Развитие умственной деятельности школьников младшего возраста.
статья по теме
В данной статье расскрываются некоторые приемы развития умственных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития активного внимания первоклассников в учебной деятельности.
Изменившийся режим младшего школьника, введение новых учебных программ повышают требования к вниманию детей. Учебные занятия увеличиваются, становятся более серьезными,имеют строгий деловой характер. Они обязательны и требуют от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, представляют повышенные требования к устойчивости внимания, к умению ими произвольно управлять. Если в детском саду воспитатели, пытаясь поддержать неустойчивое внимание детей, используют разные виды наглядности. То в школе не все элементы урока столь же интересны детям. Им надо произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения. Например, при написании букв и цифр, усвоении грамоты, слушания ответов товарищей, многократно повторяющих одно и тоже правило.
Цель активных методов обучения — выработка внимания у младших школьников.
Внимание, по словам П.Я. Гальперина, - это контроль. Учить наблюдать — это формирование внимания. Внимательность — это идеальные, ставшие внутренними, свернутыми и автоматизированными контрольные действия. Они недостаточно сформированы у детей 1-3 классов. Поэтому учитель должен находить те активные формы обучения, которые помогут формировать эти контрольные действия. К активным формам обучения упражнения на развитие интереса.
В первом классе на уроках письма мы знакомимся с написанием букв, слов, предложений. Я использую на занятиях занимательные задания, в которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. Для проведения занятий нужны несложные парные карточки, на которых записаны задания. Например, на уроке русского языка дети познакомились с написанием согласной буквы х. Работая в парах, они выполняли несколько заданий. Первое — математическая грамматика. Выполнив по порядку все арифметические действия составь новое слово. Складывая и вычитая части слов учащиеся получают новое слово, в котором обаятельно есть изучаемая буква.
Хлеб + о + робот — от = хлебороб
Чистый — ый + о + тело — о = чистотел
Дети активно включаются в работу, обсуждая новое задание. Занимательные задания носят элемент соревнования, приучают к контролю и самоконтролю, требуют смекалки и тем самым повышают интерес к тренировочным упражнениям. Ориентируясь на цвет дети составляют предложения, выделяют основу, делают записи в тетрадях.
Хочется отметить и большое значение микроклимата, положительных эмоций при коллективной работе в парах. Повышает интерес к работе, разнообразит урок — игра.
Например игра « Найди слово». Новое словарное слово спряталось в цепочне слов. Внимательно рассмотри цепочку и найди его. Такую игру можно использовать в словарно - орфографической работе. Или игра «Что лишнее?», « Что изменилось в слове?», « Кто внимательнее?». Цель игры: развитие концентрации и устойчивости внимания. Учитель читает заранее подготовленный текст. Учащиеся поднимают правую руку, если в слове есть звук (х), левую - если нет. В конце выделяется самый внимательный. Игру можно использовать для нахождения орфограмм, можно разнообразить, заменив поднятие рук прихлопыванием, вставанием.
О чем должен всегда помнить учитель? Желание детей узнать, открыть. Решить. Поиск новых путей, проверка найденного решения, отбор доказательств — все эти виды умственной деятельности держат внимание , обеспечивают его устойчивость и силу сосредоточения. Задача учителя, найти соответствующие формы обучения и максимально эффективно использовать их в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль исследовательской деятельности как условие развития эмоциональной отзывчивости учеников младшего возраста на музыкальных и хореографических занятиях.
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689816-1445012941.jpg)
Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста
В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с г...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-107766-1560678708.jpg)
Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ОВЗ на занятиях
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1379843-1643470021.jpg)
Доклад на тему "От внеурочной деятельности к успешности школьника младшего возраста"
Доклад на тему "От внеурочной деятельности к успешности школьника младшего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1222773-1587997794.jpg)
Роль формирования игровой деятельности у школьников младшего возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.
Игра занимает важное место в жизни ребенка младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение поб...