календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Шевчук Наталия Анатольевна

календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal_okr_2.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п, дата

Коррекция

Тема, тип
урока

Элементы содержания

Контроль

Практическая часть программы.

УУД

Деятельность учащихся

Материалы к уроку

1 четверть

Где мы живём? (4 ч)

1

Родная страна

(постановочный).

Почему все народы России называются братскими?

Родина, Россия, Российская Федерация, Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн, братские народы

Текущий, индивидуальный

Дети узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела  и урока, приводят примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться

к Родине, её символам, исполнять гимн Российской Федерации

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты СМИ).

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона/города; обсуждать, почему народы России называются братскими.

У.*,

с. 4–7

Город
и село

(освоение ново-

го материала).

Чем отличается город от села?

Город, село, ферма, экология, населённый пункт, городской
и сельский дома, интерьер, особенности городских и сельских поселений

беседа по вопросам

Дети узнают о характерных  особенностях города и села, учатся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта,  находить изображения города и села; формулировать выводы

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре; оценивать преимущества и недостатки

городских и сельских жилищ; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; рассказывать о родном городе и своем доме по плану; сравнивать с помощью фотографий
и по личным наблюдениям город и село.

Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и села, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

У.,
с. 8–11

3

Проект «Родной город»

(решение частных задач).

Земляки, родной город, малая родина

индивидуальный

познакомятся с материалами учебника; узнают о структуре проекта, правилах оформления проекта;

научатся оформлять стенд, презентацию, проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов, конструктивно работать в группе (распределять задания и обязанности по выполнению проекта, обсуждать способы и сроки работы)

Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности по выполнению проекта; оценивать свои достижения в реализации проекта.

Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках, по краеведческой литературе разными способами (с помощью интервьюирования); подбирать информацию для проведения экскурсии в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей.

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в краеведческий музей (выполнить роль экскурсовода); осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; определять общую цель и пути её достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

У.,

с. 12–13

4

Природа и рукотворный мир.

Проверим себя

(решение

 частных задач).

Что такое природа?

Природа, окружающий мир, объекты природы, предметы рукотворного мира

самостоятельная работа

узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека
к миру;

научатся различать объекты природы
и предметы рукотворного мира,формулировать выводы из изученного материала

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.

Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира;

отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

У.,

с. 14–22

Природа (20 ч)

5

Неживая и живая природа. Экскурсия

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Может ли живая природа существовать без неживой?

Живая
и неживая природа, Солнце, тепло, свет, воздух, вода

текущий

узнают, какая бывает природа; познакомятся с учебными задачами раздела
и данного урока.

Научатся различать объекты живой и неживой природы,

приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

У.,

с. 24–27

6

Явления природы.

Практическая

работа

(решение частных задач).

Почему у разных термометров разные шкалы?

Явления природы, сезонные явления, термометр, температура, градусы, шкала

практическая

работа

узнают, что такое явления природы; познакомятся с устройством и различными видами термометров.

Научатся различать явления неживой
и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека, проводить опыты

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную (проводить опыты); соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: анализировать иллюстрации; определять природные явления по характерным признакам и сезон по характерным природным явлениям; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

У.,

с. 28–31

7

Что такое погода (освоение нового материала).

Что такое погода?

Погода, облачность, переменная облачность, осадки,

ветер, гроза, метель, ясно, туман, пасмурно, дождь, температура воздуха, метеорология, синоптики

узнают, из чего складывается погода, о метеорологических знаках для обозначения погодных

явлений; научатся наблюдать
и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; рассказывать по плану; вести наблюдения и фиксировать результаты

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (описание состояния погоды за окном); формулировать выводы.

Познавательные: сопоставлять научные
и народные предсказания погоды; вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений знаково-символические средства (метеорологические знаки).

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре (составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану), со взрослыми (составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи)

У.,

с. 32–35

8

В гости

к осени.

Экскурсия (решение частных задач)

Куда исчезают животные осенью?

Осенние изменения, правила поведения

Текущий,

научатся наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними; осознают необходимость бережного отношения к природе

Регулятивные: понимать учебные задачи экскурсии, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать
и обрабатывать информацию; определять природные объекты с помощью атласа-

определителя «От земли до неба».

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

9

В гости к осени

(решение частных задач).

Являются ли опавшие листья мусором?

