«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
методическая разработка по физкультуре (4 класс) по теме

Романенко Татьяна Леонидовна

      Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование  детской  души, развитие физических сил и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2 г.Свирска»

Методическая разработка по теме: 

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

                                                  Выполнила:

учитель физической культуры Т.Л. Романенко

г.Свирск, 2013 г.

      Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование  детской  души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает мир.  В современном обществе подвижным играм уделяется все меньше времени, так как на смену пришли компьютерные игры.  Если раньше дети разных  возрастов играли на улице в прятки, классики, прыгали на скакалках, то сейчас этого просто не увидишь. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что они отдают предпочтение «Черепашкам-ниндзям», «Звездным войнам»  и другим «стрелялкам». Любимой игрушкой называют ружьё.

     Работая учителем физической культуры в начальных классах, отмечаю, что дети приходят в школу со слабым физическим развитием -  не умеют приседать, прыгать на скакалке, бегать.  Наши первоклассники - гиперактивные, легковозбудимые, нервные и психически неуравновешенные.

     Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В детских садах должны быть созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе. 

    Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы и безынициативны, часто не успевают закончить работу вовремя, движения их не координированы, эти ребята не умеют правильно брать дыхание.

    Центральной нервной системой регулируется вся жизнедеятельность организма. Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче образуются условно рефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания движений, которые ведут к образованию навыков многочисленных движений, необходимых человеку в жизни.

   Хотелось бы, обратить внимание, что в детских садах и в школах игры входят в программу по физической культуре, но немало важную роль играет семья, которая чаще всего не контролирует сколько времени сидит ребенок у компьютера и во что он играет. Родители должны заниматься  детьми, играя с ними в различные подвижные игры на отдыхе, они должны научить детей прыгать на скакалке, ловить мяч и т.д. Следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребёнок проводит значительную часть свободного времени, например, во дворе своего дома.

  Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится быстро выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.

       В дошкольном и младшем школьном возрасте дети увлекаются подвижными играми. Подвижные игры развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие на воспитанников. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, память, воображение. Стремление ребят к объединению в подвижных играх и спортивных упражнениях надо использовать для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно в период подготовки детей к школе. Ребята должны уметь подчинять свои интересы общей игровой задаче, согласовывать свои действия с действиями других играющих, делиться с ними опытом, помогать выполнять движения. Надо приучать детей к самостоятельности, учить и поощрять их желания самим организовывать игры и спортивные упражнения. Для воспитания инициативы, развития фантазии детей, можно предложить им самим придумать новые упражнения. Игры содействуют воспитанию дружбы, товарищества, сплочению детского коллектива. Нельзя забывать, что положительные результаты в физическом воспитании могут быть достигнуты лишь при наличии других условий нормальной жизни ребенка. Необходим определенный разумный режим, полноценное питание, достаточный сон, ежедневные прогулки и закаливающие процедуры, не менее важно обеспечить необходимые гигиенические условия игры, трудовой деятельности и отдыха. Постоянный контроль за состоянием здоровья и развития физических способностей детей повысит эффективность физической подготовки поступающих в школу детей. В физическое воспитание входит своевременное формирование физических качеств, двигательных навыков, создание интереса к различным видам двигательной деятельности, воспитание нравственно-волевых качеств.

  Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогает выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом, привить важнейшие гигиенические навыки. Большое место занимают упражнения для мелких мышц кистей рук, стоп, шеи, а также сочетание нескольких упражнений, выполняемых слитно.

     Одним из условий всестороннего развития растущего человека – это развитие основных движений, которые не только обуславливают развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости – что необходимо для будущего школьника. Важно упражнять ребят в разных видах ходьбы и бега, которые окажутся необходимыми и в туристических походах, дальних прогулках.

     Одной из важных задач физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста наряду с формированием у них основных движений является развитие двигательных качеств. Необходимо использовать специальные упражнения для развития быстроты, ловкости, силы. Дети с быстрыми резкими движениями быстрой реакцией с удовольствием соревнуются в беге на скорость, более выносливые сложные сочетания основных движений, например, бег змейкой с перепрыгиванием и т. д. способствует развитию ловкости детей. Ловкость развивается во многих подвижных играх, так как в них приходится приспосабливаться  к изменяющимся игровым ситуациям, быстро менять движения, положение тела.  

      Учителя физической культуры отмечают, что у первоклассников лучше развиты мышцы разгибатели туловища, слабее – мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо активно содействовать укреплению именно эту группу мышц, что поможет достичь гармонического развития всех мышечных групп.

      На важность и необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга указывал ученик И.П.Павлова академик Быков. Он говорил, что без мышечных движений невозможно познание природы, тем более переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания.

