Экспериментальная работа по нравственному воспитанию
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Общение детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время имееет огромное значение для развития ребенка, становления его как личности, формирования самооченки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_rabota.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия №1516
Восточный административный округ
Экспериментальная работа по нравственному воспитанию заслуженного учителя России
Харитоновой Светланы Васильевны
Тема: общение на уроках чтения в начальной школе.
2010 учебный год
Москва
Настоящая сказка отличается тем, что никогда не прерывается ее связь с жизнью, потому что сказка строится на ней и к ней же возвращается.
Братья Гримм
Общение имеет огромное значение для развития ребенка, становления его как личности, формирования самооценки. Именно умение общаться определяет готовность ребенка к школе. Ведь понятие «общение» включает в себя множество коммуникативных умений, необходимых младшему школьнику, - это и умение слушать и слышать другого, умение участвовать в беседе, умение быть внимательным к самому себе окружающим, умение понимать чувства и настроение другого и др.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Хотя ребенок и сохраняет еще много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
«С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе» [2].
Дети 6–7 лет не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления контакта как друг с другом, так и со взрослым человеком. Со стороны взрослых даже самые хорошие объяснения, доказательства и доводы часто не могут достучаться до сердца ребенка, и тогда необходимо то, что они понимают и чувствуют лучше всего. Сказка. Именно сказка может разбудить те душевные качества, которые интересны, сокровенны, важны, актуальны для детей. И никакое сухое наставление не заставит появиться на свет стольким добрым и искренним чувствам, которые будут интересны не только для учителя, но и для них самих, ведь сказка – это не только способ познания окружающего мира и людей, но и себя самого. Изучение сказок не должно сводиться к простому пересказу. Духовно-нравственные проблемы естественны для сказок, и дети, сами не замечая того, включаются в обсуждение.
Свои занятия по общению я приурочила к изучению тех или иных сказок на уроках «Обучения грамоте». Тем более, что Горецкий В.Г., автор учебника «Русская азбука» и «Русская азбука плюс», который я использую на своих занятиях, отводит большое место сказкам. Работа была организована по командам, что уже стало началом формирования коммуникативных умений как между детьми, так и между взрослыми (установление понимания между самими родителями, а также между родителями и учителем очень важно, особенно в 1 классе). Команды учились общаться вместе, придумывали вопросы и задания, а также совместно с учителем разработали небольшой сценарий своего выступления по заранее данным темам, подходящим к темам уроков:
- Изучение буквы «Р». Выступление команды «Подводное царство». («Русская азбука, 1 класс», стр.68-69).
- Изучение буквы «Н». Выступление команды «Волшебные силы». («Русская азбука, 1 класс», стр.44-45).
Цель:
формирование коммуникативных компетенций и благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
- Образовательные:
- - знакомство учащихся с основами общения:
- - формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- Развивающие:
- - развитие познавательного интереса учащихся;
- - развитие различных личностных качеств, например толерантности.
- Воспитательные:
- - воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- - формирование социально одобряемых форм поведения.
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- ролевые игры;
- технология деятельностного метода;
- информационно-коммуникативные технологии.
- технология педагогики сотрудничества.
Оборудование:
- проектор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, компьютер;
- использование отрывков из фильмов, музыкальных произведений и презентаций;
- реквизит, необходимый для инсценировок;
Используемая литература:
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система школы: от А до Я», М. 2006
- Дудина Л.А. «Уроки общения в начальной школе» (статья).
- Сорокоумова Е.А. «Уроки общения в начальной школе», СПб., 1994.
Сценарий 1-го урока: «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Действующие лица:
Морской царь
Василиса Премудрая
Иван–царевич
Царевна Лебедь
Князь Гвидон
Русалочка
Реквизит:
Афиши.
Корабль и флажки для него.
Хлопушки с конфетти.
Музыка.
Видеозаставка с морской тематикой (проектор).
1-е действие:
Играет музыка: "В синем море, в белой пене"
Выходит важно морской царь. Строго оглядывает зрителей. За ним остальные участники «имитируют», как будто они плывут на корабле, подтанцовывают и подпевают.
А морской царь ворчит: «Ну вот, опять расшумелись, ни днем, ни ночью от этих кораблей покоя нет». Всматривается в «корабль» и видит там «своих». И говорит : «Так это ж мои доченьки день рождения младшенькой празднуют».
Морской царь( с «выражением» глядя на зрителей)
Вам подводный мир знаком?
Расскажу я вам о нём.
Это царство под водой,
Здесь царит Нептун седой.
Чтоб под воду опуститься
Нужно в рыб нам превратиться,
Или в звёздочку морскую,
Или в рыбку золотую.
Рыбки плавают по дну
Ищут вкусную еду,
Плавниками шевелят
И хватают всё подряд.
Краб по дну ползёт тихонько,
А осётр в тине спит,
В водорослях сом таится
И усами шевелит.