Осенние явления
в живой
и неживой природе, их взаимосвязь, перелётные и зимующие птицы

расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.

Научатся наблюдать осенние явления
в неживой и живой природе родного края и рассказывать о них; выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказами

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: строить сообщения
в устной форме;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности (определять природные объекты); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные
для партнёра высказывания

У.,

с. 36–39

10

Звёздное небо

(освоение

 нового материала).

Звёзды,

созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак, знак Зодиака, миф, легенда

узнают несколько новых созвездий; научатся

различать изученные созвездия; будут учиться строить модель созвездий; пользоваться дополнительными источниками информации

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет).

Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

У.,

с. 40–43

11

Заглянем в кладовые земли.

Практическая

работа

(освоение нового материала).

Чем горная порода отличается от минерала?

Горная порода, минерал, полезные ископаемые, коллекция, геология, геолог

практическая

работа

узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; находить на рисунке знакомые созвездия

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: исследовать с помощью лупы состав гранита; рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды; осуществлять сбор, обработку, оценку и фиксацию информации, полученной при выполнении и по итогам практической работы.

Коммуникативные: обсуждать прочитанный текст (отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»); строить понятные для партнёра высказывания

У.,

с. 44–47

12

Про воздух…

(освоение нового материала)

Как мы можем почувствовать воздух?

Воздух, ветер, чистый воздух, загрязнение, кислород, азот, углекислый газ, состав воздуха

узнают, почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы; научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха; уметь замечать и ценить красоту природы

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона.

Познавательные: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; наблюдать небо и рассказывать об увиденном; находить информацию об охране воздуха.

Коммуникативные: работать в паре с одноклассником, со взрослыми; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

У.,

с. 48–51

13

…И про воду

(освоение нового материала).

Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьём солёную воду?

Вода, дождь, океан,

Мировой океан, пресные воды, источник, грунтовые воды,

загрязнение

узнают, почему чистую воду относят
к важнейшим природным богатствам; научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды; объяснять значение воды для растений, животных и человека

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями

партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию

У.,

с. 52–55

14

Какие бывают растения

(освоение нового материала).

Что общего у всех растений и чем они отличаются?

Растения, деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения

узнают, на какие группы можно разделить растения; научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы; замечать и ценить красоту мира растений

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника.

У.,

с. 56–59

15

Какие бывают животные

(освоение нового материала).

Почему их так назвали: земноводные, пресмыкающиеся?

Животные, птицы, рыбы, звери, насекомые, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся

узнают, на какие группы можно разделить животных; научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; конструктивно работать в группе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необходимую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

У.,

с. 60–63

16

Невидимые нити (освоение нового материала).

Нужны ли природе ядовитые растения и некрасивые животные? Как связаны осина, заяц и лиса?

Модель природы, взаимосвязь, цепь питания

самостоятельная работа

осознают необходимость сохранения связей между живой и неживой природой; научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; отвечать на итоговые вопросы

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; моделировать изучаемые связи; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; обсуждать содержание стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»;управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

У.,

с. 64–67

17

Дикорастущие
и культурные растения

(освоение нового материала).

В чём сходство
и различие ели
и яблони?

Культурные и дикорастущие растения, легенды
о растениях

узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными; научатся сравнивать
и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные растения
на группы, приводить примеры; находить и обобщать новую информацию в текстах
о растениях

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию.

Познавательные: классифицировать культурные растения по определённым признакам; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору).

Коммуникативные: работать в группе (приводить примеры дикорастущих и культурных растений); аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; обсуждать материалы книги «Великан на поляне»

У.,

с. 68–71

18

Дикие
и домашние животные

(решение частных задач).

Как появились домашние животные?

Дикие и домашние животные, приручение

тест

узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними; научатся сравнивать
и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека; находить в дополнительной литературе (тексте) нужную информацию

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: сравнивать и различать диких и домашних животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном.

Коммуникативные: строить понятные
для партнёра высказывания; работать
в группе (приводить примеры диких и домашних растений); прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»

У.,

с. 72–75

2 четверть

19

Комнатные растения.

Практическая работа

(решение частных здач)-

Комнатные растения, оранжерея, лекарственные растения, диковинные растения, «живые украшения»

практическая

работа

узнают, как в наших домах появились «живые украшения»; научатся определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них; узнавать комнатные растения и ухаживать за ними

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

Познавательные: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач (определение вида, способы ухода);

осуществлять поиск, выделение, запись и фиксацию необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

У.,

с. 76–79

20

Животные живого уголка. Практическая работа

(решение частных задач).

