Педагогический проект комплексной программы "Город мастеров"
методическая разработка на тему
Данный педагогический проект может быть использован для работы как школьного летнего лагеря с дневным пребыванием детей, так и загородного оздоровительного лагеря как комплексная программа профориентационной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kompleksnoy_programmy_gorod_masterov.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГОРОД» -
БАЗА ОТДЫХА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «ВОЛГА»
Принята УТВЕРЖДАЮ:
протокол заседания Начальник филиала
педагогического совета ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»-
№ ___ от «___» __________20___г. база отдыха для детей и родителей «Волга»
______________________________ Р.Р. Ахатов
«___» _______________20____г.
Комплексная программа
«Город Мастеров»
Детского оздоровительного лагеря
ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» -
база отдыха для детей и родителей «Волга»
Возраст детей: 6 – 15 лет
Сроки реализации: 2014- 2015 гг.
Автор - составитель:
Старший воспитатель
Е.А. Андронова
Лысковский район
п. Берёзки
2014 год
1. Информационная карта ………..………………………………………………..…3
2. Аналитическая справка о деятельности оздоровительного лагеря ……...…..4
3. Пояснительная записка…………………………………………………………..…7
3.1 Введение……………………………………………………………………………7
3.2 Актуальность…………………………………………………………………….10
3.3 Концептуальные основы программы………………………………………...12
3.4 Психологическое обоснование программы………………………………….15
3.5 Цель и задачи…………………………………………………………………….18
4. Ожидаемые результаты……………………………………………………………18
5. Содержание деятельности и механизм реализации программы……………..20
5.1 Направление деятельности…………………………………………………… 23
5.2Сюжет и основное содержание игры …………………………………………26
5.3 Этапы реализации программы………………………………………………..27
6. Оформление лагеря ………………………………………………………………..28
7.1 Права и обязанности жителей острова.
7.2 Мониторинг настроения.
7.3 Органы соуправления.
7. Программа личностного роста ………………………………………………….32
8. План реализации программы …………………………………………………...33
9. Система лечебно-профилактической работы ………………………………...38
10. Организация питания…………………………………………………………...39
11. Организация доставки детей …………………………………………………..40
12. Система информировании общественности …………………………………41
13. Система внешних контактов лагеря …………………………………………42
14. Наличие охраны или службы безопасности …………………………………43
15. Методическое обеспечение ……………………………………………………..44
16. Кадровое обеспечение …………………………………………………………..45
17. Материально-техническая база ……………………………………………….47
18. Система контроля и оценки результативности программы ……………...52
19. Список литературы ……………………………………………………………..54
20. Приложения ……………………………………………………………………...55
1. | Полное название программы | «Город мастеров» |
2. | Автор-составитель программы | Андронова Е.А. , старший воспитатель |
3. | Руководитель программы | Ахатов Раиль Раисович, начальник филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»- база отдыха для детей и родителей «Волга» |
4. | Территория, представляющая программу | База отдыха для детей и родителей «Волга», Лысковского района Нижегородской области |
5. | Название проводящей организации | Филиал ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»- база отдыха для детей и родителей «Волга» |
6. | Адрес организации | 606247 Нижегородская область, Лысковский район, п. Берёзки, база отдыха для детей и родителей «Волга» |
7. | Телефон |
|
8. | Форма проведения | Лагерь с круглосуточным пребыванием детей |
9. | Цель программы | Создание оптимальных условий для самореализации личности каждого ребёнка через развитие духовно-нравственных качеств личности, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья. |
10. | Специализация программы | Оздоровительно-образовательная |
11. | Сроки проведения | с 31мая по 28 августа 2014 года. |
12. | Количество смен | 4 смены |
13. | Место проведения | База отдыха для детей и родителей «Волга» |
14. | Кадры | Старший воспитатель – 1 чел., Воспитатели – 7 чел., вожатые – 7 чел., Инструктор по физкультуре-1 чел., Инструктор по плаванию-1 чел., Педагог дополнительного образования – 2 чел., Аккомпаниатор- 1 чел., Ведущий дискотеки – 1 чел. |
15. | Официальный язык проекта | Русский |
16. | Общее количество детей-участников программы | 150 человек в смену, 4 смены, всего 600 человек |
17. | География участников | Возраст с 6 до 15 лет, дети работников ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» |
18. | Условия размещения | 6 отапливаемых спальных корпусов; главный корпус, в котором расположены: столовая, медпункт, конференц-зал с кинозалом, танцевальный зал, летняя эстрада, кружковая и игровая комнаты, комната воспитателей, библиотека, 4 спортивные площадки, открытый бассейн. |
19. | Краткое содержание программы | Программа направлена на формирование детского коллектива и всестороннее развитие личности ребёнка в течение 20-ти дней, используя опыт работы лагеря посредством КТД, экскурсий, состязаний, прогулок, оздоровительных мероприятий и других форм работы. Реализуется через сюжетно-ролевую игру, согласно которой дети, проходя различные испытания на всевозможных улицах Города Мастеров стремятся стать лидерами. |
20. | История осуществления программы | ДОЛ существует с 1993 года. Лагерь работает по проектам и программам различной направленности, но основной вид деятельности – игровая. С 1996 по 1999гг. работал по программе «Остров мечты». В 2000г. была разработана программа «Выше радуги». Наряду с данными программами в период осенних и зимних смен реализовывались следующие проекты:»Королевство кривых зеркал», «Детское ТВ», «Страна чудес», «Город деловых людей», «Снежное королевство», «Школа волшебства». С 2004 г. по 2007г. деятельность лагеря осуществлялась по программе «Время героя». С 2009 по 2012гг. лагерь работал по программе «Галактика ГАЗПРОМ», которая в 2009 году стала победительницей областного смотра-конкурса детских оздоровительных лагерей Нижегородской области в номинации «Загородные детские оздоровительные лагеря 2009». В 2011 году лагерь внедрял в жизнь программу «Зазеркалье». С 2012 по 2013г. лагерь работал по программе «Пионеры 21 века», приуроченной к 90-летию создания Всесоюзной Пионерской организации. В 2014 году возникла идея разработки комплексной программы профильной направленности «Город Мастеров». |
Аналитическая справка о деятельности оздоровительного лагеря.
Детский лагерь Филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»- база отдыха для детей и родителей «Волга» существует с 1993 года, осуществляя свою деятельность в периоды летних, осенних, зимних и весенних школьных каникул.
База отдыха расположена на живописном берегу реки Волга, находится в удалении от города. Свежий воздух леса средней полосы способствует здоровому отдыху.
Вместимость детского лагеря составляет ( с 2013г.) 150 человек в смену.
Развитая инфраструктура включает: 6 отапливаемых спальных корпусов (раздельный санузел, душевая, комната досуга – для сбора отряда); оборудованные спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная, футбольная, универсальная); открытый бассейн, летнюю эстраду. В административном здании расположены: столовая, медицинский блок, современный конференц-зал с видеоаппаратурой, танцевальный зал, кружковая и игровая комнаты, комната воспитателей, библиотека.
Территория базы отдыха огорожена и круглосуточно охраняется.
Педагогический коллектив детского лагеря набирается на временной основе. Но 60% состава педагогов регулярно приезжают работать в лагерь, что способствует сохранению традиций и формированию положительного имиджа лагеря. В лагере работают педагоги из образовательных учреждений Нижнего Новгорода, Лыскова, Дзержинска. Так же для работы в периоды детских смен привлекаются студенты педагогических ВУЗов, что позволяет деятельности педагогического коллектива быть восприимчивой к инновациям.