Что ж это я все говорю и говорю. Где мой любимый зятек? Иван –царевич!
Иван-царевич:
Отправил меня батюшка-царь искать невесту, натянул я тугой лук и пустил я стрелу, Нашел я свою стрелу в грязном болоте, держала ее лягуша-квакуша. И принес я лягушку к батюшке своему и скинула она лягушечью кожу и превратилась в прекрасную Василису Премудрую.
Выход Василисы:
Выпало на нашу долю с Иваном-Царевичем много испытаний в нашей сказке: и батюшка царь нам задания разные давал, все проверял на что я способна – просил рубашку сшить за одну ночь и каравай испечь за ночь, а потом пригласил нас на пир. Танцевали мы весь вечер, и не знала я, что Иван Царевич кожу мою лягушечью в огонь бросил.
Иван Царевич:
Думал я, что если сделаю так , останется Василиса всегда в женском образе. Но ошибся. Заколдовал ее Кощей Бессмертный. Обернулась она белой лебедью и улетела в его царство.
Василиса :
Иван Царевич – настоящий герой, прошел через столько испытаний и смерть Кощееву нашел. Спас меня от вечного рабства в Кощеевом Царстве.
Морской Царь:
Рад я Василиса, дочь моя старшая, что эта сказка со счастливым концом, живите долго и счастливо, дорогие мои. А ты, Василиса, задай-ка нашим слушателям заданьице, да посложнее и посмотрим мы, смогут ли они справиться.
Конкурс «Царевна Несмеяна»:
Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. (Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет проследить, как дети узнали друг друга.
Конкурс «Сравнения»:
Ведущий предлагает детям сравнить своих друзей с каким-либо цветком, деревом, зверушкой и т.д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.
__________________________________________________________________
2-е действие:
Морской царь :Средняя моя дочь улетела….Князь Гвидон, где ты ? Расскажи мне о моей средней дочери. Да в стихах лучше, устал я от прозы!
Выходит Князь Гвидон.
Гвидон:
Я –Царевич
Я – спаситель!
Я – могучий избавитель!
Я не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Я не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Я готов душою страстной
За царевною прекрасной
Хоть пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Царевна:
Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
И вот я, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступаю, будто пава;
А как речь-то говорю,
Словно реченька журчу.
Гвидон: Где же ты была, Душа моя?
Царевна: За высокими горами , за зелеными лесами, за синими морями, а теперь домой вернулась. Что нового в нашем царстве –государстве?
Гвидон: Наша рыжая пушистая затейница отправилась погостить к своей тетушке и прислала нам гостинцы, а гостинцы не простые все скорлупки золотые. Отведайте детки сказочного угощения.
Дети берут конфеты из корзинки и вытаскивают золотое яйцо с заданием.
Конкурс «Ласковое имя»:
каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.
Конкурс «Опиши друга»:
Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании. Игра направлена на внимание к окружающим людям.
__________________________________________________________________
3-е действие:
А где же моя младшая любимая доченька? (Музыка из м.ф. «Русалочка») Рассказывай всю правду. Где была? Что видела?
Слова Русалочки:
Я подводное созданье
Я прекрасно сложена,
Даже в море-океанее
С волнами всегда дружна.
И дно морское мне знакомо -
В подводном царстве рождена,
Одной мечтой своей влекома,
Частенько плаваю одна.
В морской, неведомой пучине,
В раздумьях детских о душе.
Не ведала людской кручины,
Хотя и взрослая уже.
И не похожа на девицу,
Но рыбкой тоже не назвать.
Я все ждала земного принца,
Чтоб тоже счастье испытать.
Морской царь:
В разных сказках побывали,
Много всякого видали,
И надеямся мы все же
Вы полюбите нас тоже.
Конкурс «Звездочки и созвездия»:
Ведущий. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)
Ведущий. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Ведущий. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Ученики. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Сценарий 2-го урока: «Волшебные силы».
Действующие лица:
Старичок-Боровичок
Змей Горыныч
Кощей Бессмертный
Снежная королева
Баба Яга
Богатырь Илья Муромец
Боровик.
Наконец-то я пришел, Путь-дороженьку нашел! Как народу много в зале! Вы, наверно, меня ждали? Я — гриб Боровик! Я к порядку привык. Но люблю и порезвиться, Поиграть, повеселиться!
Ребята, у меня с собой волшебная книга сказок.
Без сказок прожить
Мы не можем и дня.
Вы любите сказки?
Признайтесь, друзья!
А вот сейчас мы проверим,
Много ли вы читаете,
Хорошо ли сказки знаете.
(обращается в зал) - Ребята, чтобы отправиться в волшебную стану сказок и былин, давайте вспомним волшебные слова!
• Ив России мы и Дании
На прощанье говорим .... (До свидания)
• Встретил Настю-октябрёнка,
Я на улице сейчас
Настя славная девчонка,
Ходит Настя в третий класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова.... (здрасте)
• Встретил Витеньку соседа,
Я на улице вчера.
