№ п/п, дата | Коррекция | Тема, тип урока | Элементы содержания |
|
|
|
|
|
|
|
| Контроль | Практическая часть программы.
| УУД Деятельность учащихся | Материалы к уроку |
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
Где мы живём? (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| Родная страна (постановочный).
| Почему все народы России называются братскими? Родина, Россия, Российская Федерация, Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн, братские народы | Текущий, индивидуальный | Дети узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела и урока, приводят примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться к Родине, её символам, исполнять гимн Российской Федерации | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты СМИ). Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона/города; обсуждать, почему народы России называются братскими. | У.*, с. 4–7 |
|
| Город и село (освоение ново- го материала).
| Чем отличается город от села? Город, село, ферма, экология, населённый пункт, городской и сельский дома, интерьер, особенности городских и сельских поселений | беседа по вопросам | Дети узнают о характерных особенностях города и села, учатся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта, находить изображения города и села; формулировать выводы | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию при работе в паре; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; рассказывать о родном городе и своем доме по плану; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и села, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль | У., с. 8–11 |
3 |
| Проект «Родной город» (решение частных задач). | Земляки, родной город, малая родина
| индивидуальный | познакомятся с материалами учебника; узнают о структуре проекта, правилах оформления проекта; научатся оформлять стенд, презентацию, проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов, конструктивно работать в группе (распределять задания и обязанности по выполнению проекта, обсуждать способы и сроки работы) | Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности по выполнению проекта; оценивать свои достижения в реализации проекта. Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках, по краеведческой литературе разными способами (с помощью интервьюирования); подбирать информацию для проведения экскурсии в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; проводить экскурсию в краеведческий музей (выполнить роль экскурсовода); осуществлять взаимный контроль; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; определять общую цель и пути её достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | У., с. 12–13 |
4 |
| Природа и рукотворный мир. Проверим себя (решение частных задач).
| Что такое природа? Природа, окружающий мир, объекты природы, предметы рукотворного мира
| самостоятельная работа | узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека к миру; научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира,формулировать выводы из изученного материала | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся.
Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог | У., с. 14–22 |
Природа (20 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
| Неживая и живая природа. Экскурсия (постановка учебной задачи, поиск ее решения)
| Может ли живая природа существовать без неживой? Живая и неживая природа, Солнце, тепло, свет, воздух, вода | текущий | узнают, какая бывает природа; познакомятся с учебными задачами раздела и данного урока. Научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулировать свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | У., с. 24–27 |
6 |
| Явления природы. Практическая работа (решение частных задач).
| Почему у разных термометров разные шкалы? Явления природы, сезонные явления, термометр, температура, градусы, шкала | практическая работа
| узнают, что такое явления природы; познакомятся с устройством и различными видами термометров. Научатся различать явления неживой и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека, проводить опыты | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную (проводить опыты); соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать иллюстрации; определять природные явления по характерным признакам и сезон по характерным природным явлениям; осуществлять поиск и обработку информации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | У., с. 28–31
|
7 |
| Что такое погода (освоение нового материала). | Что такое погода? Погода, облачность, переменная облачность, осадки, ветер, гроза, метель, ясно, туман, пасмурно, дождь, температура воздуха, метеорология, синоптики |
| узнают, из чего складывается погода, о метеорологических знаках для обозначения погодных явлений; научатся наблюдать и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; рассказывать по плану; вести наблюдения и фиксировать результаты | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (описание состояния погоды за окном); формулировать выводы. Познавательные: сопоставлять научные и народные предсказания погоды; вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений знаково-символические средства (метеорологические знаки). Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в паре (составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану), со взрослыми (составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи) | У., с. 32–35
|
8 |
| В гости к осени. Экскурсия (решение частных задач) | Куда исчезают животные осенью? Осенние изменения, правила поведения
| Текущий, | научатся наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними; осознают необходимость бережного отношения к природе | Регулятивные: понимать учебные задачи экскурсии, стремиться их выполнить; оценивать результаты своих достижений. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать аналогии; обобщать и обрабатывать информацию; определять природные объекты с помощью атласа- определителя «От земли до неба». Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
|
9 |
| В гости к осени (решение частных задач).
