Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.
статья по чтению по теме
Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведрова Тамара Михайловна
Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат
Талицкого района, Свердловской области
учитель начальных классов, 1 кв. категория
Коррекционно-развивающая работа
по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.
Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
Принципы коррекционно-развивающей работы.
* Коррекционная направленность обучения.
* Конкретизация путей и средств исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания у.о. детей в процессе овладения каждым учебным предметом и трудовыми навыками.
* Система межпредметных связей, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками- олигофренами учебного материала: особое внимание уделено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.
* Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.
* Принцип реальности, когда коррекционная работа опирается на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
* Принцип индивидуально – дифференцированного подхода - коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка и проводиться в соответствии с его индивидуальным развитием.
* Мотивация к учению. Все задания и упражнения должны быть интересны ребенку, чтобы он хотел их выполнять, так используем включение в урок проблемных и познавательных задач, поощрение.
* Традиционные принципы: наглядность, научность, доступность.
Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Основные направления коррекционной работы.
* Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики.
* Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
* Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации ( на базе овладения основными родовыми понятиями); - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умение планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей.
* Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
* Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
* Развитие речи, овладение техникой речи.
* Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
* Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основной формой обучения является урок. Типы уроков – комбинированные, обобщающие, учетно-контрольные, урок работы над ошибками, урок дифференциации. В коррекционной школе преобладает комбинированный урок.
Требования к современному уроку специальной (коррекционной) школы:
* Научность. * Правильность формулировки учебных тем. * Четкость целей вытекающих из тем. * Целенаправленность содержания урока. * Проблемность обучения. * Развивающее обучение. * Наличие самостоятельной работы на уроке. * Дифференциация обучения. * Работа над развитием речи. * Воспитывающий характер обучения (образовательная, коррекционная, воспитательная). * Наглядность обучения. * Научное усвоение материала учащимися. * Соблюдение норм дачи домашнего задания. * Соблюдение переключаемости учащихся к каждому уроку. * Соблюдение требований школьной гигиены.
Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо-ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Коррекция развития детей вспомогательной школы, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. При подготовке и проведении уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
В начале урока использую коррекционные упражнения – " Найди отличия", "Пройти по лабиринту" , "Найди какие буквы спрятались", " Что лишнее?" и т.д.
На уроках я использую Папку дошкольника : "Лабиринты", "Знакомимся с клеточками", "Находим противоположности", "Логика" , "Ребусы, головоломки, игры" и др. – материал для занятий на отдельных листах. Учащимся нравятся занимательные задания на развитие логики, внимания, мелкой моторики руки, задание на развитие речи, восприятия, умения находить противоположные понятия .
На уроках чтения, устной речи, развития речи использую логопедичесую зарядку для артикуляционного аппарата. Дети с удовольствием повторяют за мной несложные упражнения для губ, щек, языка. Для развития фонематического восприятия, совершенствования речевого дыхания применяю скороговорки, чистоговорки и др. Работа ведется в тесном контакте с логопедом.
Физкультминутки в специальных (коррекционных) школах являются обязательной частью урока. После физкультминутки снимается перегрузка, активизируется восприятие, создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов и др. На своих уроках я использую упражнения для развития навыка чтения, письма, формирования математических умений, развития личностных качеств ( творчество, навыки самосознания и т.д), игровые упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) с проговариванием слов. На уроках русского языка несколько раз во время урока провожу гимнастику для развития мускулатуры кисти.
Учащимся моего класса нравится учиться. Они охотно выполняют все задания, радуются успехам, и стараются помочь тем у кого еще не все получается.
Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка; и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.
Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению
Литература.
- Журналы "Начальная школа"
- Журналы "Дефектология"
- Журналы "Коррекционная педагогика"
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"
- Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;
- Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.
- И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, в специальной литературе
Обзорная статья....
Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка
Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....
Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка
Модели типов воспитания, условия для начала работы с родителями....
Дефекты прикуса и их исправление
В статье рассказывается о вредных привычках у детей, приводящих к нарушению прикуса. Даны рекомендации по исправлению прикуса...
Контрольные работы по математике в классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости и сложным и множественным дефектом.
Контрольные работы за три четверти и год....
Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"
В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...
Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.
Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....