Участие родительской общественности в воспитании в рамках реализации ФГОС НОО
консультация на тему

Шиллер Светлана Владимировна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchastie_roditeley_v_vospitanii.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса»

 «Участие родительской общественности в управлении качеством воспитательного процесса в рамках

реализации ФГОС НОО»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моей лекции:  «Участие родительской общественности в управлении качеством воспитательного процесса в рамках

реализации ФГОС НОО»

Начать мне бы хотелось с современной притчи.

«Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, что бы хотели они попросить у Деда Мороза.
Придя домой, села проверять детские сочинения. И одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде.

Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.

"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!"


– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...

- Уважаемые коллеги, а с какими проблемами вы чаще всего встречаетесь в работе с родителями как классный руководитель?

Слайд 2

Социальный портрет современной семьи школ нашего района характеризуется следующими устойчивыми тенденциями.

Одной из главных проблем взаимодействия классного руководителя и родителей является занятость родителей зарабатыванием денег, незнание как правильно осуществлять сотрудничество, не желание проявлять сотрудничество и интересоваться успехами своего ребёнка.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Слайд 3

В связи с этим мы переходим на совершенно новую систему взаимодействия семьи и классного руководителя в управлении качеством воспитания в рамках ФГОС НОО. На сегодняшний день мы не можем рассматривать родительскую общественность отдельно от остальных участников воспитательного  процесса.  Современный родитель является не только наблюдателем  или критиком воспитательного процесса, но и активным его участником. Поэтому, важным является вопрос о сотрудничестве родительской общественности и школы в лице классного руководителя.

В этом сотрудничестве очень важно правильно определить  роль каждого участника: родителя, классного руководителя, самого воспитанника.

Определяя  роль родительской общественности в классе, мы предполагаем, что родитель  не только  благотворитель, наблюдатель, критик, но и партнер классного руководителя и воспитанника в воспитательном процессе.

Слайд 4

Именно поэтому важным является нормативное закрепление участия родительской общественности в воспитательном  процессе, то есть создание специальных нормативных документов.

Слайд 5

Сегодня  классный руководитель осуществляет привлечение родительской общественности в управлении качеством воспитания в условиях реализации стандарта (ФГОС НОО) по следующим направлениям:

В каждом из направлений имеются свои формы привлечения родительской общественности к реализации воспитания в рамках нового стандарта (ФГОС НОО)

Слайд 6

  1. Информационное просвещение родительской общественности

Работа в этом направлении должна быть своевременная. Среди родителей еще есть те представители, которые затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации.

Как вы думаете, кто является основным источником информации о ФГОС НОО для родителей?

 Верно - классные руководители. Информирование  заключается в первую очередь в формировании социального заказа на воспитательные услуги. Эта работа  начинается заранее путем анкетирования родителей, экспресс-опроса, собеседования с ними.  При этом до них доводится профессиональное мнение специалистов (службы сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель, медицинский работник школы), а также информация со стороны будущего классного руководителя относительно основной образовательной программы школы, ее программы развития, а также программ инновационной деятельности. Далее информационное просвещение  продолжается в течение учебного года.

  1. Вовлечение родителей в воспитательную  деятельность своих детей.
  1. Привлечение родителей к участию в воспитании ребенка.
  2. Обеспечение родителей актуальной  информацией  о достижениях ребенка.
  1. Организация, при необходимости, просвещения родителей  о способах  адекватного взаимодействия с ребенком и  возможностях его воспитания и развития.

Слайд 7

Формы работы с родительской общественностью

Мероприятие-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система воспитания на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к классному руководителю.

Мероприятие - практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного воспитательного процесса, приучает родителей, детей и классного руководителя  к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников мероприятия.

Мероприятие - соревнование детей и родителей. Создает ситуации успеха в воспитательной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Работа с портфолио обучающихся.

  1. Организация творческой деятельности для реализации совместных проектов

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Необходимо усилие классного руководителя в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей. В этом направлении предлагается организовать привлечение родителей в качестве главных участников совместно с детьми, организовать деятельность учащихся и родителей в творческих делах.

Перечислить названия

Слайд 8

- участие в выставках, семейных проектах, социальных проектах;

- коллективные творческие дела

          Слайд 9

- просмотр спектаклей, кинофильмов  

       Слайд 10

- экскурсии, туристические и экологические походы, слёты;  

- совместные с родителями трудовые десанты и субботники;

        Слайд 11

-    проведение «Ярмарки семейных увлечений»;

- участие в конкурсах разного уровня (Всероссийские, краевые, муниципальные, школьные).

  1. Стимулирование родителей   к эффективному взаимодействию, формирование позитивного отношения к школе.

Слайд 12

В качестве стимулирования родителей к эффективному взаимодействию следует использовать  различные формы поощрения родителей.

Слайд 13

Таким образом, взаимодействие родительской общественности и классного руководителя  можно выстроить с помощью модели, которая состоит из 3 уровней:

Модель взаимодействия родительской общественности с классным руководителем

1 уровень

Информационно-диагностический

Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности класса, но и диагностической работой в области сотрудничества родителей и классного руководителя, в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат:

информационная открытость внутри общего классно-родительского пространства.

2-й уровень

Деятельностный

Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках воспитательного  процесса, а также, с другой стороны, участие классного руководителя, в решении проблем семейного воспитания.

Результат:

объединение возможностей и ресурсов классного руководителя и родительской общественности для решения  значимых задач.

3-й уровень

Управленческий.

Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками воспитательного  процесса, состав функций и традиции школы), а также участие классного руководителя  в управлении общественными родительскими объединениями.

Результат:

обоюдное признание значимости  взаимодействия участников воспитательного процесса (родительской общественности и классного руководителя) для принятия решений в рамках реализации ФГОС НОО.

Возникает вопрос: Как классный руководитель может оценить эффективность проделанной работы в области привлечения родительской общественности? 

Слайд 14

  • активная позиция  родителей по отношению к школе;
  • внимательное отношение родителей к достижениям учащихся;
  • расширение  форм взаимодействия семьи и классного руководителя;
  • позитивное отношение  родителей  к школе;
  • реализация совместных творческих проектов.

Слайд 15

Заключение

        Совместная деятельность изменяет отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к школе в целом,  которое проявляется  в реализации семейных проектов. Все участники воспитательного процесса становятся партнёрами.

        Мы вместе – классные руководители, родители и общественность – делаем достойное дело - воспитываем, растим  достойных людей, наше будущее.

Уважаемые коллеги, возможно, некоторые вопросы, которые я осветила, не показались для вас совершенно новыми. Но согласитесь, они актуальны сегодня.

 Как говорил великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», а значит и настоящим классным руководителем!

Благодарю за внимание и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. В Федеральных государственных образовательных ста...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС

В данной работе рассматривается организация  воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...

Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"

Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....