| Являются ли опавшие листья мусором? Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь, перелётные и зимующие птицы |
| расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц. Научатся наблюдать осенние явления в неживой и живой природе родного края и рассказывать о них; выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказами | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: строить сообщения в устной форме; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности (определять природные объекты); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; строить понятные для партнёра высказывания | У., с. 36–39 |
10 |
| Звёздное небо (освоение нового материала).
| Звёзды, созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак, знак Зодиака, миф, легенда |
| узнают несколько новых созвездий; научатся различать изученные созвездия; будут учиться строить модель созвездий; пользоваться дополнительными источниками информации | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет). Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы | У., с. 40–43
|
11 |
| Заглянем в кладовые земли. Практическая работа (освоение нового материала).
| Чем горная порода отличается от минерала? Горная порода, минерал, полезные ископаемые, коллекция, геология, геолог | практическая работа
| узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; находить на рисунке знакомые созвездия | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: исследовать с помощью лупы состав гранита; рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды; осуществлять сбор, обработку, оценку и фиксацию информации, полученной при выполнении и по итогам практической работы. Коммуникативные: обсуждать прочитанный текст (отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»); строить понятные для партнёра высказывания | У., с. 44–47
|
12 |
| Про воздух… (освоение нового материала)
| Как мы можем почувствовать воздух? Воздух, ветер, чистый воздух, загрязнение, кислород, азот, углекислый газ, состав воздуха |
| узнают, почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы; научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха; уметь замечать и ценить красоту природы | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; наблюдать небо и рассказывать об увиденном; находить информацию об охране воздуха. Коммуникативные: работать в паре с одноклассником, со взрослыми; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | У., с. 48–51 |
13 |
| …И про воду (освоение нового материала).
| Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьём солёную воду? Вода, дождь, океан, Мировой океан, пресные воды, источник, грунтовые воды, загрязнение |
| узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам; научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды; объяснять значение воды для растений, животных и человека | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать информацию (оценка достоверности). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию | У., с. 52–55
|
14 |
| Какие бывают растения (освоение нового материала).
| Что общего у всех растений и чем они отличаются? Растения, деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения |
| узнают, на какие группы можно разделить растения; научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы; замечать и ценить красоту мира растений | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника. | У., с. 56–59 |
15 |
| Какие бывают животные (освоение нового материала).
| Почему их так назвали: земноводные, пресмыкающиеся? Животные, птицы, рыбы, звери, насекомые, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся |
| узнают, на какие группы можно разделить животных; научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; конструктивно работать в группе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необходимую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | У., с. 60–63 |
16 |
| Невидимые нити (освоение нового материала).
| Нужны ли природе ядовитые растения и некрасивые животные? Как связаны осина, заяц и лиса? Модель природы, взаимосвязь, цепь питания | самостоятельная работа | осознают необходимость сохранения связей между живой и неживой природой; научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; отвечать на итоговые вопросы | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; предвосхищать результат. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; моделировать изучаемые связи; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; обсуждать содержание стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»;управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | У., с. 64–67
|
17 |
| Дикорастущие и культурные растения (освоение нового материала).
| В чём сходство и различие ели и яблони? Культурные и дикорастущие растения, легенды о растениях |
| узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные растения на группы, приводить примеры; находить и обобщать новую информацию в текстах о растениях | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию. Познавательные: классифицировать культурные растения по определённым признакам; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору). Коммуникативные: работать в группе (приводить примеры дикорастущих и культурных растений); аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» | У., с. 68–71
|
18 |
| Дикие и домашние животные (решение частных задач).