В период с июня 2012г. по март 2014 г. в лагере реализовывалась программа «Пионеры 21 века». Программа была приурочена к 90-летию со дня создания Всесоюзной Пионерской организации. Целью программы было развитие творческого потенциала детей и подростков через активную жизнедеятельность. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
- организовать полноценный отдых и оздоровление детей в загородном лагере.
- способствовать развитию детской инициативы через совершенствование системы соуправления.
- развить коммуникативные и креативные качества личности детей через апробацию игровой модели программы.
Для решения первой задачи была организована деятельность творческих мастерских: «Волшебные фантазии» (квиллинг, биссероплетение, изготовление поделок из кожи, подручного материала), «Радуга» (хореографическая студия), «До-ми-солька» (вокальная студия), спортивные занятия по интересам (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, плавание, лёгкая атлетика, туризм, хоккей). Также была проведена работа по профилактике и оздоровлению детей: закаливание, ежедневная зарядка, спортивные часы, посещение сауны, ФОКа г. Лыскова, спелеокамеры (дети с хроническим заболеванием лор-органов – 27% от общего числа), ингаляции.
Для решения второй задачи в лагере была организована работа органов соуправления. Дети активно участвовали в организации деятельности по программе (проведение зарядки, помощь в проведении мероприятий и соревнований). Также принимали участие в подведении промежуточных итогов (оценка конкурса отрядных уголков, конкурсов рисунков, оценка деятельности отрядов).
Решение третьей задачи способствовала организация и проведение КТД различных направленностей, отрядных мероприятий, где дети являлись не только участниками, но и организаторами (концертная программа в день вожатого, в родительский день, отрядные игры). Хочется отметить, что деятельность по программе была организована так, что в каждом мероприятии были задействованы все дети.
Летом 2014 года педагогическим советом лагеря было принято решение начать работу по программе «Город Мастеров», что, на наш взгляд, будет способствовать реализации задач по воспитанию самодостаточной, всестороннеразвитой личности современного ребёнка.
В рамках деятельности по программе детям предоставляется возможность активно участвовать в жизнедеятельности лагеря. Это способствовало развитию самостоятельности, умению принимать решения, а также ответственности за свои поступки. Также тематика смены позволит детям расширить свои знания о профессиях.
В целом, по результатам устных опросов (2013 год), деятельностью лагеря были удовлетворены: родители отдыхающих детей – 96%, педагоги – 89%, дети – 98%.
Пояснительная записка.
Введение.
Человеку, у которого нет любимого труда,
никакие сокровища и богатства культуры
не принесут радости.
В. А. Сухомлинский
Но слово есть одно, одно святое слово,
То слово - труд. Оно горит огнём,
Оно звучит чеканно и сурово.
Вся наша мощь, всё упованье в нём!
Д. Бедный
У каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности. Но чтобы эта потребность приобрела характер трудовой активности, требуются немалые воспитательные усилия. Еще К. Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Задачей любого воспитательного процесса является создание условий для формирования этой гражданской позиции. Современные требования к организации детского досуга как раз и подразумевают решение этой задачи.
Дело в том, что очень важно уже в подростковом возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Все это — залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
На современном этапе нашего общества наиболее значимым аспектом воспитания является воспитание активной творческой личности, способной к активной переработке социального опыта и к изменению окружающей социальной среды. Социальный заказ государства – человек, способный творить, то есть создавать на основе старого что-то новое, интересное, оригинальное.
Данная программа призвана способствовать формированию творчески активной личности ребёнка и его гражданской позиции.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность малыша (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень. Мы считаем, что залогом успеха будет выработка у ребенка привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные дела, важные для всей семьи, никто, кроме него, не сделает, вооружает ребёнка осознанием собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.
Но как же претворить в жизнь эту нелегкую задачу? Выбрать дело по душе, определиться в жизни такова главная мысль нашей программы. Мы выявляем пути, средства и возможности профориентации в условиях загородного лагеря.
Действительно, в чем же секрет нахождения своего призвания? Как может педагог помочь своим. Поэтому в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданско-патриотического воспитания, знание истории страны, связь поколений, обучение детей уважительному и толерантному общению друг с другом. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, уважение к людям труда, понимание личной ответственности за будущее страны. Сложность решения этой проблемы состоит в том, что основные понятия необходимо адаптировать для подрастающего поколения.
Бесспорно одно: молодому человеку, ищущему свое место в мире профессий, необходимо овладеть знаниями и навыками по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию. Это обязательный этап выбора профессионального будущего. В процессе выявления профессиональных склонностей и интересов загородные лагеря играют существенную роль. Именно в годы детства, как считают психологи, закладываются основы характера. Отсюда вытекает, что необходимо уделять больше внимания тому влиянию, которое оказывает профориентационное воспитание на формирование характера 6-15-летнего ребенка.
Действительно, в загородном лагере ребята могут встречаться с мастерами своего дела, принимать посильное участие в настоящем деле или, как говорят психологи, трудовые пробы. Особенно это полезно тем детям, у которых отсутствуют или не сформированы интересы, детям, способности которых разнонаправлены. Индивидуальные особенности детей (темперамент, способности) развиты настолько, что диктуют полноценное и полновесное проведение работы по выявлению ранних профориентационных склонностей детей.
Воспитатели могут расширять возможности ребенка, чтобы он смог попробовать себя в различных видах деятельности.
Профориентационное воспитание в лагере осуществляется в трёх направлениях:
- Нравственная подготовка к труду (формирование социально значимых мотивов труда, потребность в труде на пользу общества);
- Психологическая подготовка к труду (интерес к различным видам труда, профессиям);
- Практическая подготовка к труду (вооружение воспитанников профориентационными знаниями, общими умениями и навыками).
Педагогический коллектив лагеря работает над развитием такой системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и интеллектуальный облик личности через игру, экскурсии, КТД. Педагоги, проводя раннюю профориентацию, убедились на собственном опыте, что такой разносторонний подход дает очень многое для правильного выбора профессии.
Формы для этой работы разнообразные: экскурсии, моделирование, встречи с работниками различных специальностей, конкурсы на лучшее сочинение и лучший рисунок по профориентационной тематике, альбомы на темы «Труд вокруг нас», «Кем быть?», «Где работают наши папы и мамы?» «Пусть меня научат», «Чей это инструмент?», «Какие профессии живут в нашем доме?», поделки ребят, сочинения, рисунки (пользуются большим успехом на родительских собраниях), описания профориентационных ролевых игр и много других нужных и полезных дел.
Такая профориентация интересна и полезна детям, будит и активизирует их мысль.
Творчески работающие педагоги абсолютно правы в том, что любое КТД, в разумных пределах, может нести профориентационную направленность: связь изучаемого материала с профессией, обращение к личному трудовому опыту детей, формирование понятий, игровые моменты, связанные с выбором профессии, ролевые игры и ситуации и т. д. Отбирая те или иные формы профориентационной работы, соответствующие психологическим особенностям детского возраста, учителя вносят в них элементы игры и творчества.
Однако наибольшей воспитательной эффективностью обладает совместная трудовая деятельность. В коллективном труде детям приходится вступать в непосредственные контакты, помогать друг другу, через игру воспитывается привычка работать вместе. Реализуя работу над данной проблемой, было решено выбрать форму работы - сюжетно-ролевая игра, т.к. игра - естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих воспитательной силой. Игра является неотъемлемой частью духовного, художественного и физического воспитания.
В задачи профориентационного воспитания входит привитие любви и уважения к людям труда, ознакомление воспитанников с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, формирование в процессе жизнедеятельности и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессий и получение профессиональной подготовки.
