Участие родительской общественности в воспитании в рамках реализации ФГОС НОО
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса»
«Участие родительской общественности в управлении качеством воспитательного процесса в рамках
реализации ФГОС НОО»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моей лекции: «Участие родительской общественности в управлении качеством воспитательного процесса в рамках
реализации ФГОС НОО»
Начать мне бы хотелось с современной притчи.
«Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, что бы хотели они попросить у Деда Мороза. |
Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.
"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!"
– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...
- Уважаемые коллеги, а с какими проблемами вы чаще всего встречаетесь в работе с родителями как классный руководитель?
Слайд 2
Социальный портрет современной семьи школ нашего района характеризуется следующими устойчивыми тенденциями.
Одной из главных проблем взаимодействия классного руководителя и родителей является занятость родителей зарабатыванием денег, незнание как правильно осуществлять сотрудничество, не желание проявлять сотрудничество и интересоваться успехами своего ребёнка.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Слайд 3
В связи с этим мы переходим на совершенно новую систему взаимодействия семьи и классного руководителя в управлении качеством воспитания в рамках ФГОС НОО. На сегодняшний день мы не можем рассматривать родительскую общественность отдельно от остальных участников воспитательного процесса. Современный родитель является не только наблюдателем или критиком воспитательного процесса, но и активным его участником. Поэтому, важным является вопрос о сотрудничестве родительской общественности и школы в лице классного руководителя.
В этом сотрудничестве очень важно правильно определить роль каждого участника: родителя, классного руководителя, самого воспитанника.
Определяя роль родительской общественности в классе, мы предполагаем, что родитель не только благотворитель, наблюдатель, критик, но и партнер классного руководителя и воспитанника в воспитательном процессе.
Слайд 4
Именно поэтому важным является нормативное закрепление участия родительской общественности в воспитательном процессе, то есть создание специальных нормативных документов.
Слайд 5
Сегодня классный руководитель осуществляет привлечение родительской общественности в управлении качеством воспитания в условиях реализации стандарта (ФГОС НОО) по следующим направлениям:
В каждом из направлений имеются свои формы привлечения родительской общественности к реализации воспитания в рамках нового стандарта (ФГОС НОО)
Слайд 6
- Информационное просвещение родительской общественности
Работа в этом направлении должна быть своевременная. Среди родителей еще есть те представители, которые затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации.
Как вы думаете, кто является основным источником информации о ФГОС НОО для родителей?
Верно - классные руководители. Информирование заключается в первую очередь в формировании социального заказа на воспитательные услуги. Эта работа начинается заранее путем анкетирования родителей, экспресс-опроса, собеседования с ними. При этом до них доводится профессиональное мнение специалистов (службы сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель, медицинский работник школы), а также информация со стороны будущего классного руководителя относительно основной образовательной программы школы, ее программы развития, а также программ инновационной деятельности. Далее информационное просвещение продолжается в течение учебного года.
- Вовлечение родителей в воспитательную деятельность своих детей.
- Привлечение родителей к участию в воспитании ребенка.
- Обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка.
- Организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его воспитания и развития.
Слайд 7
Формы работы с родительской общественностью
Мероприятие-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система воспитания на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к классному руководителю.
Мероприятие - практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного воспитательного процесса, приучает родителей, детей и классного руководителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников мероприятия.
Мероприятие - соревнование детей и родителей. Создает ситуации успеха в воспитательной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Работа с портфолио обучающихся.
- Организация творческой деятельности для реализации совместных проектов
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Необходимо усилие классного руководителя в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей. В этом направлении предлагается организовать привлечение родителей в качестве главных участников совместно с детьми, организовать деятельность учащихся и родителей в творческих делах.
Перечислить названия
Слайд 8
- участие в выставках, семейных проектах, социальных проектах;
- коллективные творческие дела
Слайд 9
- просмотр спектаклей, кинофильмов
Слайд 10
- экскурсии, туристические и экологические походы, слёты;
- совместные с родителями трудовые десанты и субботники;
Слайд 11
- проведение «Ярмарки семейных увлечений»;
- участие в конкурсах разного уровня (Всероссийские, краевые, муниципальные, школьные).
- Стимулирование родителей к эффективному взаимодействию, формирование позитивного отношения к школе.
Слайд 12
В качестве стимулирования родителей к эффективному взаимодействию следует использовать различные формы поощрения родителей.
Слайд 13
Таким образом, взаимодействие родительской общественности и классного руководителя можно выстроить с помощью модели, которая состоит из 3 уровней:
Модель взаимодействия родительской общественности с классным руководителем
1 уровень
Информационно-диагностический
Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности класса, но и диагностической работой в области сотрудничества родителей и классного руководителя, в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат:
информационная открытость внутри общего классно-родительского пространства.
2-й уровень
Деятельностный
Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках воспитательного процесса, а также, с другой стороны, участие классного руководителя, в решении проблем семейного воспитания.
Результат:
объединение возможностей и ресурсов классного руководителя и родительской общественности для решения значимых задач.
3-й уровень
Управленческий.
Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками воспитательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие классного руководителя в управлении общественными родительскими объединениями.
Результат:
обоюдное признание значимости взаимодействия участников воспитательного процесса (родительской общественности и классного руководителя) для принятия решений в рамках реализации ФГОС НОО.
Возникает вопрос: Как классный руководитель может оценить эффективность проделанной работы в области привлечения родительской общественности?
Слайд 14
- активная позиция родителей по отношению к школе;
- внимательное отношение родителей к достижениям учащихся;
- расширение форм взаимодействия семьи и классного руководителя;
- позитивное отношение родителей к школе;
- реализация совместных творческих проектов.
Слайд 15
Заключение
Совместная деятельность изменяет отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к школе в целом, которое проявляется в реализации семейных проектов. Все участники воспитательного процесса становятся партнёрами.
Мы вместе – классные руководители, родители и общественность – делаем достойное дело - воспитываем, растим достойных людей, наше будущее.
Уважаемые коллеги, возможно, некоторые вопросы, которые я осветила, не показались для вас совершенно новыми. Но согласитесь, они актуальны сегодня.
Как говорил великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», а значит и настоящим классным руководителем!
Благодарю за внимание и сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. В Федеральных государственных образовательных ста...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС
В данной работе рассматривается организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...
Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"
Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....