| Как появились домашние животные? Дикие и домашние животные, приручение | тест | узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека; находить в дополнительной литературе (тексте) нужную информацию | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать и различать диких и домашних животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе (приводить примеры диких и домашних растений); прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать материалы книги «Зеленые страницы» | У., с. 72–75 |
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
| Комнатные растения. Практическая работа (решение частных здач)- | Комнатные растения, оранжерея, лекарственные растения, диковинные растения, «живые украшения» | практическая работа
| узнают, как в наших домах появились «живые украшения»; научатся определять комнатные растения и находить в атласе-определителе информацию о них; узнавать комнатные растения и ухаживать за ними | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Познавательные: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач (определение вида, способы ухода); осуществлять поиск, выделение, запись и фиксацию необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | У., с. 76–79
|
20 |
| Животные живого уголка. Практическая работа (решение частных задач).
| Какую пользу приносят животные живого уголка? Живой уголок, аквариум, клетка, террариум | практическая работа
| узнают, каких животных часто содержат в живых уголках; научатся ухаживать за некоторыми из животных живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы, использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения.; рассказывать о своем отношении к животным | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: узнавать, называть и определять животных живого уголка; передавать информацию (устным способом); подбирать, сравнивать и обобщать информацию о животных живого уголка (аквариумные рыбки, морская свинка. хомячок, канарейка, попугай); использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; конструктивно работать в паре | У., с. 80–83
|
21 |
| Про кошек и собак (решение частных задач).
| Зачем люди приручили кошек и собак? Охотничьи, декоративные, служебные, породистые, дворняжки, порода |
| узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека; научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак и кошек с помощью атласа-определителя.
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, применять установленные правила в планировании способа решения, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, составлять общий план рассказа о домашнем питомце. Познавательные: использовать тексты учебника как образец выполнения заданий, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. Коммуникативные: обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, осуществлять взаимный контроль | У., с. 84–87 |
22 |
| Красная книга (решение частных задач).
| Почему Красную книгу назвали Красной? Красная книга, редкие, исчезающие виды животных и растений |
| узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений, расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе; бережное отношение к природе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, составлять общий план рассказа о редком растении и животном, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги (по своему выбору). Коммуникативные: работа в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | У., с. 88–91
|
23 |
| Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» (решение частных задач). | Как поступают друзья природы? Что угрожает природе? Экологические знаки, друзья природы, охрана природы, факторы, правила | индивидуальный | узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | У., с. 92–97
|
24 |
| Проверим себя и оценим свои достижения (обобщение и систематизация). | Какое задание было самым трудным? Оценка, отметка | тест | научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника; формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потребительское отношение к природе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Познавательные: выполнять тестовые задания учебника, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | У., с. 98–102
|
Жизнь города и села (10 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
25 |
| Что такое экономика (постановка учебной задачи, поиск ее решения)
| Экономика, отрасли, рассказ по плану, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, деньги экономика родного края |
| узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны; научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь; готовить сообщение; читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; формулировать собственные вопросы по тексту; оценивать ответы одноклассников; определять по фотографиям деньги разных стран. Познавательные: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших в экономическом отношении предприятиях региона и своего города. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание; работать в паре, со взрослыми (находить в дополнительной литературе информацию) | У., с. 104– 107 |
26 |
| Из чего что сделано. Практическая работа (решение частных задач).
| Что такое рукотворный мир? Во что превращается глина? Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Изделие, труд людей, материал, природные богатства, рукотворный мир, природный материал, простейшие производственные цепочки | практическая работа
| узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как используются природные материалы для изготовления разных предметов; научатся классифицировать предметы по характеру материала, изображать производственные цепочки с помощью моделей; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения на уроке | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выполнять коррекцию действий при работе в группе; предвосхищать результат. Познавательные: моделировать, контролировать, оценивать и корректировать процесс и результат деятельности при работе над заданиями в учебнике; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 108– 111 |
27 |
| Как построить дом. Виртуальная экскурсия (решение частных задач).
| Как построить дом? Изба, юрта, многоэтажный каменный (бетонный) дом, строительная техника, строительные специальности, бригада | текущий | узнают, как работают строители в городе и селе; научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; проводить самопроверку, оценивать ответы одноклассников. Познавательные: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; обрабатывать и анализировать информацию; строить монологические рассуждения. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 112– 115 |
28 |
| Какой бывает транспорт (решение частных задач).