Дети 6-8 лет обладают неиссякаемым желанием трудиться, но со временем это желание может угаснуть, если труд, становясь знакомым и обычным, теряет для ребенка свою новизну. Также дети в силу своего возраста не могут качественно выполнять конкретную работу, не знают, как можно принести пользу обществу. Поэтому мы применяем в своей практике разнообразные формы: коллективную (массовую)- уборку территории, праздники труда; групповые - кружки, экскурсии, игры; индивидуальные - общественные поручения. Значительное место в профориентационном воспитании занимает соревнование. Оно стимулирует активность детей, вызывает чувство подъёма, энтузиазма и радости.
Любая профессия и специальность предъявляет определенные требования к человеку. Профессиональная пригодность формируется, она не дана человеку как некое врожденное качество. Уровень развития способностей зависит и от врожденных задатков и, в большей степени, от условий обучения и воспитания. Способности существуют только в движении и развитии.
Именно эти нравственные ориентиры выбраны педагогическим коллективом лагеря в качестве миссии летней кампании.
Программа деятельности летнего лагеря «Волга» ориентирована на создание социально – значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и профориентационное воспитание ребёнка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления и воспитания в условиях лагеря.
Профориентационная направленность проекта продиктована тем, что дети не знают профессии своих родителей. Отвечая на вопросы: «Кем работают твои родители?», «Кем ты хочешь стать в будущем?», они испытывали невероятные затруднения. Педагоги должны быть осторожны в своих предсказаниях будущей профессиональной успешности человека, на основе диагностического, тестового обследования.
Выбор профессии — это длительный поиск, и он должен быть правильно организован и, прежде всего психологически. Профориентационный опросник позволяет узнать, что ребенок предпочитает, к какому типу профессий по предмету труда (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ) преобладает (или отсутствует) склонность ребенка.
Приведенные ниже методики помогут проанализировать интересы и склонности детей, особенности их внимания, памяти, мышления, дадут ориентир в выборе будущей профессии.
Что дает психодиагностика? Во-первых, она помогает разобраться, в каком виде деятельности будет легче специализироваться ребёнку, а значит помогает выбрать профиль обучения, который в дальнейшем станет основой профессии.
Во-вторых, диагностика природных способностей помогает сразу внести ограничения в круг рекомендуемых профессий и на основании этого сформулировать индивидуальные рекомендации.
Актуальность программы.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, совершенствования личностных взаимосвязей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечения, игры, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
Лето - период, благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами между детьми.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организация оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы с подростками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей разного возраста в условиях оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием.
Лагерь с круглосуточным пребыванием детей призван создать оптимальные условия для их полноценного отдыха. Если считать приоритетными ценности и интересы детей, то атмосфера лагеря, его обстановка, структура и взаимоотношения в коллективе должны гармонизировать с их внутренним миром и образом жизни. На период летней лагерной смены должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста учащихся.
Ребенок – точка отсчета цели и смысла деятельности. Мерой измерения и функционирования лагеря для нас является мера физического и социального развития ребенка. Мы сторонники тенденции, которая предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремлений к общественной разнообразной творческой деятельности.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Продуманная организованная система планирования лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт.
Фактическое обновление деятельности летнего лагеря может произойти только при условии провозглашения самоценности детства, признания прав, интересов, желаний детей, когда ребенок станет системообразующим фактором деятельности лагеря.
Основной формой деятельности в нашем лагере является игра. Мы не случайно выбрали эту форму групповой деятельности. Мы считаем, что игра наделена исследовательским смыслом: она копирует, отражает, моделирует ситуации, существующие в реальной жизни, а также способствует созданию пространства, организованного для включения детей и подростков в социально-значимую деятельность и в творческую развивающую деятельность. Все это позволит получить практические навыки для успешной адаптации в жизни общества.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развития, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта. И нет лучшей поры для этого, чем лето.
Лагерь для ребенка - новое жизненное пространство, новая, очень интересная социальная среда. Это новые для детей люди. Главное в лагере - любовь и творчество. Нужно помочь каждому ребенку сохранить свою самобытность, найти себя, почувствовать себя в чем-то талантливым.
Лагерь представляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром. Каждый ребенок ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для игр. Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обуславливают физическое, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.
Опыт работы нашего оздоровительного лагеря показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры на поляне, во время прогулок поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшают количество отрицательных поступков со стороны детей.
Из анкет ребят видно, что игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: «в игре человек учится себя вести ...», «игра - дело, где проверяются твои знания, сила, ловкость, сноровка, где все делаешь с удовольствием».
В рамках тематической смены предполагается проведение коммуникативных, ролевых, интеллектуальных, спортивных игр, игровых программ и конкурсов, организованных и проводимых разработчиками программы «Город Мастеров».
Мы планируем организовать в нашем лагере такие формы спортивно-оздоровительной деятельности: ежедневные зарядки, подвижные игры на воздухе, спортивные состязания, коррекционные занятия с элементами лечебной педагогики, занятия в ФОке, просветительная работа медицинского работника.
Реализация воспитательных подпрограмм деятельности летнего школьного лагеря может быть успешной только при социальной защищенности детей: безопасной досуговой среде, благоприятной эмоциональной атмосфере.
Самочувствие ребенка в летнем школьном лагере зависит от того, как складываются у него отношения с взрослыми, со сверстниками, нашел ли он поле деятельности для собственной самореализации, самоутверждения. Поэтому акцент в философии жизни лагеря мы делаем на разнообразии видов деятельности, на их социальную значимость и индивидуальную привлекательность для всех участников воспитательного процесса нашего многопрофильного учреждения.
Основные задачи программы
- Проведение с детьми работы, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом;
- Развитие творческих способностей детей;
- Воспитание культуры поведения;
- Формирование у детей навыков общения и толерантности;
- Привитие основ здорового образа жизни;
- Закладка основ по профориентации.
Концептуальные основы программы.
В основу концепции программы положены идеи развития школьной воспитательной системы, которая выполняет следующие функции круглогодично, в том числе и в каникулярное время:
-Рекреативно-релаксационная (восстановление психических и физических сил ребенка, активный отдых и развлечение, использование природного и климатического фактора);
-Развивающая (развитие кругозора, интеллекта, эмоциональных сил ребенка,
творческого потенциала и стимулирование его саморазвития и самореализации;
коммуникативная система межличностных отношений, овладение культурой общения);
-Образовательно-компенсаторская (творческая деятельность развивающего характера, самообразование, дополнительное образование);
-Социально-реабилитационная (создание условий для социальной адаптации детей
нуждающихся в особой заботе государства);
-Воспитательное пространство в каникулы рассматривается нами не только как временное местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные знания и навыки, где расслабляется и занимательно проводит свое свободное время, но и как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям;
-Организованный отдых в каникулярное время позволяет одновременно реализовывать развивающую, оздоровительную, культурологическую, коммуникативную функцию.
Принципы:
В основу системы воспитания в лагере заложены принципы гуманистической педагогики:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
2. Природообразность воспитания:
- предполагается обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительное отношение между взрослыми и детьми,
- уважение и терпимость к мнению детей,
- создание ситуации успеха;
- соуправление в сфере досуга;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней.
4. Деятельностный подход к воспитанию:
- организация жизнедеятельности лагеря как основы воспитательного процесса.
5. Дифференциация в воспитании:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня)
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Принцип открытости:
- участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.
7. Средовой подход в воспитании:
- педагогически целесообразная организация среды в лагере, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).
8. Непрерывность процесса воспитания:
- преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
9. Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
- поощрение достигнутого;
- признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:
- обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права
на информацию;
- предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
- взаимоуважение всех участников работы лагеря.
