Отчет об экспериментальной работе
опыты и эксперименты на тему
Отчет об экспериментальной работе в рамках областной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 20.7 КБ |
karta_razvitiya_uud.docx | 20.22 КБ |
rezultaty_eksperimentalnoy_raboty_za_2012-2013_uchebnyy_god.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
Об экспериментальной работе по теме «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в ходе их проектной деятельности»
Руководитель эксперимента: доцент кафедры начального обучения ГОУ ДПО НИРО Рунова Т.А.
Ответственный за проведение эксперимента в МБОУ СОШ №169: заместитель директора по УВР Гордеева Т.А.
Исполнители работы:
Абашидзе Н.Е. – учитель начальных классов высшей категории
Апполонова Е.В. – учитель начальных классов высшей категории
Экспериментальная площадка является областной. Кроме МБОУ СОШ №169 в эксперименте участвуют школы г. Павлово, Дзержинска.
Эксперимент рассчитан на четыре года.
Гипотезой данного проекта является предположение, что проектная деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных действий.
Целью работы является создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативных универсальных действий учащихся начальной школы.
Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;
- выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;
- проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности.
Методы работы: практическая научно-исследовательская деятельность учащихся, её изучение и систематизация, мониторинг развития общеучебных, информационных и коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.
Стратегия работы над формированием коммуникативных УУД через метод проектов.
I этап – аналитический(1класс).
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такие виды деятельности, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые виды деятельности.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности.
Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность представлена по следующим направлениям:
- Такое построение урока, где необходима работа в парах, группах.
- Работа в консультировании и продвижении индивидуальных и групповых проектов.
- Мероприятия по предмету в классе.
- Участие в школьной научно – практической конференции с защитой учебных проектов.
- Участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.
- Работа с родителями. Учащиеся начальной школы, по моему мнению, в ходе подготовки материалов к проектам получили возможность улучшить контакт со своими родителями, почувствовали их помощь и участие, открыли для себя новые формы сотрудничества в семье.
Мониторинги.
Карта развития КУУД
В процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличилось, как и количество школьников, высокого уровня. Результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.
Анкетирование «Влияние участия в проекте на коммуникативные навыки».
В результате анализа данных были выявлены следующие коммуникативные навыки у детей: умение общаться на подобных мероприятиях (82%), умение устанавливать контакт с малознакомыми людьми без напряжения (43%), умение работать в группе (80%), общительность в целом (50%), умение доверять людям (39%). При этом многие участники стали с большим интересом относиться к другим людям (59%), нашли друзей по интересам (30 %) и стали менее застенчивыми (41%).
Таким образом, участие в проекте повысило коммуникативную компетентность многих детей, они приобрели навыки общения с другими людьми, научились кооперироваться с ними и работать в группе, находить общий язык.
Анализ данных и обобщение результатов позволяет сделать выводы о том, что проектная работа оказывает на участников влияние по следующим направлениям:
1) формирует навыки самопрезентации и выступления перед публикой;
2) повышает коммуникативную компетентность;
3) расширяет кругозор и информированность детей,
4) дает возможность детям стать более уверенными в себе, повысить самооценку и самоуважение;
5) является ярким впечатлением, приятным и полезным опытом для участников, повышающим инициативность и активность на уроках.
Таким образом, участие в проектной работе для детей можно называть продуктивным и эффективным с точки зрения формирования полезных знаний, умений и навыков.
Предварительный просмотр:
Карта развития УУД у учащихся 2-а класса МБОУ СОШ № 169
Дата заполнения 23. 09.2012г. Классный руководитель Апполонова Е.В.
Показатели | Фамилии учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
Алексеев | бобров | васильева | Воробьёв | Данилова | Дмитриев | Карась | Керимов | Козин | Котова | Кошкина | Кузнецова | Лашаев | Мациевич | Мольков | Музыченкоо | Наумов | Осокин | Поташкин | Родичева | Саидова | Светкина | Тальников | Федорова | Шипилова а | Шигаев | |||
Коммуникативные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||
Владение монологической и диалогической речью | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет связно построить предложение или короткий рассказ | - | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
2. | Умеет задавать учебные вопросы | - | 1 | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | |
3. | Умеет слушать, не перебивая | - | 1 | 2 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Умение договариваться | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет спорить без агрессии | - | - | 2 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
2. | Умеет договариваться и конструктивно участвовать в совместной деятельности | - | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Умение сотрудничать | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет выполнять порученные обязанности | - | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
2. | Умеет оказать помощь и поддержку | - | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
ОБЩИЙ ИТОГ | 0 | 6 | 14 | 11 | 7 | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 14 | 12 | 14 | 14 | 6 | 7 | 13 | 14 | 11 | 13 | 13 | 10 | 15 | 11 | 8 |
3 балла – устойчивое проявление (Высокий уровень)
2 балла – частое проявление (Повышенный уровень)
1 балл – эпизодическое проявление (Базовый уровень)
Личностные результаты:
7-10баллов – базовый уровень
11-16 баллов – повышенный уровень
17-21 баллов – высокий уровень
Высокий уровень | Повышенный уровень | Базовый уровень | Низкий уровень |
________ чел ___________% | _____13___ чел _50_% | _______9____ чел __34,6__% | _____4___чел___15,4___% |
Карта развития УУД у учащихся 2-а класса МБОУ СОШ № 169
Дата заполнения 15. 05.2013 г. Классный руководитель Апполонова Е.В.
