«Развитие умственных способностей через кинезиологические упражнения (межполушарное взаимодействие)»
учебно-методический материал на тему
В последние годы все чаще наблюдается, что дети в школу приходят с разным уровнем подготовки, не справляющиеся с предложенным объемом школьной программы. Дети сталкиваются с непосильными для них требованиями и постепенно переходят в разряд «неуспевающих». Проблема школьной неуспеваимости стала стала проблемой, которую мне захотелось решить. В этой работе я попыталась сделать анализ данного вопроса и найти пути решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие умственных способностей через кинезиологические упражнения (межполушарное взаимодействие)»
|
В последние годы все чаще наблюдается, что дети в школу приходят с разным уровнем подготовки, не справляющиеся с предложенным объемом школьной программы. Дети стакиваются с непосильными для них требованиями и постепенно переходят в разряд «неуспевающих».
Над проблемой школьных трудностей работали многие психологи и педагоги, такие как В.М.Бехтерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.О.Дробинская, М.Безруких. После изучения литературы по данной проблеме и причин школьной дезадаптации передо мной возникли следующие вопросы:
1. Почему учиться трудно?
2. Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности?
Для того, чтобы найти подход к каждому ребенку, важно понимать причины его дезадаптации, особенности психического развития. Понять их помогла диагностика школьного психолога, которая выявила уровень готовности к школьному обучению, особенности психических процессов.
Эти данные побудили меня искать и применять специальные коррекционные методики.
Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимы в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется психическая активность, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
Созревание мозга – процесс длительный, характеризующийся определенной возрастной периодизацией.
Можно выделить четыре основные причины школьной неуспеваемости:
1. Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
2. Отставание в аналитическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.
3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
4. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.
В связи с этим возникла потребность во введении в обучении специальных методик, соответствующих психофизиологическим особенностям учащихся моего класса.
Одним из составляющих элементов этой работы является кинезиологическая коррекция. Это система, обеспечивающая коррекцию обучения и развития школьников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в развитии человека. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях организма. Мозг накапливает информацию и способен регулировать функции организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальные психологические особенности младших школьников.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это было доказано многими известными психологами: В.М.Бехтеревым, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия и др. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Эта идея и легла в основу педагогического опыта.
В работе мне помогает дополнительная литература:
- Р.С.Немов «Возрастная психология»
- А.О.Дробинская «Школьные трудности», М., «Школа-пресс», 2001;
- А.Л.Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников», М., ТЦ «Сфера», 2002;
- А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», М., ТЦ «Сфера», 2001.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья, необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих такой работы является кинезиологическая коррекция.
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, т.к. они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, кинезиологические упражнения направлены на устранение психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет улучшить протекание психических процессов.
Применение данного метода позволяет установить взаимосвязь между левым и правым полушариями, что способствует улучшению у детей памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Эта методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности мозга. Применение специальных кинезиологических упражнений важно как на предметных уроках, так и на специально организованных. Эти упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации мыслительных процессов.
Занятия проводились в доброжелательной обстановке, т.к. наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка.
Результативность занятий зависит от:
- систематической и кропотливой работы;
- от возраста.
Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20 мин. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней:
- комплекс упражнений для развития межполушарных связей – 6-8 недель;
- перерыв – 2 недели;
- комплекс упражнений для развития правого полушария – 6-8 недель;
- перерыв – 2 недели;
- комплекс упражнений для развития левого полушария – 6-8 недель.
Все упражнения учитель выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивается сложность, объем упражнений. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для работы в домашних условиях для профилактики некоторых соматических заболеваний.
Для развития тонкой моторики рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторной координации и пространственных представлений можно использовать различные формы спортивных занятий.
Критерием оценки деятельности кинезиологических упражнений является улучшение всех психологических процессов, в результате улучшилось внимание, зрительно-моторная координация, скорость переработки информации.
Описанная система применима на всех этапах обучения школьников с первого по четвертый класс, учитывая функциональную асимметрию полушарий головного мозга ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умственной деятельности школьников младшего возраста.
В данной статье расскрываются некоторые приемы развития умственных способностей детей....
Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...
Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.
Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в...
Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников
О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр....
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...
"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...
Упражнения межполушарного взаимодействия для коррекции письменной речи учащихся
В материале содержатся основные виды упражнений для школьников с ОНР и ЗПР, способствующие улучшению умственной деятельности на уроках письма и чтения....