Конспект интегрированного урока в 4 кл. по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Свинаренко Светлана Александровна

Материал содержит подробный конспект интегрированного урока, проведенного в 4 кл. по теме "Решение задач.  Экология. Экологические проблемы современности"   /Программа "Школа России"/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx65.9 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе по теме:

«Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности»

Тема:Решение задач.Экологические проблемы современности.

Цель:

формирование умения решать составные задачи, записывать многозначные числа; формирование понятий «экология», «экологическая катастрофа»,экологической   грамотности учащихся, умения работать в группах;развитие логического мышления, наблюдательности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, игра «танграм»

                             Ход  урока.        

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на определенную тему. Эта тема очень важная. Она касается будущего нашей планеты, а значит и будущего всего человечества. Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке вам нужно решить выражения.

II. Самостоятельная работа  Слайд 3

        I – вариант                                        II– вариант

        708 х 5 – 3509 = 31          (и)                (3121 – 2959) : 9 = 18(г)

        (4941 + 7059) : 1000 = 12(о)                (1611 + 2389) : 1000 = 4 (э)

        (2965 – 2869) : 6 = 16         (о)                1669 х 4 – 1111 х 6 = 10 (к)

        1856 х 3 – 1111 х 5 = 13  (л)                908 х 5 – 4507 = 33         (я)

(Взаимопроверка)

Расположите ответы данных выражений в порядке возрастания и прочитайте полученное слово.

III. Определение темы и целей урока

-О чем пойдет речь на уроке?  Сформулируйте тему урока.(По гиперссылке переходим на   Слайд 1)

-Чему должны научиться?

-Давайте посмотрим на слайде, какие цели можно добавить к сформулированным вами. Слайд 2

IV. Вводная беседа

- Что такое экология?(Выслушиваем ответы детей.)

Экология – 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Взаимодействие человека, общества и окружающей среды.   (По гиперссылке переходим на Слайд 4)

- Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и приспосабливаются к окружающей среде. Термин «экология» возник около 150 лет назад, а изучать взаимодействие организмов с окружающей природой люди начали чуть больше 70 лет - пока не возникла экологическая катастрофа.

- Как вы думаете, что же такое экологическая катастрофа?  Слайд 5

- Об одной из экологических проблем вы узнаете из устного счета.

V. Устный счет     - Запишите только ответы.

1. В 2001 году в нашей стране было 144 заповедника. За последние 15 лет создано ещё  60 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?                (204 заповедника)

 2. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

            (В атмосферу выбрасывается по-прежнему 10 т сажи)

3. Ежедневно в джунглях всего мира вырубается 5 млн. деревьев. Запишите это число. 5.000.000

4. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода. Сколько это центнеров? Сколько это кг? 280ц = 28000кг

5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс? 15 *3

6. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? 25000

          (Взаимопроверка). Слайд 6

- О каких экологических проблемах вы узнали ? (Вырубка леса, исчезновение растений). Слайд 7

- Каждый человек должен задуматься об этих проблемах, потому что мы уничтожаем «легкие нашей планеты», т. е. деревья и растения для человека являются основным источником кислорода. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для одного человека.

- Как же остановить эту катастрофу? Обсудите в группах. На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде) Слайд 8

(Для того чтобы сократить вырубку леса нужно: как можно больше перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема макулатуры. Ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу будут похожи на древесину. Всем жителям сажать деревья.)

VI. Решение задачи     Слайд 9

О другой экологической проблеме мы узнаем, выполнив такую задачу.

«Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту?»

- О чем говорится в задаче?

- Что значит в 10 раз больше? в 4 раза больше?

- Что известно в задаче?

- Что спрашивается в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается бутылка?

- Почему?

- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается телефонная карта?

- Запишите решение задачи самостоятельно. На работу 3 минуты.

-Выберите из данных выражений соответствующие решению задачи. Обоснуйте свой выбор.

        100 х 10 х 4 – 100                        100 х 4 х 10 – 100 х 10

        100 х 10 х 4 – 1000                100 х 10 х 4 – 100 х 10        

- Проверьте в своей группе  решение задачи.  

- О какой экологической проблеме идет речь? Слайд 10

- Как же остановить загрязнение почвы? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде). Слайд 11

(Не оставлять мусор, который не разлагается, не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.)

VIII. Решение задачи  Слайд 12

- О другой экологической проблеме мы узнаем из задачи.

«В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?»

- Какой автомобиль выбрасывает больше выхлопных газов?

- Какая из этих схем подходит к данной задаче?

 а)           7 авт.

20кг      8 авт.                                  ? кг

30кг

 в)           7 авт.

30кг      8 авт.                                  ? кг

20кг

7 авт.                                8 авт.

  с)

          20кг                            30кг  

                                

     ?

- Докажите почему?

- Запишите решение задачи с помощью выражения.

- Проверим. От каждой команды выйдите по одному человеку и запишите решение задачи.     (Взаимопроверка)

- О какой  экологической проблеме идет речь?  Слайд 13

- Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде)  Слайд 14

(На предприятиях создавать установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Беречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и сажу.)

IX. Геометрическая задача. Игра «Танграм»  Слайд 15

- Планета наш общий дом. Долг каждого охранять этот дом и беречь его для будущих поколений. Придвиньте к себе «Танграмы» и выложите из геометрических фигур дом.  Слайд 16

- Какие фигуры вам для этого потребовались? (треугольники, квадрат и параллелограмм).

- Покажите ½ площади дома без крыши, ¾  площади дома без крыши.

- Что обозначает дробь ¾?

- Найдите ¾ всей площади квадрата со сторонами 16 см.

- Проверьте. Слайд 16

- Именно ¾ всего земного шара занимают моря и океаны.  (Слайд 17) Общая площадь земной поверхности 510 млн. кв. км, более 382 млн. кв. км занимают моря и океаны. Мировой океан тоже затронула экологическая катастрофа. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий. От этого гибнут птицы, мальки рыб. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов.

- Как же остановить эту экологическую катастрофу?На обсуждение 3 минуты.   (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде)  Слайд 18

(Строить очистительные сооружения на предприятиях. Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут. Использовать специальные химические препараты «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, пластиковые бутылки. Людям не выбрасывать отходы в водоемы.

XI. Итог урока.   Слайд 20

- Удалось ли достигнуть поставленных целей?

- Чем занимались на уроке?

- Какое задание, на ваш взгляд, на уроке было самым трудным?

- Почему?

- Урок закончу такими словами:

Планету – дом свой берегите.
Любовь к природе и своей свободе
В своих поступках выразить спешите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка "Экологические проблемы современности"

Следует задуматься о современных проблемах экологии . Занятие имеет высокую плотность подачи материала. Быстрый темп обеспечивает реализацию целей занятия. Наличие разных видов деятельности позволяет ...

Основные экологические проблемы современности

В данной презентации можно ознакомится с основными экологичскими проблемами современности....

Интегрированный урок по математике «Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»

laquo;Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»...

Презентация интегрированного урока по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности". 4 класс программа "Школа России"

Материал содержит презентацию для показа на интегрированном  уроке по теме: "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" для 4 класса. Программа "Школа России&qu...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»

Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем сов...

Интегрированный урок 4 класс математика-окружающий мир: "Решение задач. Экологические проблемы современности"

Интересный урок, на котором дети не просто решают математические задачи, а самостоятельно находят решение экологических проблем....