Какую пользу приносят животные живого уголка?

Живой уголок, аквариум, клетка, террариум

практическая

работа

узнают, каких животных часто содержат
в живых уголках; научатся ухаживать
за некоторыми из животных живого уголка, объяснять их роль
в создании благоприятной психологической атмосферы, использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения.; рассказывать о своем отношении к животным

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: узнавать, называть
и определять животных живого уголка;
передавать информацию (устным способом); подбирать, сравнивать и обобщать информацию о животных живого уголка (аквариумные рыбки, морская свинка. хомячок, канарейка, попугай); использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре

У.,

с. 80–83

21

Про кошек и собак (решение частных задач).

Зачем люди приручили кошек и собак?

Охотничьи, декоративные, служебные, породистые, дворняжки, порода

узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека; научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак
и кошек с помощью атласа-определителя.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, применять установленные правила в планировании способа решения, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, составлять общий план рассказа о домашнем питомце.

Познавательные: использовать тексты учебника как образец выполнения заданий, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию.

Коммуникативные: обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, осуществлять взаимный контроль

У.,

с. 84–87

22

Красная книга

(решение частных задач).

Почему Красную книгу назвали Красной?

Красная книга, редкие, исчезающие виды животных и растений

узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений,

расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе; бережное отношение
к природе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, составлять общий план рассказа о редком растении и животном, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из

Красной книги (по своему выбору).

Коммуникативные: работа в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

У.,

с. 88–91

23

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» (решение частных задач).

Как поступают друзья природы? Что угрожает природе?

Экологические знаки, друзья природы, охрана природы, факторы, правила

индивидуальный

узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу; научатся анализировать

факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу
с использованием подготовленных наглядных материалов.

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов

при наличии разных точек зрения

У.,

с. 92–97

24

Проверим себя и оценим свои достижения

(обобщение и систематизация).

Какое задание было самым трудным?

Оценка, отметка

тест

научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника; формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потребительское отношение к природе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: выполнять тестовые задания учебника, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы;

обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

У.,

с. 98–102

Жизнь города и села (10 ч)

25

Что такое экономика

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Экономика, отрасли, рассказ по плану, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, деньги экономика родного края

узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны; научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь; готовить сообщение; читать предложенный текст,
находить в нем ответы на поставленные вопросы

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; формулировать собственные вопросы по тексту; оценивать ответы одноклассников; определять по фотографиям деньги разных стран.

Познавательные: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать
из различных источников сведения об экономике и важнейших в экономическом отношении предприятиях региона и своего города.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание; работать в паре, со взрослыми (находить в дополнительной литературе информацию)

У.,

с. 104–

107

26

Из чего что сделано.

Практическая работа

(решение частных

задач).

Что такое рукотворный мир? Во что превращается глина? Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи?

Изделие, труд людей, материал, природные богатства, рукотворный мир, природный материал,  простейшие производственные цепочки

практическая

работа

узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как используются природные материалы для изготовления разных предметов; научатся классифицировать предметы по характеру материала, изображать производственные цепочки с помощью моделей; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения
на уроке

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выполнять коррекцию действий при работе в группе; предвосхищать результат.

Познавательные: моделировать, контролировать, оценивать и корректировать процесс и результат деятельности при работе
над заданиями в учебнике; выбирать наибо
лее эффективные способы решения задач;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ориентироваться
в разнообразии способов решения задач;  осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию
и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 108–

111

27

Как построить дом.

Виртуальная экскурсия

(решение частных задач).

Как построить дом?

 Изба,

 юрта, многоэтажный каменный (бетонный) дом, строительная техника, строительные специальности, бригада

текущий

узнают, как работают строители в городе и селе; научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского

и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; проводить самопроверку, оценивать ответы одноклассников.

Познавательные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; обрабатывать и анализировать информацию; строить монологические рассуждения.

Коммуникативные: строить понятные
для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 112–

115

28

Какой
бывает транспорт

(решение

частных задач).

Какой вид транспорта самый важный? Сколько видов транспорта известны?

Транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03. История развития транспорта

узнают, на какие виды можно разделить транспорт; будут

учиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры транспортных средств каждого вида;

запомнить номера телефонов экстренного вызова

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: анализировать схемы
и выделять основания для классификации;

узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова; соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками; читать текст учебника, находить названные в нем машины; приводить примеры транспортных средств каждого вида.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в паре, в группе (рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников; составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта)

У.,

с. 116–

119

29

Культура и образование. (решение частных задач).

Учреждения культуры и образования: школа, институт, университет, музей, театр, цирк, кунсткамера. Виртуальная экскурсия

узнают, какие бывают учреждения культуры и образования; научатся различать учреждения культуры и образования, приводить соответствующие примеры, обсуждать,

какую роль они играют в нашей жизни; узнавать по фотографии наиболее известные учреждения

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предлагать вопросы к тексту; отвечать на вопросы одноклассников; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: посещать музеи и рассказывать о них; проводить виртуальную экскурсию с помощью Интернета; извлекать из учебника нужную информацию.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; вести устный диалог;

У.,

с. 120–

123

30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

(решение частных задач).

Что общего у тракториста, шофёра, агронома, пекаря, мукомола и комбайнёра?

Профессии, труд, разнообразие профессий, их роль в экономике

и в жизни людей

индивидуальный

узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни; научатся определять

названия профессий по характеру деятельности; рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оценивать результаты выполненного проекта

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; оценивать результаты выполнения проекта.

Познавательные: устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий».

Коммуникативные: распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 124–

129

31

В гости
к зиме.

Экскурсия

(решение частных задач)

Сезонные изменения, перелётные птицы, зимующие птицы, оседлые птицы, кормушки, пласт снега, оттепель, мороз, снегопад, силуэт дерева

текущий

узнают
о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях; будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказывать о своих наблюдениях; соблюдать правила поведения в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

Познавательные: наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега; определять деревья по их силуэтам
и описаниям в атласе-определителе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; формулировать выводы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

32

В гости
к зиме

(решение частных задач).

Сезонные изменения, перелётные птицы, зимующие птицы, оседлые птицы,

кормушки

уточнят знания о зимних изменениях
в природе; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного

 края, обобщать свои наблюдения; правильно вести себя на улице зимой

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработка информации.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять

взаимный контроль; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 130–

133

3 четверть

33

Проверим себя и оценим достижения

(контроль знаний).

Какое задание было самым трудным?

Оценка, отметка

тест

научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов, стремиться к формированию адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

У.,

с. 134–

139

34

Презентация проекта «Родной город», «Красная

 книга», «Профессии»

(рефлексия )

Публичное выступление, независимая оценка

индивидуальный

расширят и углубят свои знания
по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы; следуют правилам выступления перед аудиторией

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения и достижения своих одноклассников.

Познавательные: иллюстрировать своё выступление наглядными материалами; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); интерпретировать, обобщать; построить рассуждения.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Здоровье и безопасность (9 ч)

35

Строение тела человека

(постановка учебной задачи, поиск ее решения).

Чем человек похож на зверя?

Внутреннее, внешнее строение, органы, организм, части тела

узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов; осознать необходимость безопасного и здорового образа жизни

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: моделировать внутреннее строение человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; извлекать из текста учебника информацию о строении и работе человеческих органов.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль

У.,

с. 4–7

36

Если хочешь быть здоров (решение частных

задач).

Что такое полезные привычки?

Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное

питание, личная гигиена

самостоятельная работа

узнают, что необходимо для сохранения здоровья; научатся правильно

строить режим дня, формулировать правила личной гигиены; осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами.

Познавательные: составлять рациональный режим школьника; формулировать

правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог

У.,

с. 8–11

37

Берегись автомобиля (решение частных задач).

Виды светофоров, дорожные знаки, правила дорожной безопасности

узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход; научатся различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу

и объяснять, что они обозначают; осознать необходимость соблюдения ПДД

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную (выбирать и отмечать фишками нужные дорожные знаки); предвосхищать результат.; осуществлять контроль
и коррекцию.

Познавательные: моделировать сигналы светофора.

Коммуникативные: работать в группе:

договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 12–13

38

Школа пешехода

Практическая работа

(решение частных задач).

Как сделать путь

из школы домой более безопасным?