11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).
13. Принцип демократичности:
участие всех детей и подростков в программе развития творческих
способностей.
Педагогический коллектив руководствуется в своей работе следующими педагогическими принципами:
- Учёт личностных особенностей каждого ребёнка;
- Безопасность проводимых мероприятий;
- Создание условий для проявления своих способностей участниками смены во всех областях досуговой и творческой деятельности;
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- Чёткое ограничение временных рамок всех видов деятельности при планировании мероприятий по программе;
- Распределение обязанностей между всеми участниками программы;
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать своё мнение о прошедшем дне.
Основные методы реализации программы:
- рассказ
- объяснение
- диспут
- этическая беседа
- инструктаж
- пример
- упражнение
- поручение
-воспитывающие ситуации
- поощрение
- наблюдение
- практическая работа
Основные формы реализации программы:
- Коллективные творческие дела
- конкурсы
- концерты
- игры на местности
- соревнования
- отрядные огоньки
- эстафеты
- круглые столы
- психологические тренинги.
Образовательно-воспитательный процесс в лагере направлен на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка. Но, в отличие от школы, в лагере эти условия создаются не столь строгим, назидательным путём. Здесь педагоги имеют возможность стать для детей не столько учителями, сколько наставниками за счёт современного погружения в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
Погружая ребёнка в атмосферу лагеря, мы даём ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. Здесь дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
Детский оздоровительный лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Психологическое обоснование программы
«Город Мастеров».
Основными психологическими условиями взаимодействия субъектов образования в летнем лагере являются:
а) максимальная реализация в работе с воспитанниками лагеря возможностей,
резервов каждого возраста;
б) развитие индивидуальных способностей школьников - интересов склонностей, способностей, самосознания;
в) создание благоприятного для развития ребенка психологического
климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками.
С целью реализации творческого потенциала воспитанников лагеря введена система кружковой работы, призванной создать благоприятные условия для раскрытия разнообразных способностей каждого ребенка.
Осознанию своих возможностей и склонностей, выявлению внутренних резервов личности способствует курс психологического тренинга - «Я - это я!».
Поскольку основной целью летнего лагеря является оздоровление детей, то предполагается рассматривать несколько аспектов здоровья:
- - физический,
- - психологический,
- - интеллектуальный.
- - социальный.
В зависимости от рассматривания каждого аспекта здоровья, в целях обеспечения психологического здоровья каждого ребенка педагогический коллектив лагеря ставит перед собой следующие задачи:
Физический аспект: «Укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий (закаливание, обливание, воздушные ванны, проведение аэробики, походы, экскурсии), организация правильного питания, питьевого режима.
Психологический аспект: 1. Создать благоприятные психологические и
педагогические условия для индивидуализации
каждого ребенка.
2.Помочь детям в самораскрытии, в самоанализе и
позитивном самопринятии.
3.Способствовать раскрытию творческих способностей
личности.
Интеллектуальный аспект: «Создать условия для интеллектуального роста детей,
помочь им в передаче приобретенных знаний,
навыков сверстникам для реализации творческого
потенциала каждого участника смены».
Социальный аспект : 1. Способствовать созданию эффективной ненасильственной
коммуникации в микрогруппах по интересам в отряде со
сверстниками.
2. Организовать не регламентируемое общение между
педагогом и учащимся в условиях лагеря с целью наиболее
эффективного принятия друг друга.
В связи с перечисленными аспектами здоровья и выявленными интересами детей, организовано:
1. Спортивные игры.
2. Цикл бесед - «Мое здоровье в моих руках».
3. Проведение ежедневной утренней зарядки.
4.Оздоровительные мероприятия (солнечные и воздушные ванны, купание под контролем
медсестры).
5.Посещение ФОКа.
6.Организация часов здоровья (спортивные мероприятия, праздники, викторины);
7. Организация прогулок, экскурсий;
8. Проведение общелагерных игр и соревнований.
Учитывая возможности организации летнего отдыха, одним из основных принципов работы считаем индивидуальный подход к ребенку.
В связи с этим, в лагере особое внимание уделяется детям «Группы риска», имеющим различные проблемы личностного развития.
Педагоги лагеря поставили задачи:
-коррекция поведения детей «Группы риска»;
-оказание помощи ребенку в формировании позитивных ценностных ориентации, нравственных привычек.
Для успешной адаптации детей в условиях лагеря опытными воспитателями обеспечивается психологическое сопровождение в отрядах. С этой целью педагоги проводят следующие виды работ:
- мониторинг экрана настроения детей;
- индивидуальные беседы с детьми, нуждающимися в психологической поддержке;
- подготовка и проведение отрядных мероприятий на сближение и развитие коммуникативных качеств;
- создание условий для самореализации каждого ребёнка в том виде деятельности, в котором он успешен.
Ключевыми понятиями в системе детского отдыха являются оздоровление и развитие. Оздоровление в более широком смысле, не только в физическом. Для этого необходима организация разнообразной творческой деятельности, дающей возможность нравственного и физического развития, при условии благоприятного экологического окружения, развития гражданской активности.
Создание оптимальных условий для самореализации личности каждого ребёнка через развитие духовно-нравственных качеств личности, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья, расширение знаний и представлений детей о различных профессиях.
Реализация целей будет достигаться в ходе решения следующих задач.
- Способствовать воспитанию у детей лучших черт гражданина-патриота через приобщение к истории родного края.
- Развивать активную жизненную позицию и познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
- Способствовать воспитанию у детей культуры здорового образа жизни, воспитывать гигиенические навыки, внутреннюю позицию по отношению к вредным привычкам через участие в спортивно-оздоровительной жизни лагеря.
- Расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, показать важность труда.
- Развивать творческие, интеллектуальные и физические способности детей через включение в систему коллективно-творческой деятельности и систему дополнительного образования.
- Формировать у детей навыки общения путём участия их в социально-активной деятельности по программе.
Ожидаемые результаты.
Содержание летнего отдыха определяется с учетом запросов детей и традиций лагеря. Лагерная смена поможет развиться ребенку в гражданско-патриотическом, профориентационном, экологическом направлении.
Через систему мероприятий сформируется познавательный интерес к экологическим проблемам, стремление принять участие в решении этих ситуаций.
А ежедневные оздоровительные занятия помогут укрепить здоровье ребенка, узнать о способах закаливания, повысить уровень владения навыками ЗОЖ.
У ребят улучшается взаимоотношение с другими детьми. Планирование дел на каждый день позволяет быть ребенку более собранным, бережнее относиться к организации свободного времени.
Лагерная смена позволит измениться ребёнку физически (закаливание, прогулка, спортивные мероприятия), расширить кругозор и, возможно, изменит психику в лучшую сторону. Предполагается, что в процессе путешествия через игровую деятельность воспитанники поднимутся на более высокую ступень в своем развитии. Также, хотелось бы, чтобы все получили удовольствие от отдыха сами и научились дарить радость другим, то есть, чтобы ребята выросли нравственно и улучшили свои положительные человеческие качества.