| Какой вид транспорта самый важный? Сколько видов транспорта известны? Транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03. История развития транспорта |
| узнают, на какие виды можно разделить транспорт; будут учиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры транспортных средств каждого вида; запомнить номера телефонов экстренного вызова
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: анализировать схемы и выделять основания для классификации; узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова; соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками; читать текст учебника, находить названные в нем машины; приводить примеры транспортных средств каждого вида. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в паре, в группе (рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников; составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта) | У., с. 116– 119
|
29 |
| Культура и образование. (решение частных задач).
| Учреждения культуры и образования: школа, институт, университет, музей, театр, цирк, кунсткамера. Виртуальная экскурсия |
| узнают, какие бывают учреждения культуры и образования; научатся различать учреждения культуры и образования, приводить соответствующие примеры, обсуждать, какую роль они играют в нашей жизни; узнавать по фотографии наиболее известные учреждения | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предлагать вопросы к тексту; отвечать на вопросы одноклассников; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: посещать музеи и рассказывать о них; проводить виртуальную экскурсию с помощью Интернета; извлекать из учебника нужную информацию. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; вести устный диалог; | У., с. 120– 123
|
30 |
| Все профессии важны. Проект «Профессии» (решение частных задач).
| Что общего у тракториста, шофёра, агронома, пекаря, мукомола и комбайнёра? Профессии, труд, разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей | индивидуальный | узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оценивать результаты выполненного проекта | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; оценивать результаты выполнения проекта. Познавательные: устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий». Коммуникативные: распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 124– 129 |
31 |
| В гости к зиме. Экскурсия (решение частных задач) | Сезонные изменения, перелётные птицы, зимующие птицы, оседлые птицы, кормушки, пласт снега, оттепель, мороз, снегопад, силуэт дерева | текущий | узнают о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях; будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказывать о своих наблюдениях; соблюдать правила поведения в природе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. Познавательные: наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; формулировать выводы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы |
|
32 |
| В гости к зиме (решение частных задач).
| Сезонные изменения, перелётные птицы, зимующие птицы, оседлые птицы, кормушки |
| уточнят знания о зимних изменениях в природе; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения; правильно вести себя на улице зимой | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработка информации. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 130– 133
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
33 |
| Проверим себя и оценим достижения (контроль знаний). | Какое задание было самым трудным? Оценка, отметка | тест | научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов, стремиться к формированию адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | У., с. 134– 139
|
34 |
| Презентация проекта «Родной город», «Красная книга», «Профессии» (рефлексия ) | Публичное выступление, независимая оценка | индивидуальный | расширят и углубят свои знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы; следуют правилам выступления перед аудиторией | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения и достижения своих одноклассников. Познавательные: иллюстрировать своё выступление наглядными материалами; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); интерпретировать, обобщать; построить рассуждения. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
|
Здоровье и безопасность (9 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
35 |
| Строение тела человека (постановка учебной задачи, поиск ее решения).
| Чем человек похож на зверя? Внутреннее, внешнее строение, органы, организм, части тела |
| узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему; научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов; осознать необходимость безопасного и здорового образа жизни | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: моделировать внутреннее строение человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; извлекать из текста учебника информацию о строении и работе человеческих органов. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль | У., с. 4–7 |
36 |
| Если хочешь быть здоров (решение частных задач).
| Что такое полезные привычки? Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное питание, личная гигиена | самостоятельная работа | узнают, что необходимо для сохранения здоровья; научатся правильно строить режим дня, формулировать правила личной гигиены; осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами. Познавательные: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог |
У., с. 8–11
|
37 |
| Берегись автомобиля (решение частных задач).
| Виды светофоров, дорожные знаки, правила дорожной безопасности |
| узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход; научатся различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу и объяснять, что они обозначают; осознать необходимость соблюдения ПДД | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную (выбирать и отмечать фишками нужные дорожные знаки); предвосхищать результат.; осуществлять контроль и коррекцию. Познавательные: моделировать сигналы светофора. Коммуникативные: работать в группе: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 12–13
|
38 |
| Школа пешехода Практическая работа (решение частных задач).
