СТАТЬЯ. ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, КАК ТРЕБОВАНИЕ ВЕКА ТЕХНОЛОГИЙ.
статья по теме

Варзонина Ольга Владимировна

XXI век - век высоких компьютерных технологий.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре.  Он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В своей статье нам бы хотелось рассказать об использовании интерактивной доски на уроках в начальной школе для реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, КАК ТРЕБОВАНИЕ ВЕКА ТЕХНОЛОГИЙ.

Варзонина Ольга Владимировна 

Костромина Ольга Владимировна

XXI век - век высоких компьютерных технологий.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре.  Он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В своей статье нам бы хотелось рассказать об использовании интерактивной доски на уроках в начальной школе для реализации ФГОС.

Образовательный процесс, на сегодняшний день, несёт  информационную природу, его развитие неразрывно связано  с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией.

В нашей школе в кабинетах начальных классов установлены моноблоки и интерактивные доски Mimio . Преимущество интерактивных досок очень велико.  Интерактивная доска - это и монитор, и маркерная доска, и интерактивный монитор.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно.  

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации,  данные электронной энциклопедии,  вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом.
Английская пословица гласит: Я услышал и забыл, я увидел и запомнил. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Интерактивная доска помогает организовать учащихся на любом этапе урока. В начале урока можно привлечь внимание учащихся выводом различных заданий для определения темы и целей урока. На этом этапе дети могут рассуждать, делать умозаключения, составлять план работы на урок, а младшие школьники могут это сделать при помощи наставника-педагога. На доске можно легко изменить информацию, убрать ненужное, добавить что-то своё, значимое. При освоении нового материала есть возможность выделять значимое цветным маркером, подчеркивать, вносить опять же различные изменения. Так на уроке окружающего мира при изучении природных сообществ  можно использовать уже готовый шаблон доски Mimio в галереи, а также добавлять других жителей сообщества из галереи при помощи стилуса.  При самостоятельной работе есть возможность самопроверки, слайд которой, конечно же заранее должен подготовить учитель. Например, проверка устного счета, работы  в парах или группах.

 На различных этапах урока можно проводить классификацию, обобщение, анализ.  Все это достигается за счет того, что доска интерактивна, и можно передвигать все, что находится на ней.

С помощью интерактивной доски на уроках литературного чтения можно проверить понимание прочитанного детьми:  поставить предложения в определенном порядке, правильно расположить план прочитанного текста. Используя схемы назвать авторов, произведения которых читались в данном блоке.

 Можно проверить пересказ, опираясь на картинки или план. После изучение определенного модуля  провести обобщение по теме изученных произведений выводом различных моделей обложки произведений. Также  самостоятельно моделировать обложку прочитанного произведения.

У  досок Mimio есть возможность увеличивать галерею, вставляя свои картинки, и сохранять их там. Добавлять мультимедийные файлы, снимки с экранов, фоновые изображения, музыкальные заставки.

Но для использования интерактивных досок необходим большой и длительный труд педагога. На подготовку учителя к уроку уходит больше времени, но когда появляется своя система создания уроков, то дело идет намного быстрее. Сначала надо ознакомиться со всеми функциями, которые может выполнять интерактивная доска, затем научиться правильно применять их.

Образовательный процесс, на сегодняшний день, несёт  информационную природу, его развитие неразрывно связано  с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией.

В этой связи в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Это является  важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

В связи с этим, одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему учитель -  ученик -  учебник вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание  - компьютерное обучение.

 «Использованные источники» 
Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11.
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
Панова Н.В. Внедрение стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие СПб.: ИДПИ, 2010.
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008.
Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Статья "Информационная компетентность педагога"

В статье даны основные аспекты ИКТ - компетентности педагога....

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"

laquo;Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. Дистер...

«Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта»

В статье говорится об общей психолологической характеристике класса и особенностях педагогического взаимодействия с ним. А также об индивидуальной психологической характеристике учащегося. Даны рекоме...

Статья "Технология развития коммуникативной компетентности педагога. Бесконфликтное взаимодействие"

В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность становится все сложнее. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагогов.Что такое коммуникация...

Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта

В материале дана общая характеристика класса и особенности педагогического взаимодействия с ними. Также дана индивидуальная психологическая характеристика учащегося и учет личностных особенностей учащ...