Так как процесс воспитания - это процесс непрерывного систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников, то к концу путешествия планируем, что ребята:
- полноценно отдохнут;
-сохранят и укрепят физическое и психологическое здоровье;
-расширят свой кругозор, разовьют организаторские и творческие способности;
- осуществили свой личностный рост;
-укрепят дружбу и расширят сотрудничество, несмотря на разный возраст;
- реализуют свои возрастные потребности путём игр и приключений;
- разовьют интерес к занятиям физкультурой и спортом;
- расширят социальный опыт;
- сформируют коммуникативные умения, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- сформируют навыки общения и толерантности;
- выработают навыки ручного и общественно-полезного труда;
- сформируют осознанное отношение к себе, как к части окружающего мира;
- расширят свои знания и представления о различных профессиях, их пользе;
- сформируют уважительное отношение к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты смены можно представить в виде таблицы:
№ | Ожидаемый результат | Способ фиксации |
1. | Формирование знаний и представлений о различных видах профессий. | Выпуск силами участников смены буклета «Мастерская талантов» |
2. | Сохранение и укрепление здоровья детей. | Отчёт медиков |
3. | Повышение уровня физической подготовки. | Отчёт инструкторов по физкультуре. |
4. | Формирование у детей новых знаний, умений, навыков. | Анкетирование детей, выставки объединения дополнительного образования «Волшебные фантазии», отчётные концерты. |
5. | Приобретение каждым ребёнком опыта взаимодействия в решении текущих проблем. | Анализ участия ребёнка в жизни отряда и лагеря в целом (личностный рост). |
6. | Создание положительного эмоционального климата в коллективе. | Анализ экрана настроения, наблюдения воспитателей. |
7. | Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов. | Анкетирование детей, совместное участие в отчётных мероприятиях. |
Содержание деятельности и механизм реализации программы.
Направления деятельности.
Используя опыт прошлых лет и современные подходы, считаем целесообразным, включить в программу работу по шести модулям.
Спортивно-оздоровительный модуль:
Задачи:
- создать условия для формирования основ здорового образа жизни;
- укреплять здоровье, способствовать физическому и психическому развитию, добиваться
эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- способствовать всестороннему физическому совершенствованию функций организма, развитию
физических качеств;
- формировать двигательную активность ребёнка, его умения и навыки;
- обучить детей и подростков элементарным знаниям о своём организме, роли физических упражнений в его жизни;
- формировать в детях интерес и потребность в физических упражнениях.
Виды деятельности:
- проведение утренней зарядки;
- проведение спортивных соревнований и первенств по футболу, пионерболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, армрестлингу, дартсу, бадминтону;
- организация подвижных игр на свежем воздухе, пеших прогулок, обливания, принятия солнечных ванн, посещение ФОКа;
- организация купания в бассейне;
- проведение лечебной гимнастики и физиопроцедур;
- проведение турниров по различным спортивным играм, спартакиады между отрядами;
- организация и проведение физкультурных праздников.
Гражданско-патриотический модуль:
Задачи:
- создать условия для развития духовно-нравственной личности через всестороннюю деятельность детей и подростков в загородном оздоровительном лагере;
- способствовать обогащению внутреннего мира личности моральными и духовно-нравственными ценностями через различные мероприятия;
- вырабатывать правильные представления об общечеловеческих нормах морали, о любви, л сострадании, о милосердии;
- формировать интерес к истории России в целом, и родного края, в частности;
- развивать умение работать в коллективе, заботиться о младших, уважать старших.
Виды деятельности:
- психолого-педагогические тренинги;
- организация встреч с интересными людьми;
- работа творческих объединений, студий, библиотеки и читального зала;
- литературно-музыкальные вечера;
- совместные разновозрастные мероприятия;
Эстетический модуль:
Задачи:
- создать условия для творческого самоопределения детей и подростков в процессе занятий музыкой, хореографией, сценическим и изобразительным искусством;
- выявлять и развивать творческие и организаторские способности детей и подростков;
- способствовать позитивному самопознанию каждого отдыхающего ребёнка;
- создание атмосферы радости и успеха.
Виды деятельности:
- проведение общелагерных культурно-массовых мероприятий в соответствии с тематикой смены;
- организация работы творческих объединений и студий: танцевальный, вокальный, художественно-эстетический;
- показ детских художественных фильмов;
- проведение музыкальных часов (знакомство ребёнка с новыми песнями и направлениями музыки), вечеров бардовской песни;
- проведение тематических музыкальных программ и вечерних дискотек;
- проведение конкурса рисунков на асфальте по тематике смены.
Эколого-туристский модуль:
Задачи:
- привлечь внимание детей к природоохранной деятельности;
- создать условия для воспитания чувства ответственности к природе, настроить на безопасную грамотную туристическую деятельность;
- способствовать воспитанию культуры доброжелательного общения с природой;
- использовать игровые методы обучения, широкий спектр разнообразных занятий;
- обучить детей моделировать и анализировать экологические ситуации.
Виды деятельности:
- проведение общелагерной спортивной игры «Туристическая тропа»
- организация прогулок за территорию лагеря;
- экологический десант по прилегающей к лагерю территории;
- сбор гербария и другого коллекционного материала;
- проведение конкурса «Экологический плакат», «Мой край», «Волга - моя река»;
- проведение дидактических игр, тренингов на психологическое взваимодействие человека и природы, конкурса экологических агитбригад.
Интеллектуально-познавательный модуль:
Задачи:
- расширять кругозор детей;
- стимулировать познавательный интерес ребёнка и формировать стремление к постоянному пополнению багажа знаний;
- развивать у детей навыки коллективной мыслительной деятельности;
- создавать условия для развития у детей памяти, речи, внимания.
Виды деятельности:
- работа библиотеки и читального зала;
- проведение общелагерных интеллектуально-познавательных мероприятий;
- проведение отрядных игр, турниров, викторин и конкурсов;
- экскурсии в Лысковский краеведческий музей.
Профориентационный модуль:
Задачи:
- расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, показать важность труда.
Виды деятельности:
- организация выставок детского творчества;
- организация шефства над младшими отрядами;
- проведение конкурса рисунков «Моя будущая профессия», «Работа моих родителей»;
- проведение тематических коллективно-творческих дел.
Сюжет и основное содержание игры.
Для достижения поставленных задач решено выбрать форму сюжетно-ролевой игры. Игра-способ самоутверждения и самореализации детей. Игра доступна всем, следовательно, игра дает каждому проявить себя, самоутвердиться, помогает поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, побуждает интерес к действительности, развивает физические возможности, учит общению. Сюжет игры включает в себя быль и фантастику-это поможет сделать проект интересным для детей разного возраста.
Игра дифференцирована по возрасту детей и по приоритетным направлениям работы лагеря. Включение детей в игровую деятельность имеет в своей основе дифференцированный подход-изучение и оценку возможностей ребенка, сопоставление полученных результатов с требованиями к конкретной возрастной категории; отбор содержания, форм и методов, наилучшим образом соответствующих задаче компенсации недостающего, и стимулирующих развитие личности; разработка программы роста, рассчитанной на проявление инициативы, самостоятельности, творчества.
Сюжетно-ролевая игра «Город Мастеров» построена по мотивам серии книг о Незнайке Николая Носова, а также основана на научно-публицистической литературе.
Детям предлагается вместе с главным героем – Незнайкой, отправиться в путешествие по улицам города Мастеров, на которых их ждут много приключений, множество интересных и увлекательных встреч. Путешествуя, ребята будут освобождать улицы от царства ЕЁ Величества Лени, внезапно охватившей город и знакомиться с азами различных профессий. Вместе с тем каждый день предлагаются общелагерные и отрядные мероприятия экологического, патриотического, спортивно-оздоровительного, интеллектуально-познавательного характера.
УЛИЦА ДОБРЫХ ГЕРОЕВ
Цели: воспитание чувства товарищества, желания оказывать друг другу помощь, формирование таких ценных качеств, как стремление быть справедливым, уважительным, вежливым, милосердным, а также, формирование гражданского самосознания детей, любви к Родине.