Показатели | Фамилии учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
Алексеев | бобров | васильева | Воробьёв | Данилова | Дмитриев | Карась | Керимов | Козин | Котова | Кошкина | Кузнецова | Лашаев | Мациевич | Мольков | Музыченкоо | Наумов | Осокин | Поташкин | Родичева | Саидова | Светкина | Тальников | Федорова | Шипилова а | Шигаев | |||
Коммуникативные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||
Владение монологической и диалогической речью | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет связно построить предложение или короткий рассказ | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
2. | Умеет задавать учебные вопросы | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
3. | Умеет слушать, не перебивая | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |
Умение договариваться | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет спорить без агрессии | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2. | Умеет договариваться и конструктивно участвовать в совместной деятельности | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
Умение сотрудничать | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет выполнять порученные обязанности | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2. | Умеет оказать помощь и поддержку | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
ОБЩИЙ ИТОГ | 7 | 9 | 19 | 13 | 10 | 4 | 9 | 11 | 11 | 11 | 10 | 18 | 14 | 14 | 17 | 9 | 12 | 14 | 16 | 14 | 15 | 14 | 13 | 16 | 13 | 13 |
3 балла – устойчивое проявление (Высокий уровень)
2 балла – частое проявление (Повышенный уровень)
1 балл – эпизодическое проявление (Базовый уровень)
Личностные результаты:
7-10баллов – базовый уровень
11-16 баллов – повышенный уровень
17-21 баллов – высокий уровень
Высокий уровень | Повышенный уровень | Базовый уровень | Низкий уровень |
_____3___ чел _____11,5____% | _____16__ чел _61,5_% | _______7____ чел __23,2__% | _____3___чел___3,8___% |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта эксперимента Тема « Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в ходе их проектной деятельности » Руководитель проекта : доцент кафедры начального обучения ГБОУ ДПУ НИРО Рунова Т.А. Ответственный за поведение эксперимента в МБОУ СОШ № 169 : заместитель директора по УВР Гордеева Т.А. Исполнители : Абашидзе Н.Е. – учитель начальных классов высшей категории Апполонова Е.В. – учитель начальных классов высшей категории www.themegallery.com
Карта эксперимента: Гипотеза: проектная деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных действий. Цель работы: создание условий для процесса формирования КУУД учащихся младших классов через использование проектного метода. Объект исследования: процесс развития КУУД учащихся начальной школы. Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников. www.themegallery.com
Задачи: - изучить теоретический материал о формировании и развитии КУУД младших школьников; - выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников; - проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности. www.themegallery.com
Карта эксперимента www.themegallery.com Методы работы: практическая научно-исследовательская деятельность учащихся, её изучение и систематизация, мониторинг развития общеучебных , информационных и коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Карта проекта Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности ; активизация мотивации к обучению. www.themegallery.com
Этапы работы
Диагностики Волшебный коврик (2 Б класс) www.themegallery.com
Диагностики Рукавички (2 А класс)
Система работы Работа в парах
Система работы www.themegallery.com Работа в парах
Система работы Работа в группах (окружающий мир) www.themegallery.com
Система работы Работа группах(технология) www.themegallery.com
Система работы Мероприятия по предмету в классе.
Система работы Мероприятия по предмету в классе
Система работы Внеклассные мероприятия
Мониторинги Карта развития
Анкетирование Участники, которым Участники, которые в ситуации общения с малознакомыми людьми стало легче общаться на подобных мероприятиях не стало легче общаться на подобных мероприятиях стали испытывать меньше напряжения не стали испытывать меньше напряжения чел % чел % чел % чел % 36 82 8 18 19 43 25 57 Участники, которые Участники, которые научились работать в группе не научились работать в группе стали более общительными не стали более общительными чел % чел % чел % чел % 35 80 9 20 22 50 22 50 Участники, которые Участники, которые стали относиться к людям менее настороженно не стали относиться к людям менее настороженно нашли друзей по интересам не нашли друзей по интересам чел % чел % чел % чел % 17 39 27 61 13 30 31 70 Участники, которым Участники, которые стали интереснее другие люди Не стали интереснее другие люди стали менее застенчивыми не стали менее застенчивыми чел % чел % чел % чел % 26 59 22 41 18 41 26 59
Диссеминация опыта
Диссеминация опыта
www.themegallery.com
Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа "Всё начинается с книги".
Содержание экспериментальной работы – хорошее дополнение школьной программы, направленное на расширение кругозора, увеличение словарного запаса, образного восприятия окружающего мира младшим школьнико...
Экспериментальная работа по нравственному воспитанию
Общение детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время имееет огромное значение для развития ребенка, становления его как личности, формирования самооченки....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Проектно-экспериментальная работа учителя-логопеда МБОУ "Инсарская СОШ №1"Республики МордовияРодькиной Л.А.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...
Отчет по экспериментальной деятельности в 1 классе "В"
Данный отчет составлен психологом ЦО №491 Смирновой Е.А. В 1 классе "В" проводился эксперимент по влиянию цветов на развитие внимания, логического мышления учащихся....
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...