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова (извините)
• Слава, Светочке кокетке
Дал две вкусные конфетки.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Не дождался он .... (спасибо)
Конкурс «Вежливые слова»:
Игра проводится в кругу с мягкой игрушкой. Дети передают ее друг другу, называя вежливые слова. В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызывают вежливые слова.
Боровик.
Вот ребятки так ребятки!
Отгадали все загадки!
Я обложку открываю,
И страничка оживает
В чаще леса есть такое,
Непонятное, большое,
Как у курицы две ножки,
Двери есть, но нет окошка,
Там живет одна подружка,
Что за дом такой?
Дети хором: Избушка!
БАБА-ЯГА
Я живу в лесной избушке,
Очень милая старушка.
Костяной стучу ногой.
Все зовут меня Ягой.
Баба Яга (показываетна ступу).
В ней люблю кататься я,
Хоть она совсем стара.
Всяк мой транспорт узнает:
Ну, конечно, ступолет.
В нем я по лесу летаю,
Все на свете вести знаю.
Ребята, назовите сказки, в которых вы встречались со мной.
Боровик.
Ой! Кто-то кажется идет, поглядим, что за народ.
Звучит фонограмма, выходит Кощей Бессмертный.
Кощей Бессмертный
Кто на свете всех сильней,
Кто не знает страха,
Кто повсюду знаменит,
Кого хочешь победит
С одного размаха?
Бессмертным все меня зовут,
Всегда меня победы ждут!
Я волшебник.
А чтоб поверили вы мне,
Хочу вас удивить вдвойне.
Конкурс «Маски»:
Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т.д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».
Боровик.
Смотри, смотри -
Снег идет стеной кромешной.
А там внутри -
Сани королевы снежной...
Королева Снежная:
Я - Королева Снежная,
Прекрасная и нежная. Я ледяная красота!
Я - Королева холода,
Я - Королева льда.
Люблю мороз и стужу. Прекрасная пора!
Я могучая волшебница, хочу, чтобы елочка сверкала и сияла всеми цветами радуги. Палочка волшебная, К елке прикоснись. Елочка нарядная, Поскорей зажгись!
(Зажигается елка.)
Живу я в Северной Лапландии,
Где бушует вечная зима,
Где я царствую одна.
Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны.
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Я повелеваю Северным сиянием.
Захочу небо зажгу!
Захочу - потушу! Хотите покажу как?
Включается зеркальный шар. Звучит фантастическая музыка. Через некоторое время все гаснет и включается свет.
Королева Снежная:
Ну что, ребята, понравилось вам мое волшебство?
Боровик.
Что за чудище такое, Трёхголовое, большое, Над землёй оно летит, Жарким пламенем пыхтит? (входит Змей Горыныч)
Не красавец я, увы.
Хвост один, три головы.
Змей Горыныч прилетел
К вам из русской сказки,
Потому что захотел
Доброты и ласки!
Конкурс «Иностранец»:
Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. С просите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, в кинотеатр и т.д.
Боровик.
Что за музыка звучит? Кто-то к нам еще спешит.
Звучит песня "Богатырская наша силушка" (муз. А.Пахмутовой). (Входит Добрыня Никитич)
Добрыня Никитич.
Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам всем поклон от нас, русских богатырей! Я из города Рязани. И зовут меня Добрыня Никитич (отдает поклон).
Я - могучий Богатырь, Больше всех и вверх, и вширь! Я герой большой картины, Той, где три богатыря. К вам на елку из былины Торопился я не зря.
Я стоял за Русь много лет и зим,
Не жалея сил и времени.
Чтобы Русь никогда, на все времена,
Воевать, разорять было некому.
А кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь-матушку?
Дети.
Илья Муромец и Алеша Попович!
Добрыня Никитич: Правильно
Много на нашем веку войн было, да сражений великих. А вам я желаю, чтобы на вашем пути не встречалось всякой нечисти вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного!
Конкурс-игра «Трио»:
(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)
Необходимы три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании можно поменяться местами и обсудить друг с другом, как лучше поступить, чтобы маленькая команда могла лучше справиться с заданием
Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе. Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.
Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию». «Культура общения»
Культура общения– это обязательный элемент общей культуры человека.Культурный, образованный человек – это человек не только много знающий иумеющий, но, прежде всего, творческий.Культура – это система ...
Анализ экспериментальной работы по нравственному воспитанию личности Тема: «Культура общения»
Основополагающая цель третьего года обучения детей по теме: «Культура общения» - это развитие внутренней духовной культуры учащихся, духовное становление личности («Душа обязана трудиться»). В процесс...
Воспитательная работа по нравственному воспитанию"Добро или зло?"
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках....
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...
Программа экспериментальной работы по естественнонаучному воспитанию младших школьников.
Презентация экспериментальной программы по естественнонаучному воспитанию младших школьников....
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
Рассматривается различные действенные подходы в воспитании школьников...
Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".
Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...