УЛИЦА МУДРЫХ ЗНАЕК
Цели: формирование интеллектуального потенциала детей через разнообразную творческую деятельность, развитие логического мышления, внимания, обогащение словарного запаса.
УЛИЦА ОЛИМПИЙСКИХ РЕКОРДОВ
Цели: формирование навыков здорового образа жизни, физическое развитие участников смены.
УЛИЦА ВЕСЁЛЫХ ТУРИСТОВ
Цели: формирование культуры отношений с природой, развитие кругозора, любознательности.
УЛИЦА ЗОЛОТЫХ РУК
Цели: познакомить с различными видами профессий, прививать уважение к людям труда.
УЛИЦА ТВОРЧЕКИХ ФАНТАЗИЙ
Цели: формирование эстетического вкуса у детей, формирование навыков создавать красивое, пробуя свои силы в многообразных формах эстетической деятельности.
УЛИЦА ТАЙНЫХ СЮРПРИЗОВ
Цели: формирование творческой активности, создание праздничной атмосферы, развитие фантазии у ребят, формирование навыков удивлять друг друга.
В ходе игрового сюжета каждый ребенок имеет возможность проявить свои творческие, художественные, физические, интеллектуальные и лидерские качества, а также показать экологические и профориентационные знания, т.е. повысить свой личностный рост.
Во время путешествия ребята попадают в различные ситуации, встречаются на остановках, узнают друг о друге что-то новое, помогают друг другу. В течение смены дети участвуют в играх, соревнованиях, конкурсах, объединенных общей целью - восстановить нормальную жизнь города Мастеров.
Выбор названий отрядов, они будут называться - Мастерские, тоже был неслучайным и связан с профориентацией. Ребята выбрали одно из направлений (разделов экономики): здравоохранение, образование, промышленность, экология, культура, сельское хозяйство.
На время смены каждый отряд получает свои знаки отличия – галстуки определенного цвета ( жёлтый, синий, зелёный, белый, оранжевый, фиолетовый), а также отрядный флаг того же цвета, что и галстуки. Ребятам предлагается продумать для своего отряда эмблему, девиз, речёвку, песню, а также отрядное место.
Улицы разнообразны, разнообразны и мероприятия, проводимые в рамках этой темы, но все они направлены а одно – создание приятной атмосферы, способствующей хорошему отдыху и оздоровлению ребят. Все мероприятия построены таким образом, что в них задействованы все ребята. Массовые мероприятия и дела чередуются с занятиями по интересам (рисование, настольные игры, чтение книг, разгадывание кроссвордов, занятия по интересам).
Все 6 отрядов разбиты на 2 возрастных группы: старшая (1,2,3 отряды) и младшая (4,5,6 отряды). Это сделано для того, чтобы в соревновании все ребята были равны. Каждые три дня собирается совет мудрейших, подсчитывает баллы активности каждого отряда и лидеры в каждой группе получают очередную букву, таким образом, каждый отрыд к концу смены может набрать полностью слово: МАСТЕР
На прохождение каждой улицы в лагере отводится трёхдневный период, по окончании которого на Лидер-линейке подводятся промежуточные итоги:
- присвоение очередного звания самым активным ребятам (отслеживается в отрядах);
- вручение очередной буквы отрядам согласно «Журналу роста отряда» для дальнейшего их выставления на Доску достижений отряда;
- награждение отрядов грамотами по итогам конкурсов.
У каждой мастерской свой ларец, куда ребята складывают свои трофеи.
В конце смены накапливается зрительный ряд (выставки поделок, рисунков), который выполнен руками детей во время остановок на различных улицах города, а также наблюдают за картой путешествия и восстанавливают макет города Мастеров с улицами профессий.
Главное в ДОЛ – не давать детям скучать. Дела должны быть интересны всем. Ребятам очень нравится, если их отряд отличается от других. Поэтому необходимо позволить ребятам оформить отрядный уголок так, как им хочется. Навязывать ничего не нужно, ребята должны принять решение сами, руководитель только даёт советы и направляет.
В данной программе используются различные формы работы:
- релаксационные;
-игровые;
-анкетирование;
-экскурсии;
-трудовая терапия;
-оздоровительные мероприятия;
-культурно-массовые мероприятия.
Этапы реализации программы.
Программа работы включает в себя четыре периода:
- Подготовительный ( до начала сезона)
- Организационный (с 1 по 3 день). В этот период происходит запуск игры, целей и задач, выбор органов управления.
- Основной (с 4 по 19 день). В этот период происходит развитие сюжета игры.
- Итоговый или заключительный (с 20 по 21 день). Подводятся итоги игры, анализируется участие в ней каждого ребенка, проводится награждение участников.
Подготовительный этап
Цель: раскрыть перспективы деятельности детей в лагере, заложить основы организации работы по программе, учитывая прошлый опыт и основываясь на традиции лагеря.
Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему сезону начинается за 2 месяца до открытия оздоровительного лагеря. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при начальнике базы отдыха «Волга» по подготовке территории лагеря к летнему сезону;
- издание приказа по базе отдыха «Волга» о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности загородного оздоровительного лагеря «Волга»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
-подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
- комплектование отрядов.
Организационный этап длится 3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, знакомство;
- проведение входного анкетирования;
- проведение диагностик по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, его ритуалами и традициями;
- внесение последних корректировок в план программы;
- запуск программы «Город Мастеров».
Основной этап смены начинается после торжественного открытия лагеря.
Цель: создание условий для реализации основной идеи программы применительно к каждому ребёнку и закрепление воспитательных результатов, достигнутых при помощи приёмов игры в неигровом поведении.
Основная идея этого этапа - заметить каждого ребёнка, предоставить ему возможность проявить себя в различных видах деятельности, создать ситуацию успеха. Межличностные отношения детей 6-15 лет строятся на эмоциональной основе. Поэтому необходимо включать ребят в творческую коллективную деятельность, помогать им эмоционально «проживать» свои и коллективные успехи. Воспитателями развивается в детях «социальная взрослость» путём включения их в соуправление, в активную общественно- полезную деятельность.
Основной деятельностью этого этапа является реализация основных положений программы:
- вовлечение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности в рамках программы;
- работа творческих мастерских и спортивных секций;
- методическая работа с педагогами;
- анализ и диагностика промежуточных результатов.
Заключительный этап смены.
Цель: определение степени реализации воспитательных задач, уровня сформированнности временного детского коллектива.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности ДОЛ «Волга»;
- анализ предложений детей и педагогов по корректировке плана реализации программы «Город Мастеров».
Оформление лагеря
Символы и атрибуты лагеря:
- эмблема
- флаг
- гимн
- девиз
- отрядное место
- законы
- заповеди
- правила
- права и обязанности жителей
Информационная стена («Уголок» лагеря):
- Название смены
- девиз
- эмблема
- гимн лагеря
- план работы (на смену)
- распорядок дня
- списки отрядов
- список актива лагеря
- коллективный рост
- песни лагеря
- днёвки (план работы на день, с учётом корректировок программы)
- мониторинг-карты
- информационная страничка (результаты анкетирований, объявления, газета лагеря)
Отрядные уголки:
- название отряда
- девиз
- речёвка
- отрядная песня
- список отряда (по комнатам)
- список актива отряда
- распорядок дня
- план работы отряда (на смену)
- днёвки ( на каждый день, с учётом корректировок программы)
- личностный рост ребят
- экран настроения
- награды отряда
- поздравления.
Ни минутки не теряй,
Кто слабее, помогай.
Оглянись скорей вокруг,
Нет ли дел для наших рук.