| Как сделать путь из школы домой более безопасным? Дорожные знаки, правила дорожной безопасности, инспектор ДПС, ГИБДД | практическая работа
| узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход; научатся соблюдать изученные правила безопасности; осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения на уроке. Познавательные: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством взрослых; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при освоении новых правил дорожной безопасности; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | У., с. 14–17 |
39 |
| Домашние опасности (решение частных задач).
| Могут ли нас подстерегать опасности дома? Как их избежать? Квартира, газ, плита, электричество, провод, электроприборы, домашние опасности |
| узнают основные правила безопасного поведения в быту; научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; будут учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её; осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; оценивать свои действия во избежание опасностей. Познавательные: формулировать правила безопасного поведения в быту; моделировать их с помощью условных знаков; сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 18–21
|
40 |
| Пожар! (решение частных задач)
| Огонь – наш друг или враг? Огонь, пожар, пожарные, МЧС, номер телефона экстренной помощи, вызов пожарных по телефону |
| узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарной безопасности; научатся вызывать пожарных по телефону; осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить. Познавательные: характеризовать пожароопасные предметы; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; находить в Интернете информацию о работе пожарных; ставить и формулировать проблемы; готовить сообщение. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | У., с. 22–25 |
41 |
| На воде и в лесу (решение частных задач).
| Мухомор полезен или вреден? Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, лес, водоём, правила безопасного поведения |
| узнают основные правила безопасного поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара»; научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых; следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания. Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | У., с. 26–29
|
42 |
| Опасные незнакомцы (решение частных задач).
| Кто такой незнакомец? Незнакомец, опасность, вызов полиции |
| узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми; научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контактах с незнакомцами; выполнить вызов полиции по телефону | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвосхищать результат; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; освоить правила поведения в ситуациях, подобных описанным в учебнике; сочинять рассказ по аналогии с рассказами учебника. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | У., с. 30–35
|
43 |
| Проверь себя и оцени достижения (контроль знаний). | Какое задание было самым трудным? Что поможет избежать опасности и сохранить здоровье? Оценка, отметка | тест | научатся оценивать свои достижения. формулировать выводы из изученного материала; адекватно выполнить самооценку в соответствии с набранными баллами | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | У., с. 36–40
|
Общение (7 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
44 |
| Наша дружная семья (постановка учебной задачи, поиск ее решения).
| Что такое семья? Почему люди создают семьи? Семья как единство близких людей, семейные традиции, культура общения |
| узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения; формулировать выводы из изученного материала | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; обрабатывать, анализировать информацию; сравнивать; устанавливать аналогии. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью | У., с. 42–45 |
45 |
| Проект «Родословная» (решение частных задач).
| Где растёт родословное дерево? Родословная, родословное дерево, имя, фамилия, отчество | индивидуальный | узнают родословную своей семьи; научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; различать способ и результат действия. Познавательные: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения; отбирать фотографии из семейного архива; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | У., с. 46–47 |
46 |
| В школе (решение частных задач).
| Что общего у школы и дома? Школа, урок, перемена, звонок, правила поведения в школе |
| научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в школе; оценивать с нравственной позиции формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: моделировать различные ситуации общения на уроках и перемене; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | У., с. 48–51
|
47 |
| Правила вежливости (решение частных задач).
| Что означает слово «здравствуйте»? Вежливые слова, культура поведения |
| узнают, что такое культура поведения и для чего она нужна; научатся правилам вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; постоянно использовать в речи «вежливые» слова в общении с одноклассниками, другими людьми | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: моделировать ситуации общения, встречающиеся в различных жизненных обстоятельствах; устанавливать причинно-следственные связи; строить рас- суждения; выполнять смысловое чтение. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | У., с. 52–55
|
48 |
| Ты и твои друзья (решение частных задач).
| Как поступают настоящие друзья? Дружба, друг, правила поведения в гостях, взаимное уважение |
| узнают, что самое ценное в дружбе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета; осознают необходимость культурного поведения в гостях | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: моделировать правила поведения за столом; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при составлении правил поведения в гостях; оценивать информацию (критическая оценка). Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; строить понятные для партнёра высказывания |
У., с. 56–59 |
49 |
| Мы – зрители и пассажиры (решение частных задач).