Дорожные знаки, правила дорожной безопасности, инспектор ДПС, ГИБДД

практическая

работа

узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход; научатся соблюдать изученные правила безопасности; осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения на уроке.

Познавательные: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством взрослых; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при освоении новых правил дорожной безопасности; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

У.,

с. 14–17

39

Домашние опасности (решение частных задач).

Могут ли нас подстерегать опасности дома? Как их избежать?

Квартира, газ, плита, электричество,

провод, электроприборы, домашние опасности

узнают основные правила безопасного поведения в быту; научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; будут учиться

предвидеть опасную ситуацию
и не допускать её; осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность

действий; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; оценивать свои действия во избежание опасностей.

Познавательные: формулировать правила безопасного поведения в быту; моделировать их с помощью условных знаков; сравнивать свои знаки с представленными

в учебнике.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 18–21

40

Пожар!

(решение частных задач)

Огонь – наш друг или враг?

Огонь, пожар, пожарные, МЧС, номер телефона экстренной помощи, вызов пожарных по телефону

узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарной безопасности; научатся вызывать пожарных по телефону;

осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить.

Познавательные: характеризовать пожароопасные предметы; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; находить
в Интернете информацию о работе пожарных;
ставить и формулировать проблемы; готовить сообщение.

Коммуникативные: проявлять активность

во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности

У.,

с. 22–25

41

На воде и в лесу

(решение

частных задач).

Мухомор полезен или вреден?

Съедобные и несъедобные

грибы
и ягоды, лес, водоём, правила безопасного поведения

узнают основные правила безопасного

поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара»; научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых; следовать правилам безопасного поведения на воде
и в лесу

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть

возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды
и в лесу; находить нужную информацию
в книге «Зелёные страницы»; определять
с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания.

Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

У.,

с. 26–29

42

Опасные незнакомцы (решение частных задач).

Кто такой незнакомец?

Незнакомец, опасность, вызов полиции

узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми; научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контактах с незнакомцами; выполнить вызов полиции по телефону

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: моделировать звонок
по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; освоить правила поведения в ситуациях, подобных описанным в учебнике; сочинять рассказ по аналогии с рассказами учебника.

Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром

У.,

с. 30–35

43

Проверь себя и оцени достижения

(контроль знаний).

Какое задание было самым трудным? Что поможет избежать опасности
и сохранить здоровье?

Оценка, отметка

тест

научатся оценивать свои достижения.

формулировать выводы из изученного материала;

адекватно выполнить самооценку в соответствии

с набранными баллами

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

У.,

с. 36–40

Общение (7 ч)

44

Наша дружная семья

(постановка учебной задачи, поиск ее

решения).

Что такое семья? Почему люди создают семьи?

Семья как единство близких людей, семейные традиции, культура общения

узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми; будут

учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения; формулировать выводы из изученного материала

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; обрабатывать, анализировать информацию; сравнивать; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач; обращаться за

помощью

У.,

с. 42–45

45

Проект «Родословная»

(решение частных задач).

Где растёт родословное дерево?

Родословная, родословное дерево, имя, фамилия, отчество

индивидуальный

узнают родословную своей семьи; научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; различать способ и результат действия.

Познавательные: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения; отбирать фотографии из семейного архива; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

У.,

с. 46–47

46

В школе

(решение частных задач).

Что общего у школы и дома?

Школа, урок, перемена, звонок, правила поведения в школе

научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в школе;

оценивать с нравственной позиции формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
.

Познавательные: моделировать различные ситуации общения на уроках и перемене; контролировать и оценивать процесс

и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности

У.,

с. 48–51

47

Правила вежливости (решение частных задач).

Что означает слово «здравствуйте»?

Вежливые слова, культура поведения

узнают, что такое культура поведения

и для чего она нужна; научатся правилам вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; постоянно использовать в речи «вежливые» слова
в общении с одноклассниками, другими людьми

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рас-

суждения; выполнять смысловое чтение.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

У.,

с. 52–55

48

Ты
и твои друзья
(решение частных задач).

Как поступают настоящие друзья?

Дружба, друг, правила поведения в гостях, взаимное уважение

узнают, что самое ценное в дружбе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета; осознают необходимость культурного поведения
в гостях

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
.

Познавательные: моделировать правила поведения за столом; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при составлении правил поведения в гостях; оценивать информацию (критическая оценка).