- Закон территории (без разрешения не покидать границы Острова)
- Закон 0:0 (точно и рационально использовать время)
- Закон зелени (охрана природы)
- Закон уважения чужого труда
- Закон доброго отношения к людям
- Закон «поднятой руки» (уметь выслушать до конца, не перебивать)
- Закон свободы слова
- Закон доверия и ответственности (у нас нет слов «не хочу», «не могу»)
- Кто, если не ты?
- Каждое дело до конца!
- Все дела – творческие, иначе зачем?
- Пришел – не молчи! Говоришь – думай!
- Не согласен – спорь! Критикуешь – предлагай!
- Живи для улыбки друга!
- Только все вместе, только все дружно, а иначе нам не нужно!
- Учись делать добро каждый день!
- Не тот мастер кто впереди идет, а тот - кто за собой ведет.
- Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!
- На земле будет светлее, если мы будем добрее.
На земле все друзья, ведь мы дружная семья.
- Люби песни, танцы, смех. Радость раздели на всех.
- Аккуратным надо быть, чтоб неряхой не прослыть.
- Уважай старших, не обижай младших.
- Природу не уродуй, природу не обидь,
Родился человеком, так должен им и быть.
- Право безопасности жизни и социальной защищенности.
- Право на участие в управлении сменой (избирать и быть избранным в органы соуправления)
- Право на получение информации
- Право на планирование и оценку работы
- Право критики и предложения
- Право на собственное мнение
- Право коллективного и индивидуального творчества
- Право инициативы
- Право на познание и развитие
- Право на взаимопомощь и поддержку
- Право на любовь и взаимопонимание
- Право на уважение личности
- Четкое выполнение программы смены и распорядка дня
- Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины
- Выполнение требований органов управления и педагогического коллектива в рамках их компетенции
- Соблюдение чистоты и порядка в хижинах и на территории острова
- Уважительное отношение к старшим
Мониторинг настроения.
У каждой мастерской «растет» дерево – береза – символ России. Ежедневно дети наклеивают листочки на березу, которая отражает настроение ребенка.
- «отлично»
- «хорошо»
- «хотелось бы лучше»
В конце дня служба досуга подводит итог. Определяется преобладающий цвет листочка на каждый день, который вывешивается на общелагерную березу настроения.
Функция органов соуправления.
Жизнь участников смены организована по принципу соуправления, которое нацелено на активизацию и развитие их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.
Поэтому для реализации творческих способностей, развития лидерских качеств, самоутверждения в лагере на протяжении всей смены функционируют органы детского соуправления, работающие в тесном сотрудничестве с педагогами.
На время смены дети становятся горожанами. Они распределяются по отрядам - мастерским. У каждой мастерской есть свое название, девиз, песня. Руководят жизнедеятельностью мастерских мастера (выбранные лидеры). Воспитатели и вожатые на время смены становятся бригадирами. В каждой мастерской существует:
- Служба быта (организует трудовые десанты, распределяет территорию для уборки, контролирует чистоту и порядок в отряде).
- Служба досуга (отвечает за подготовку и проведение КТД)
- Служба информации (освещает работу отряда через информационно-художественный ряд, оформляет листовку «День за днем», отрядный уголок)
- Спорт-служба (проводит утреннюю зарядку, организует спартакиады, помогает в организации общелагерных спортивных мероприятий)
Представители этих служб объединяются в управляющие центры:
- центр службы быта;
- центр информации;
- центр службы досуга;
- центр спорт-службы.
Каждый третий день они собираются на планерку.
Руководит путешествием центр управления. В него входят:
-начальник центра управления - управляющий производством
(начальник лагеря);
-координаторы путешествия - начальник мастерских
(старший воспитатель)
-диспетчеры путешествия - инструктора
(воспитатели, вожатые);
-специалисты (командиры отрядов).
УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРОИЗВОДСТВОМ
НАЧАЛЬНИК МАСТЕРСКИХ
ИНСТРУКТОРА
СПЕЦИАЛИСТЫ
ГОРОЖАНЕ
В период всего путешествия Центр управления – высший законодательный орган. Он собирается ежедневно на планерку, обсуждают предстоящие дела, подводит итоги, осуществляет обмен информацией, контролирует работу в течение всего дня.
ГОРОДСКАЯ ДУМА
СОВЕТ ИНСТРУКТОРОВ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
служба пресс- спорт- служба
быта служба служба досуга
ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ (МАСТЕРСКИЕ)
Для полноценной реализации программы в форме ролевой игры организаторами были продуманы функции органов самоуправления.
Городская Дума ( общий сбор всех участников смены) – проводится не реже двух раз в смену. Он имеет право вносить изменения, дополнения в программу. Общим голосованием принимает Законы лагеря, изменяет их.
Городской совет – это исполнительный орган, который осуществляет свою работу в период между общими сборами, членами которого являются специалисты (командиры отрядов). Функциями Городского совета являются: отчёт о деятельности отряда, решение проблем повседневного характера, связанных с жизнедеятельностью отряда.
Совет Инструкторов (педагоги) – решает вопросы педагогического руководства программой и коллективом, определяет направления и приоритеты педагогической работы, осуществляет планирование и анализ деятельности.
Служба быта – решает вопросы организации деятельности отрядов в сфере чистоты и порядка, а так же следит за своевременным выполнением промежуточных задач.
Пресс-служба – организует работу по информационному обеспечению участников смены, выпускает лагерную газету «Городские вести», отвечает за заполнение анкет и мониторинг-карт в отрядах.
Спорт-служба – отвечает за спортивный инвентарь в отрядах, помогает инструкторам по физкультуре в организации и проведении спартакиады, различных соревнований и матчей.
Служба досуга - отвечает за подготовку и проведение КТД внутри отряда и лагеря.
Программа личностного роста ребёнка.
На начальном этапе вводные данные даёт управляющий производством. Он объясняет, чтобы познать окружающий мир и получить знания о родном крае, стране, ЗОЖ, профессиях, необходимо решить ряд поставленных задач и одна из них, это участие в различных мероприятиях.
Рейтинг личностного роста – форма индивидуального соревнования, сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела отряда.
В ходе путешествия каждый может показать себя и проявить свои способности.
Очень важно, что каждый ребенок видит результат своей работы. Знаки отличия вывешиваются в мастерских на листках личностного роста каждый день напротив фамилий участников путешествия. Учитываются все дела за день. Это побуждает стремление ребенка к большим успехам, воспитывают уверенность в себе, самостоятельность, даёт возможность для развития творческих способностей.
В процессе проведения игры ребёнок обучается разрабатывать игры, анализировать итоги их проведения.
Во время каждой смены по программе «Город Мастеров», попадая на территорию лагеря дети принимаются в ряды «Приезжих». На открытии лагерной смены ребята становятся «Горожанами». Каждому Горожанину вручается галстук определённого цвета, соответствующего цвету его отряда.
Перед детьми ставится цель: пройти все испытания, которые их ждут на пути. По результатам прохождения каждой улицы на Лидер-линейке (каждые 3 дня) подводятся итоги участия каждого ребёнка в жизни отряда и лагеря в целом. Самые активные участники получают очередное звание. Те дети, которые успешно прошли все шесть улиц принимаются в «МАСТЕРА» города.
Итоги подводятся по каждому виду деятельности, при этом оценивается буквально всё:
- чистота и уют в мастерской;
- аккуратность принятия пищи в столовой;
- спортивная работа, участие в утренней зарядке;
- интересные дела, участие в мероприятиях, активность, инициатива;
- участие в экологических мероприятиях;
- участие в профориентационных конкурсах: рисунков, поделок.
