Конспект занятия кружка "Экологические проблемы современности"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Следует задуматься о современных проблемах экологии . Занятие имеет высокую плотность подачи материала. Быстрый темп обеспечивает реализацию целей занятия. Наличие разных видов деятельности позволяет удерживать внимание и интерес учащихся к занятию. Дети работают все вместе, что очень положительно отражается на развитии каждого ученика и всего класса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия
Тема: «Встретим зимующих птиц»
Цели:
- Расширить знания учащихся о зимовке птиц.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам своего края.
- Привить некоторые практические навыки по охране и привлечению птиц зимой.
Оформление:
- уголок «Готовимся к встрече зимующих птиц»;
- стенды «Наши друзья - птицы»,
- выставка «Что можно почитать о птицах»;
- типы кормушек и гнездовий для птиц.
План проведения праздника:
- Доклад о зимующих птицах.
- Сообщения о наблюдениях за птицами.
- Как сделать кормушку.
- Проведение викторины.
- Художественная часть.
- Заключение. Награждение победителей викторины.
Доклад о зимующих птицах
Сейчас нам трудно представить лес без песен пернатых друзей человека. Часто мы слышим в лесу и кукование кукушки, и сочную песнь соловья и дрозда, журчанье садовой славки, песни скворцов. Птицы есть всюду, и их очень много. У нас их живёт примерно 226 видов. К ним относятся птицы оседлые, кочующие и перелётные.
Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.
В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.
Большая синица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама. А семья большой синицы за гнездовый период может очистить от вредителей 40 яблонь.
Стриж за один раз приносит во рту до 400 штук мелких насекомых, а если учесть, что за сутки он прилетает к гнезду 20 раз, то за период выкармливания он уничтожает до 250 000 вредных насекомых.
Кукушка - поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.
Мы заботимся о птицах и зимой. У нас зимуют синицы: большая, хохлатая, лазоревка, дятлы, чижи, клесты, снегири, щеглы, поползни, овсянки, сороки, воробьи и другие.
Многие из них приносят большую пользу человеку, уничтожая насекомых, зимующих в коре деревьев, их яички. Так, в саду приносят пользу синицы, чижи, щеглы; в лесу - дятлы, поползни. Дятел- этот неутомимый «доктор», весь день стучит по стволам деревьев, выискивая личинки жуков- короедов и усачей.
Птицы не боятся зимних холодов. От них они достаточно хорошо защищены. Но вот приходит зима, и корма для птиц становится меньше и меньше. Прячутся жуки и бабочки, снег пышным ковром покрывает кустарники, деревья. Птицам труднее находить корм. Это самое тяжёлое время в их жизни. И вот на помощь птицам приходят люди. Они изготавливают различные кормушки для подкормки зимующих птиц.
В плохую зимнюю погоду, в сильные морозы особенно много надо насыпать корма в кормушки. Они должны быть постоянно полные, иначе птицы отвыкнут от этого места и улетят в поисках корма.
Столовые для птиц изготавливают различной формы и типов: в виде полочек, домиков, ящичков. Самая простая - это дощечка с низкими бортиками и кормушка из пластиковых бутылок.
Какой корм подходит для питания птиц? Им можно давать овёс, подсолнечник, арбузные и тыквенные семена. Семена крапивы, лебеды, репейника, ягоды рябины, клюквы, хлебные крошки.
Но нельзя давать птицам прокалённых и прожаренных семян.
Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче будет природа.
Наблюдения, которые можно провести за зимующими птицами
- Определить всех птиц на кормушке и подсчитать число особей каждого вида.
- Отметить, чем у разных видов самцы отличаются от самок, сколько тех и других
- Проследить, как едят разные птицы (зерноядные и насекомоядные), например, семена подсолнуха.
- Выяснить, каковы взаимоотношения между отдельными видами птиц на кормушке и между особями другого вида.
- Выявить, какой корм поедают разные птицы.
Все свои наблюдения необходимо записывать в дневник, одновременно отмечая состояние погоды, в первую очередь – температуру.
Как сделать кормушку
Подкормку птиц надо проводить на кормушках. Кормушки бывают разные (демонстрируются кормушки или их чертежи) :
- Кормовые столики - их посещают многие птицы (снегири, синицы, щеглы).
- Кормушки-дуплянки - эти кормушки хорошо посещают синицы, дятлы, поползни. Кормушки-дуплянки имеют несколько отверстий, крышки у них поднимаются и корм засыпается внутрь. Развешивать эти кормушки можно в лесах и садах.
- Кормовые домики - устанавливают в лесопарке.
- Кормушка-столик - устанавливается в лесу на пеньке.
- Кормушка-полочка - на окне.
Поползни любят делать запасы. То и дело таскают они подсолнухи, набирая сразу полный рот и запихивая затем в углубления коры. (Стихотворение о поползне).
Снегири редко прилетают на кормушку, и то не стаями, а по одному. Зато, привыкнув к кормушке, они на следующий год прилетают сюда снова и в большем количестве, чем раньше. (Стихотворение о снегире).
