из геометрических фигур? | Геометрические фигуры. | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
27. | «Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики». | Что такое мозаичное искусство? | Мозаика | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству. |
28. | Посуда из солёного теста | Из чего делают посуду? | Солёное тесто | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
29. | Игрушки из солёного теста. | Как сделать игрушку из солёного теста? | Солёное тесто | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
30. | Аппликация из пластилина. | Как можно рисовать с помощью пластилина? | Пластилин | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
31. | Аппликация из пластилина. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. |
32. | Ёжик. | Как смастерить бумажного ёжика? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности | |
33. | Отчётная выставка работ обучающихся | Чему научились |
Диагностика результатов образовательной деятельности:
Оценка результатов образовательной программы осуществляется посредством выставки. Несомненно, что на выставке будут представлены лучшие образцы детского творчества. Основная цель каждой отчётной выставки заключается, с одной стороны, в подведении итогов работы творческого объединения, а с другой - в определении дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы, того или иного вида творчества детей.
2 год обучения
Учебно-тематический план:
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Работа с бумагой | 15 | 1 | 14 |
3. | Работа с тканью | 5 | 1 | 4 |
4. | Работа с природными материалами | 4 | 1 | 2 |
5. | Рукоделие из ниток | 2 | 1 | 1 |
6. | Работа с бросовым материалом | 5 | 1 | 5 |
7. | Отчётная выставка работ обучающихся | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 6 | 27 |
Учебно – тематический план проведения занятий в 1 классе
Режим работы: четверг – 11.30 – 12.10, пятница – 11.30 – 12.10
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы. | Понятия. | Планируемые результаты. | |
У У Д | Личностные результаты. | ||||
1. | Вводное занятие Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. | Что умеем и знаем Чем будем заниматься и чему научимся | Инструктаж | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
2. | Закладка с использованием оригами «Карандаш» | Что знаем об оригами | Оригами | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
3. | Симметричное вырезание | Способы симметричного вырезания | Аппликация | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. |
4. | Осенние фантазии из природного материала. | Что такое природный материал? | Мозаика | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. |
5. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Что можно смастерить из семян? | Парашют | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. |
6. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселый городок». | Что можно сделать из лоскутиков ткани? | Аппликация | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. |
7. | «Веселый городок». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление, контур. | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников |
8. | «Животные» из нарезанных ниток. | Что можно смастерить из ниток? | Аппликация | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
9. | «Животные» из нарезанных ниток. Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Аппликация | Р, Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
10. | «Насекомые» | Что можно смастерить из фантиков? | Фантик, аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. |
11. | Букет из осенних листьев. | Что такое моделирование? | Моделирование | Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
12. | Звёзды и снежинки | Какой новогодний подарок можно сделать из бумаги? | Бумагопластика. | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
13. | Цветочные фантазии. | Как можно смастерить цветы из бумаги? | Оригами. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. |
14. | Чудо-елочки. | Какие бывают новогодние ёлки? | Композиции из выпуклых деталей. Оригами. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
15. | Чудо-елочки. Продолжение работы | Как нарядить новогоднюю ёлку? | Украшение. Аппликация. | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
16. | Картины из крупы | Какие картины можно «нарисовать» крупами? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | |
17. | Картины из крупы Продолжение работы. | Какие картины можно «нарисовать» крупами? | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности | |
18. | Мягкая игрушка «Шуршунчик» | Из чего делают мягкие игрушки? | Мягкая игрушка | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
19. | Мягкая игрушка «Шуршунчик». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
20. | Мягкая игрушка «Шуршунчик». Продолжение работы. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
21. | Лиса и лисята. | Как из бумаги сложить лису? | Оригами. | Р. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. |
22. | Весёлые гуси | Как из бумаги сложить гусей? | Оригами из кругов | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
23. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Как выполнить корзину? | Плетение. | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. |
24. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Какие цветы можно сделать из бумаги? | Аппликация. | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками. | Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
25. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Как правильно оформить работу? | Аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
26. | «Кораблики» | Что можно смоделировать из бумаги? | Оригами. | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
27. | «Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики». | Что такое мозаичное искусство? | Мозаика | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству. |
28. | Игрушки из солёного теста Лев | Как сделать игрушку из солёного теста? | Солёное тесто | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
29. | Игрушки из солёного теста. | Как сделать игрушку из солёного теста? | Солёное тесто | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
30. | Аппликация из пластилина. | Как можно рисовать с помощью пластилина? | Пластилин | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
31. | Аппликация из пластилина. | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. |
32. | Ёжик из гармошки | Как смастерить бумажного ёжика? | Гофрирование. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
33. | Отчётная выставка работ обучающихся | Подведение итогов. Проведение итогового контроля. |
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Список литературы:
1. Г.К. Берсенева «Бумага. Ткань. Тесто». Москва, Издательство «Астрель», 2001г..
2. М. Левина «365 весѐлых уроков». Серия «Внимание: дети!». Москва, Издательство «Рольф», 2000г.
3. С.И. Гудилина «Чудеса своими руками». Москва, Идательство «Аквариум», 1999г.
4. М.И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры». Ярославль, Издательство «Академия развития», 1997г.
5. О.В. Паруллина «Мир игрушек и поделок». Смоленск, издательство «Русич», 2000г.
6. В.В. Выгонов «Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели». Книга для учителя. Москва, Издательство «Первое сентября», 2002г.
7. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала». Москва, Издательство «Просвещение», 1991г.
8. М.А. Гусакова «Подарки и игрушки своими руками». Москва, Издательство «ТЦ Сфера», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
программа 1-4 классы внеурочной деятельности по ДПИ "Маленький мастер"
программа 1-4 классы внеурочной деятельности по ДПИ "Маленький мастер"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"
Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, с...
программа внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер"
программа по внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер" содержит пояснительную записку, содержание данного курса, требования к умениям и знаниям, учебно-тематический план, ценностные орин...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы
Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"
Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...