| Какие места называют общественными? Общественные места, правила поведения в общественных местах |
| узнают основные правила поведения в общественных местах; повторят правила поведения в школе. научатся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте; осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выбирать вид чтения в зависимости от цели; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | У., с. 60–63
|
50 |
| Проверь себя и оцени достижения (контроль знаний). | Какое задание было самым трудным? Оценка, отметка | тест | научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в освоении учебного материал раздела «Общение» | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения | У., с. 64–68
|
Путешествия (18 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
51 |
| Посмотри вокруг (постановка учебной задачи, поиск ее решения)
| Что помогает путешественнику не заблудиться? Стороны горизонта, горизонт, линия горизонта |
| узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта; научатся различать и обозначать стороны горизонта на схеме; анализировать текст учебника, работать со схемой | Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать фотографии в учебнике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; анализировать информацию. Коммуникативные: работать в паре; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания | У., с .70–73 |
52 |
| Ориентирование на местности (освоение нового материала) | Как узнать, где ты находишься? Ориентирование, ориентир, компас |
| узнают, что такое ориентирование на местности; будут учиться ориентироваться по компасу; осознать и применять правила поведения в природе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять сбор и обработку информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнёра высказывания | У., с. 74–75
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
53 |
| Ориентирование на местности. Практическая работа (решение частных задач).
| Как ориентироваться в лесу или в поле? Природные ориентиры, компас | практическая работа
| научатся ориентироваться по солнцу, местным природным признакам; соблюдать правила безопасного поведения в природе | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | У., с. 76–77
|
54 |
| Формы земной поверхности (освоение нового материала).
| Как можно назвать горы и равнины? Земная поверхность, формы земной поверхности, холм, гора, равнина, горный хребет, подножие, склон, вершина |
| узнают, какие формы земной поверхности бывают; научатся сравнивать по схеме холм и гору; замечать и ценить красоту природы | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку с помощью учебника. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | У., с. 78–81 |
55 |
| Водные богатства (освоение нового материала). | Водоёмы искусственные и естественные, родник, части реки: исток, устье, русло, берега, притоки, водные богатства, водные ресурсы |
| узнают, что составляет водные богатства нашей страны; научатся называть части реки; замечать и ценить красоту русской природы | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, озеро, пруд). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; обращаться за помощью | У., с. 78–81
|
56 |
| В гости к весне. Экскурсия (решение частных задач) | Что не изменилось весной? Сезонные изменения, живая и неживая природа, погода, перелётные птицы |
| уточнят знания о весенних изменениях в природе; научатся наблюдать за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения; правильно вести себя на улице зимой | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на экскурсии. Познавательные: осуществлять поиск, выделение, анализ и обработку необходимой информации; наблюдать за природными явлениями во время экскурсии и на основе результатов наблюдений формулировать выводы; строить рассуждения. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль |
|
57 |
| В гости к весне (решение частных задач).
| Сезонные изменения, живая и неживая природа, погода, перелётные птицы, ледоход, половодье |
| обобщат знания о весенних изменениях в природе; научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять самопроверку. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализ и обработку информации, моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в сотрудничестве со взрослыми для решения познавательных и учебно-практических задач | У., с. 86–89
|
58 |
| Россия на карте. Практическая работа (освоение нового материала | Как надо ориентироваться по карте? Географическая карта, масштаб, условные обозначения | практическая работа
| узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна; научатся правильно показывать объекты на настенной карте; освоят приёмы чтения карты; осознают величие нашей страны. | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять итоговый и пошаговый конт- роль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе моде- ли и схемы обработки (определение основной и второстепенной информации) и интерпретации информации; сравнивать (изображение России на карте и на глобусе). Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество | У., с. 90–95
|
59 |
| Проект «Города России» (решение частных задач).