Ступеньки роста:
Наблюдатель (ВСЁ ВПЕРЕДИ! – интересуется деятельностью в лагере)
Новичок (НАЧАЛО ТРУДНОГО ПУТИ! – стремится участвовать в мероприятиях, в деятельности детских объединений)
Умелец (СВОЙ СРЕДИ РАВНЫХ! – участвует во всех отрядных и общелагерных мероприятиях)
Знаток (ДОБИЛСЯ ПРИЗНАНИЯ! – принимает активное участие в жизни отряда и лагеря)
Подмастерье (ПРИ ВЛАСТИ! – является помощником воспитателя в организации деятельности отряда)
Мастер (САМЫЙ ГЛАВНЫЙ! – может вести за собой, организовать микроколлектив для конкретного дела)
План реализации программы
День | Название Улицы | Мероприятия |
1 | УЛИЦА ДОБРЫХ ГЕРОЕВ | Заезд Отрядные знакомства КТД «Знакомство с инструкторами» Дискотека |
2 | Работа творческих мастерских Формирование органов соуправления Подготовка к открытию смены Просмотр фильма | |
3 | Подготовка к открытию смены Торжественная линейка Открытие смены «Мы созвездие талантов!» Отрядные огоньки | |
4 | УЛИЦА ВЕСЁЛЫХ ТУРИСТОВ | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Верёвочный курс Просмотр фильма |
5 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Танцевальный марафон «Звёздное шоу» Дискотека | |
6 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Квест «В поисках клада» Просмотр фильма | |
7 | УЛИЦА МУДРЫХ ЗНАЕК | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Подготовка ко дню рождения А.С. Пушкина КТД «Уроки Добра» ( по сказкам Пушкина) Дискотека |
8 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Школа рекламного агента Просмотр фильма | |
Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Конкурс вожатского мастерства Дискотека | ||
9 | УЛИЦА ОЛИМПИЙСКИХ РЕКОРДОВ | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Открытие Спартакиады «Вперёд к рекордам!» Спортивные состязания Просмотр фильма |
10 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Весёлые забеги «В гости к нам пришёл Нептун!» Дискотека | |
11 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Спортивные состязания Закрытие Спартакиады «Выше только звёзды» Просмотр фильма | |
12 | УЛИЦА ТВОРЧЕКИХ ФАНТАЗИЙ | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Конкурс рисунков на асфальте «Цветное лето» КТД «Нарисуй мечту!» Дискотека |
13 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа Подготовка к Родительскому дню Мероприятия между отрядами «Ходим в гости» Просмотр фильма | |
14 | Торжественная линейка, посвящённая Родительскому дню. Концерт Свободное время Отрядные огоньки «Прощай, ватрушка!» Дискотека | |
15 | УЛИЦА ЗОЛОТЫХ РУК | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа КВЧГ «Ускоренная помощь» Просмотр фильма |
16 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа КТД «Путешествие по Золотому кольцу» Просмотр фильма | |
17 | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа КТД «Школа нюхачей» Дискотека | |
18 | УЛИЦА ТАЙНЫХ СЮРПРИЗОВ | Работа творческих мастерских Посещение ФОКа КТД «Мастер-ТВ» Просмотр фильма |
19 | День «Шиворот-навыворот» Линейка («передача» прав детям) КТД, подготовленное детьми Концерт вожатых «Равняйся на нас!» Дискотека | |
20 | Подготовка к закрытию смены Финальная игра мастеров Торжественная линейка Праздничная программа «Мастера на все руки!» Отрядные огоньки Дискотека | |
21 | Отъезд детей |
Методы работы для реализации программы
Наблюдение.
Оценка игры. Экипажи каждую игру оценивают по пятибалльной системе, затем вычерчивается кривая, которая покажет наиболее удачные мероприятия и менее интересные. Необходимо продумать повышение рейтинга таких мероприятий.
Диагностика настроения:
Настроение участников смены, их переживания и волнения, взаимоотношения, отношения к окружающей жизни образуют вместе психологический климат коллектива. Каждый день члены отряда наклеивают листочки березы определенного цвета. В конце дня работники службы досуга проводят анализ цвета листьев и выясняют общее настроение путешественников – краеведов. Наша задача – выяснить и помочь тем, кому неуютно и плохо.
Анкетирование:
Проводится дважды: в начале смены с целью знакомства с участниками смены и имеющимся у них представлением о смене( что бы они хотели получить, чему научиться): и в конце смены – для изучения эффективности смены.
Анкета №1
- Кто ты: мальчик или девочка
- Твой возраст
- Сколько раз ты уже посещал лагерь?
- Что ты любишь делать в лагере?
- Чему ты хочешь научиться за смену?
- В каких конкурсах ты хочешь участвовать?
- Я буду очень рад, если…
- Мне хотелось бы, чтобы…
- Я буду жалеть о том, что….
Анкета №2
Патриот
- Откуда появилось название Россия?
- Какие символы государства знаешь?
- Назови дерево – символ России.
- Назови столицу нашей Родины.
- Как зовут президента России?
- Назови города-герои.
- Кого из пионеров-героев можешь назвать?
- Каких героев - лысковчан, участвующих в ВОв ты знаешь?
- Перечисли великие реки России.
- Напиши пословицу о Родине.
Анкета №3
ЗОЖ
- В котором часу ты встаешь утром?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- Занимаешься ли ты в спортивных секциях, кружках?
- Сколько времени ты смотришь телевизор ежедневно?
- Сколько раз в день ты чистишь зубы?
- В котором часу ты ложишься спать?
8. Знаешь ли ты, что такое гигиена?
9. Как часто ты стрижешь ногти и чистишь уши, моешь голову?
10. Какие предметы гигиены должны быть индивидуальны для каждого человека?
Анкета №4
Экологическая
- Ты знаешь, что такое экология?
- Какие животные Нижегородской области нуждаются в охране?
- Какое участие ты принимаешь в охране окружающей среды?
- Какие заповедные места Нижегородской области вы знаете?
- В Нижегородской области вырубается много лесов. К чему это приведет?
Анкета №5
Профориентационная
- Ф.И. ребёнка.
- В какие игры ты любишь играть?
- Каким трудом занимаешься в семье?
- Названия каких рабочих инструментов ты знаешь?
- С какими из них умеешь работать?
- Кто тебя этому научил?
- Кем работают твои родители?
- Какие профессии ты знаешь ещё?
- Что тебе нравилось делать на уроках технологии?
- О какой профессии ты хотел бы узнать подробнее?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Какие предприятия нашего города ты знаешь?
Анкета №6
- Что стало самой большой победой и самым крупным поражением для тебя в смене?
- О чем ты расскажешь в первую очередь, когда вернешься домой?
- Что бы ты предложил сделать по-другому в нашем лагере?
Возможные риски
№ | Риск | Действия по устранению риска |
1 | Относительно постоянный состав детей на протяжении двух и более смен | Корректировка плана реализации программы |
2 | Необходимость дополнительного финансирования программы (призы, оформление, атрибутика) | Обращение к начальнику филиала Р.Р. Ахатову |
3 | Невозможность точного выполнения плана реализации программы из-за погодных условий | Корректировка плана реализации программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект комплексной программы Детского оздоровительного лагеря «Город ремёсел»
программа детского оздоровительного лагеря...
Педагогический проект комплексной программы «Последний герой»
Смена детско-оздоровительного лагеря «Остров мечты» в форме ...
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...
Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"
педагогический проект " У меня это хорошо получается"...
Приказ об итогах проведения городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме» от 19.12.2019 г.
Опыт работы представлен на городской конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городеКогалыме» (2019) по теме: «Цифровые о...