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; строить понятные для партнёра высказывания

У.,

с. 56–59

49

Мы – зрители
и пассажиры
(решение частных задач).

Какие места называют общественными?

Общественные места, правила поведения
в общественных местах

узнают основные правила поведения
в общественных местах; повторят правила поведения в школе.

научатся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте; осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выбирать вид чтения в зависимости от цели; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

У.,

с. 60–63

50

Проверь себя и оцени достижения (контроль знаний).

Какое задание было самым трудным?

Оценка, отметка

тест

научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

достижения в освоении учебного материал раздела

«Общение»

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

У.,

с. 64–68

Путешествия (18 ч)

51

Посмотри вокруг (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Что помогает путешественнику не заблудиться?

Стороны горизонта, горизонт, линия горизонта

узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта; научатся различать
и обозначать стороны горизонта на схеме; анализировать текст учебника, работать со схемой

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: сравнивать фотографии
в учебнике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; анализировать информацию.

Коммуникативные: работать в паре; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные
для партнёра высказывания

У.,

с .70–73

52

Ориентирование на местности

(освоение нового материала)

Как узнать, где ты находишься?

Ориентирование, ориентир, компас

узнают, что такое ориентирование

на местности; будут учиться ориентироваться по компасу; осознать и применять правила поведения в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: находить ориентиры
на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе; выбирать наиболее эффективные способы решения задач
; осуществлять сбор и обработку информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнёра высказывания

У.,

с. 74–75

4 четверть

53

Ориентирование на местности.

Практическая  работа

(решение частных задач).

Как ориентироваться в лесу или в поле?

Природные ориентиры, компас

практическая

работа

научатся ориентироваться по солнцу, местным природным признакам; соблюдать правила безопасного поведения в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; координировать

и принимать различные позиции во взаимодействии

У.,

с. 76–77

54

Формы земной поверхности

(освоение нового материала).

Как можно назвать горы и равнины?

Земная поверхность, формы земной поверхности, холм, гора, равнина, горный хребет, подножие, склон, вершина

узнают, какие формы земной поверхности бывают; научатся сравнивать по схеме холм и гору; замечать и ценить красоту природы

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку с помощью учебника.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

У.,

с. 78–81

55

Водные богатства (освоение нового материала).

Водоёмы искусственные и естественные, родник, части реки: исток, устье,

русло, берега, притоки, водные богатства, водные ресурсы

узнают, что составляет водные богатства нашей страны; научатся называть  части реки; замечать и ценить

красоту русской природы

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, озеро, пруд).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; обращаться за помощью

У.,

с. 78–81

56

В гости к весне.

Экскурсия

(решение частных задач)

Что не изменилось весной?

 Сезонные изменения, живая и неживая природа, погода, перелётные птицы

уточнят знания о весенних изменениях в природе; научатся наблюдать

за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения; правильно вести себя на улице зимой

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на экскурсии.

Познавательные: осуществлять поиск, выделение, анализ и обработку необходимой информации; наблюдать за природными явлениями во время экскурсии и на основе результатов наблюдений формулировать выводы; строить рассуждения.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

57

В гости
к весне

(решение частных задач).

Сезонные изменения, живая и неживая природа, погода, перелётные птицы, ледоход, половодье

обобщат знания о весенних изменениях в природе; научатся замечать весенние изменения

в природе и рассказывать о них;  

работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять самопроверку.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработку информации, моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в сотрудничестве со взрослыми для решения познавательных и учебно-практических задач

У.,

с. 86–89

58

Россия на карте.

Практическая

работа

(освоение нового материала

Как надо ориентироваться по карте?

Географическая карта, масштаб,

условные обозначения

практическая

работа

узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна;  

научатся правильно показывать объекты на настенной

карте; освоят приёмы чтения карты; осознают величие нашей

страны.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять итоговый и пошаговый конт-

роль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе моде-

ли и схемы обработки (определение основной и второстепенной информации) и интерпретации информации; сравнивать (изображение России на карте и на глобусе).

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество

У., с. 90–95

59

Проект «Города России»

(решение частных задач).

С каким языком

не заблудишься в путешествии?

Карта России, города России, мегаполис, малые города

индивидуальный

узнают новую информацию о городах России; научатся описывать выбранный город, показывать его на карте; презентовать свой проект с демонстрацией фотогалереи,

презентации; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять констатирующий
и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные: осуществлять поиск информации в дополнительной литературе
и Интернете; проводить анализ и обработку полученной информации.

Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; презентовать проект с демонстрацией мультимедийной презентации, фотогалереи; слушать собеседника

У.,

с. 96–97

60

Путешествие по Москве. Виртуальная

экскурсия

(решение частных задач).

Мегаполис, план города, основатель Москвы, герб Москвы, достопримечательности Москвы

текущий

узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы-

глядит Москва на плане; научатся находить Москву на карте России, называть

и описывать основные достопримечательности столицы; применять правила поведения в общественных местах

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями; совершить виртуальную экскурсию по Москве; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: ставить вопросы; задавать вопросы; строить монологическое высказывание

У.,

с. 98–101

61

Московский Кремль

(решение частных задач).

Есть ли Кремль
в других городах?

Кремль, палаты, резиденция, колокольня, собор

узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; применять правила

поведения в общественных местах

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выбирать действия в соответствии с постав-

ленной задачей и условиями её реализации; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: извлекать из дополнительных источников информацию о достопримечательностях Кремля; сопоставлять облик современного Кремля с видами Кремля
в прошлом; готовить сообщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

У.,

с. 102–107

62

Город
на Неве.

Виртуальная экскурсия

(решение частных задач).

 

Почему Санкт-Петербург называют культурной столицей?

План города, основатель Санкт-Петербурга, герб, достопримечательности Санкт-Петербурга

узнают, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане;

научатся показывать город на карте, описывать его достопримечательности;

работать с учебником

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; применять установленные правила в планировании способа решения; предвосхищать результат.

Познавательные: рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательности; соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме исследовательского характера.

Коммуникативные: предлагать вопросы
к рассказу, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

У.,

с. 108–113

63

Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия

(решение частных задач).

 

Что общего есть
у всех карт?

Карта мира, океан, материки (континенты), цвета на карте,

глобус

узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны
и материки;

осознают масштабность нашей планеты; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознание себя жителем планеты

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить.

Познавательные: сравнение глобуса и карты мира; соотношение фотографий, сделанных на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 114–

117

64

Путешествие

по материкам.

Виртуальная экскурсия

(решение частных задач).

Почему в разных частях света живут разные по внешности люди?

Часть света, материк, природные

и погодные условия

узнают об особенностях каждого материка; научатся находить материки на карте мира; готовить сообщения, выступать с ними перед классом

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровни усвоения.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; оценивать ответы одноклассников; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

У.,

с. 118–

123

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

(решение частных задач).

Что общего у политической и физической карт мира?

Политическая и физическая карты мира, государство, государственная граница, страна

индивидуальный

узнают, какие карты называются политическими, а какие – физическими; познакомятся с политической картой мира; научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России; рассказывать по фотографиям

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обрабатывать информацию; передавать информацию; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

в совместной деятельности, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

У.,

с. 124–

129

66

Впереди лето

(обобщение и систематизация знаний).

Когда начинается лето? Что каждый из вас ждет от лета? Какую установку

целесообразно дать себе на летние каникулы?

Сезонные изменения, наблюдения,

летние каникулы, инструкция

текущий, индивидуальный

узнают о жизни насекомых и растений летом; научатся работать с атласом-определителем; применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения

во время каникул

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить сообщения

в устной и письменной форме, в том числе

творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

У.,

с. 130–

133

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу (контроль знаний).

Какое задание было самым трудным?

 Оценка, отметка

тест

научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала; применять в жизненной практике установку на здоровый образ жизни, реализовывать её в реальном поведении и поступках

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; проявлять адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

У.,

с. 134–

139

68

Презентация лучших проектов

(обобщение и систематизация знаний)

Публичное выступление, независимая оценка, эксперты

индивидуальный

расширят и углубят свои знания
по выбранной теме проекта; научатся выступать перед большой аудиторией, представлять свою работу; презентовать свою работу с демонстрацией наглядных материалов, мультимедийной презентации

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план

и последовательность действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; создавать
и преобразовывать модели и схемы для

решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), обрабатывать, интерпретировать и передавать информацию.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах  V вида на базе общеобразовательных школ. расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....

Календарно-тематическое планирование с УУД по окружающему миру 2 класс. "Школа России" ФГОС.

Календарно-тематическое планирование с УУД  по окружающему миру 2 класс. "Школа России" ФГОС....