| С каким языком не заблудишься в путешествии? Карта России, города России, мегаполис, малые города | индивидуальный | узнают новую информацию о городах России; научатся описывать выбранный город, показывать его на карте; презентовать свой проект с демонстрацией фотогалереи, презентации; оценивать свои достижения в выполнении проекта | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: осуществлять поиск информации в дополнительной литературе и Интернете; проводить анализ и обработку полученной информации. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; презентовать проект с демонстрацией мультимедийной презентации, фотогалереи; слушать собеседника | У., с. 96–97
|
60 |
| Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия (решение частных задач).
| Мегаполис, план города, основатель Москвы, герб Москвы, достопримечательности Москвы | текущий | узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы- глядит Москва на плане; научатся находить Москву на карте России, называть и описывать основные достопримечательности столицы; применять правила поведения в общественных местах | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями; совершить виртуальную экскурсию по Москве; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: ставить вопросы; задавать вопросы; строить монологическое высказывание | У., с. 98–101
|
61 |
| Московский Кремль (решение частных задач).
| Есть ли Кремль в других городах? Кремль, палаты, резиденция, колокольня, собор |
| узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; применять правила поведения в общественных местах | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выбирать действия в соответствии с постав- ленной задачей и условиями её реализации; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: извлекать из дополнительных источников информацию о достопримечательностях Кремля; сопоставлять облик современного Кремля с видами Кремля в прошлом; готовить сообщение. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | У., с. 102–107
|
62 |
| Город на Неве. Виртуальная экскурсия (решение частных задач). | Почему Санкт-Петербург называют культурной столицей? План города, основатель Санкт-Петербурга, герб, достопримечательности Санкт-Петербурга |
| узнают, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане; научатся показывать город на карте, описывать его достопримечательности; работать с учебником | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; применять установленные правила в планировании способа решения; предвосхищать результат. Познавательные: рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательности; соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме исследовательского характера. Коммуникативные: предлагать вопросы к рассказу, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | У., с. 108–113 |
63 |
| Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия (решение частных задач). | Что общего есть у всех карт? Карта мира, океан, материки (континенты), цвета на карте, глобус |
| узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознание себя жителем планеты | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить. Познавательные: сравнение глобуса и карты мира; соотношение фотографий, сделанных на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 114– 117 |
64 |
| Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия (решение частных задач). | Почему в разных частях света живут разные по внешности люди? Часть света, материк, природные и погодные условия |
| узнают об особенностях каждого материка; научатся находить материки на карте мира; готовить сообщения, выступать с ними перед классом | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровни усвоения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; оценивать ответы одноклассников; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | У., с. 118– 123
|
65 |
| Страны мира. Проект «Страны мира» (решение частных задач).
| Что общего у политической и физической карт мира? Политическая и физическая карты мира, государство, государственная граница, страна | индивидуальный | узнают, какие карты называются политическими, а какие – физическими; познакомятся с политической картой мира; научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России; рассказывать по фотографиям | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обрабатывать информацию; передавать информацию; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | У., с. 124– 129
|
66 |
| Впереди лето (обобщение и систематизация знаний).
| Когда начинается лето? Что каждый из вас ждет от лета? Какую установку целесообразно дать себе на летние каникулы? Сезонные изменения, наблюдения, летние каникулы, инструкция | текущий, индивидуальный | узнают о жизни насекомых и растений летом; научатся работать с атласом-определителем; применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения во время каникул | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | У., с. 130– 133 |
67 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу (контроль знаний).
| Какое задание было самым трудным? Оценка, отметка | тест | научатся оценивать свои достижения; формулировать выводы из изученного материала; применять в жизненной практике установку на здоровый образ жизни, реализовывать её в реальном поведении и поступках | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; проявлять адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Познавательные: выполнять тестовые задания учебника; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | У., с. 134– 139 |
68 |
| Презентация лучших проектов (обобщение и систематизация знаний) | Публичное выступление, независимая оценка, эксперты | индивидуальный | расширят и углубят свои знания по выбранной теме проекта; научатся выступать перед большой аудиторией, представлять свою работу; презентовать свою работу с демонстрацией наглядных материалов, мультимедийной презентации | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), обрабатывать, интерпретировать и передавать информацию. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
|