Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта
статья (4 класс)

Устинова Татьяна Федоровна

В материале дана общая характеристика класса и особенности педагогического взаимодействия с ними. Также дана индивидуальная психологическая характеристика учащегося и учет личностных особенностей учащихся в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта»


Общая психологическая характеристика класса и особенности педагогического взаимодействия с ним.

Индивидуальная психологическая характеристика учащегося.

Учет личностных особенностей учащихся в процессе обучения



Описание класса

Скорость обработки информации. В 4 классе мы видим результаты на хорошем уровне. Учащиеся работают в обычном темпе урока. В среднем ошибки были по незнанию (П.) и не по невнимательности (Л.). Данное утверждение верно, если мы характеризуем полностью класс, а не по отдельности каждого ученика. В целом учащиеся будут успевать перерабатывать информацию в стандартном темпе урока. Учителю необходимо проводить диагностики для определения качества знаний, чтобы отдельные учащиеся делали меньше ошибок.

Внимательность. Средний показатель по внимательности у класса на хорошем уровне, но есть учащиеся, результаты которых могут вызывать опасения. У ученицы А. и ученика Н. результаты теста на низком уровне, но высокие показатели скорости обработки информации. Можно посоветовать учителю давать ребёнку более щадящий материал, который будет позволять менять работу и отдых. Постараться узнать у родителей, посещает ли ребёнок невролога (Н.) и какие рекомендации он даёт.

У А. результаты внимательности неожиданные (девочка учится на 4 и 5). Возможно, данные появились в связи с различными причинами, усталость, личные переживания, плохое самочувствие. О внимательности данной ученицы мы не можем сказать однозначно. Для Н. характерна быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Для данного ученика требуется повышенное внимание учителя. Ученицы П. и Е. допустили ошибки по небрежности.

Понятийное мышление. В 4 классе логическое и интуитивное мышление в целом на хорошем уровне. Понятийная категоризация в среднем находится на низком уровне и требует дополнительной работы. Для развития данной категории учителю необходимо научить обучающихся систематизировать всю получаемую ими информацию.

Вывод. Класс способен работать в стандартном темпе урока. Учителю необходимо периодически диагностировать знания обучающихся, для успешного усвоения и применения материала. Ученикам с низкими показателями понятийного мышления уделять внимание последовательной систематизации информации.

Характеристика учащихся

Анастасия. Понятийное мышление. Интуитивное и логическое мышление на хорошем уровне. Ученица может выделять главное из любого текста, вся информация осмысливается. Девочка успешна в предметах не только гуманитарного, но и математического цикла и естественных наук. Она хорошо ориентируется в формулах и правилах. Понятийная категоризация на хорошем уровне. На протяжении всей учебы в начальной школе является отличницей. Понятийное мышление у А. полноценно.

Визуальное мышление. Наблюдается хороший уровень развития линейного и комбинаторного мышления. Структурное мышление находится на высоком уровне. Структурно-динамическое мышление требует внимания.

Исходя из данных показателей, мы можем сделать вывод, что обучения в средней школе у девочки будет успешным.

Никита. Понятийное мышление. Скорость обработки информации на высоком уровне (неожиданно). Внимательность на низком уровне. Ошибки совершает по незнанию. Уровень интуитивного мышления средний. Не четко может сформулировать свои мысли, ответить на вопрос по существу, не всегда понимает содержание заданий, с трудом выделяет главное из теста. Учителю необходимо помочь ученику: научить сначала читать вопросы параграфа, а потом искать ответы в тексте, отвечать на вопросы своими словами, доказывая свое понимание. Слабый уровень логического мышления. Пишет с ошибками, так как не понимает сути правил, не может выделить алгоритм решения задач, не понимает логику объяснений и доказательств, не может обосновать свой ответ. Возможно, данная ситуация произошла из-за недостаточной работы именно с этим учеником над логическим мышлением. Понятийная категоризация тоже на слабом уровне. Понятийное мышление в целом неполноценно. Не происходит систематизации информации, не формируется целостных представлений об изучаемых науках. Трудно добиться грамотного письма. Учителю необходимо уделять значительное внимание последовательной систематизации информации и освоению грамматики на развитие данных категорий, чтобы понятийное мышление сформировалось полностью.

Визуальное мышление. Мы отмечаем высокий показатель линейного мышления. Без труда разбирается в схематических материалах и рисунках. Структурное мышление на среднем уровне: может понять смысл информации, когда он передан схематически. Учителю необходимо помочь ученику сопровождать визуальный анализ рассуждениями. Слабый уровень структурно-динамического мышления. Не воспринимается визуальное представление информации, отражающее закономерности развития, не умеет самостоятельно пользоваться таблицами. Учителю и родителям необходимо было помочь ребёнку при работе с таблицами. Комбинаторное мышление тоже на слабом уровне. Возможно, что ребёнок при тестировании был под влиянием посторонних факторов. Учителю необходимо помочь развивать понятийное мышление, возможно способствовать развитию визуальной комбинаторики.

Исходя из данных показателей, мы можем сделать вывод, что ученику необходима помощь учителя и родителей, чтобы обучение в средней школе было успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

СТАТЬЯ. ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, КАК ТРЕБОВАНИЕ ВЕКА ТЕХНОЛОГИЙ.

XXI век - век высоких компьютерных технологий.Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре.  Он должен стать координатором информационн...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

ИКТ Компетентность педагогов в их профессиональной деятельности.

ИКТ компетентность современного педагога....

«Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта»

В статье говорится об общей психолологической характеристике класса и особенностях педагогического взаимодействия с ним. А также об индивидуальной психологической характеристике учащегося. Даны рекоме...