Каждый из нас может помочь птицам пережить зиму — голодное для них время, и тогда птицы отблагодарят нас своей работой и песнями. (Сценка «Зимний разговор через форточку»).
Викторина к празднику зимующих птиц
- Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева рябчики) .
- Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).
- Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)
- Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).
- Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой? (Оляпка).
- Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).
- Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева - не улетают? (Мухоловки, стрижи, ласточки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и остальные птицы разыскивают зимующих насекомых, их личинки, куколки кладки яиц).
- Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).
- Семена какого сорного растения едят только снегири? (Конского щавеля).
- Какой корм недоступен для воробьев в зимнее время и охотно поедается большими синицами и поползнями? (Семена арбузов).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Н. НЕЗЛОБИИ Зимние птицы
Мы поставили кормушку
Зимним птицам у крыльца
Этим — крошек, этим — корку,
Этим — горсточку пшенца.
А кому еще и семя,
И рябиновых кистей.
Поухаживай за всеми,
Покорми своих гостей.
Чтобы не было искусу
Друг у друга воровать,
Чтобы дружно всем клевать...
Прилетели две синички,
Сизокрылые сестрички,
Прилетели три чечетки,
Три чечетки, три трещотки,
С ними — чечет, злой ворчун,
Ух, отчаянный драчун!
Прибегал через пустырь
В красном галстуке снегирь.
Хватит всем — их, пташек, мною ль?
Вот приспел щегленок-щеголь
И свистит: лу-пить, цы-це!
Роясь лапками в пшенице.
Он любитель этой пищи —
Для него репей почище.
Да еще не прозевать
Кстати семечко склевать!
Обогнув с угла задворки,
Шли сороки-тараторки,
Заведя на весь наш двор
Свой сорочий разговор.
Услыхали воробьи —
Эти просто, как свои,
Сразу драку начинали,
Всех толкали, всех пинали,
Отбирая у гостей
Что получше, повкусней.
Наконец пришел петух.
Рассердился, рыжий, вслух:
Кукареку! Что такое?
Нет мне, кочету, покоя!
Кто хозяин во дворе?
Я хозяин. Кукареку!..
Он грозит зубчатым гребнем;
Он в прыжки по крошкам хлебным
На крыльцо, как на помост,
Распушив сердито хвост...
Видим дело не в порядке,
Мигом в стол свои тетрадки
И бегом, туда, на двор:
Будьте, кочет, так любезны
Поубавить свой задор!
Эти птицы нам полезны,
Им зимой у нас всегда
Приготовлена еда.
Не яритесь, не грозитесь,
Боевой куриный князь,
Неуместна ваша речь
Птичек надобно беречь.
Птичий домик Н. НЕЗЛОБИИ
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок –
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок,
Исчезла мошкара.
Но здесь в лесу, за школой,
Среди седых ветвей
Готов обед веселый
Для птичек у детей.
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам.
Как весело крылатым,
Порхающим гостям!
Пшена и крошек хлебных
Отведать каждый рад
От песенок хвалебных
Милей наш старый сад.
Крошка-королек А. Л. Барто
Шелестит в уборе сосен
Желтовласый королек
Пыль сосновую разносит,
Он как легкий огонек;
То потухнет, то запляшет,
То, порхая стрекозой
Быстро крылышками машет
Над янтарною слезой.
Видит крошка-королек:
Вязнет в капле червячок.
Этим очень озабочен,
Червячку готов помочь он:
«Всюду острый нужен глаз,
Я в смоле бы не увяз!»
Вот из капельки блестящей
Он червя за спинку тащит...
Ловко вытащить сумел!
Только вытащил — и съел.
Королёк такая птица —
Весь в наперстке уместится,
И зимой на соснах он
Свиристит синицам в тон.
Н. МАСЛОВА Синичка
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб полегче ей стало,
Ведь исчезли червяки.
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Глазом –бусинкой сверкает,
Смотрит, вертится, клюёт,
От окошка улетая.
Песню весело поёт.
Снегирь Н. НЕЗЛОБИИ
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы-
Красногрудому тепло.
Стойкий, стуже не подвластен
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
Зимний разговор через форточку
Я — маленький воробей.
Я гибну, дети, спасите...
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Я дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Я —иволга. Иволга я.
Я гибну, дети спасите...
Ведь это я в прошедшем году -
Чуть сумерки — пела в ближнем саду.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, певунья, сюда!
Вот и тебе еда.
Благодарим за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"
Проблемы экологического воспитания младшего школьника...
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использова...
Доклад"Социальные проблемы современной семьи"
В статье рассматриваются социальные проблемы современной семьи, показаны пути решения этих проблем....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"...
Конспект сообщения на МО «Проблемы современного урока практического труда».
Самая главная проблема уроков практического труда - это проблема их смысла в общеобразовательной школе...
Конспект интегрированного урока в 4 кл. по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности"
Материал содержит подробный конспект интегрированного урока, проведенного в 4 кл. по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" /Программа "Ш...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»
Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения экологических проблем сов...