  Формирование двигательных умений дошкольников и младших школьников лучше всего происходит в игре. Тут мы подходим к истине о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила  можно изменить по желанию. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Всегда есть игры, которые особенно любимы ребятами. Это пятнашки, прятки, игры со скакалкой, палкой, мячом, лентами.

Хотелось бы вспомнить игры, в которые  больше всего любят играть дети.

Игры, которые с интересом играют дети в небольших помещениях (классе).

Описание игры

инвентарь

1

«Вороны и воробьи»

Участники игры выстраиваются в колонну по одному в середине площадки и расчитываются на первый-второй (1номера одна команда, 2  - другая). По обеим сторонам от играющих разложены предметы: справа – кегли («вороны»), слева – теннисные мячи («воробьи»).

Сначала играющие по указанию ведущего выполняют различные движения на месте (присесть, встать, руки в стороны и т.д.) Затем ведущий по слогам произносит слово либо во-ро-ны, либо во-ро-бьи. Участники стараются быстро схватить кегли или мячи. Не все участники остаются с предметами поскольку их меньше. Подсчитываются очки (у кого больше тот и выиграл). Игра проводится 7-9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды.

Можно играть одной  команде (если участников мало), тогда выбывают игроки и победителем становится один участник.

Игра развивает внимание, быстроту, с интересом играют все.  

Кегли (10-15 шт),

теннисные мячи (10-15 шт)

2

«Передал – садись»

Две колонны игроков встают на расстоянии 3–4 шагов

одна от другой. Расстояние между игркоками – длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую встают по одному  представителю от команды – капитану. По сигналу капитану передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку своей команды, который ловит и возвращает обратно, сразу же принимая упор присев. Каждый, сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мячу капитану, то вся команда встает. Капитаны меняются для дальнейшей игры.  

Теннисные мячи, волейбольные мячи  (по количеству команд).

3

«Вызов номеров», «Эстафета зверей».

Игроки стоят перед стойками (флажками, кеглями …), расположенными  в 15-20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колонах или шеренгами. Ведущий называет номер и игроки команд под этими номерами выбегают, огибают кеглю, возвращаются  на свое  место. Кто первый прибегает, тот получает очко.

Если играют игроки 1, 2 классов, то их вместо номеров, называют различными зверями (лисы, зайцы, тигры, медведи и т.д.)

4

«Круговая эстафета».

все играющие делятся на три-пять команд, встают лучами от центра круга, повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат правой рукой эстафетную палочку (теннисный мяч). По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны бегут мимо остальных лучей до своей команды и отдают эстафету  следующему игроку.

Правила игры запрещают касаться своих соперников, касаться других игроков. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

5

«Самые быстрые»

Игроки рассчитываются на первый, второй. Первые номера (одна команда) встает по одну сторону круга, вторые номера (вторая команда) в другую, так чтобы расчет каждой команды по «порядку» номеров начинался от первых номеров (первые номера стоят рядом далее 2-ой, 3-ий, 4-ый и т.д.), все игроки стоят плечо к плечу. В каждой команде одинаковое количество игроков. Далее ведущий называет номер, игроки обеих команд под этим номером бегут за кругом (против часовой стрелки)  до своих мест. Чтобы точнее увидеть победителя, можно в центр круга поставить кеглю или мяч. Игрокам необходимо добежать до своего места, забежать в круг и схватить мяч. Ведущий подсчитывает очки каждой команды.

 Игра  проводится 3-5 минут. Выигрывает команд, игроки которой набрали больше очков.

Мяч, кегля

6

«Доброе утро, охотник!»Игры народов мира ( Швейцария)
Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

 

Игры, которые с удовольствием играют учащиеся младших классов в спортзале, на воздухе.

Описание игры

инвентарь

1

Игра «День и ночь»

Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10-12 метрах есть «дом». Ведущий игру неожиданно произносит названий одной из команд, например «день». Это команда быстро убегает в свой дом, а игроки другой команды догоняют и пятнают их.  Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду. Игра повторяется.

Подобную игру можно провести с помощью платков, лент, которые зацепляются сзади за пояс учащихся.

2

Вытащи платок! ( Азербайджан)
Играют 10 и более человек. Нужны платки.
Ход игры: две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!». Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

платки, ленты

3

«Своему ловцу» Игра для учащихся 3-4 классов.

Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящей в начерченном круге. Ловцы  располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону (стоять только в кругу шириной 70-90 см). В эту зону не разрешается заходить другим игрокам команд.  За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния 6 шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать один перехватчик. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей стороной  броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют по 8 – 10 минут два тайма.

волейбольный или баскетбольный мяч

4

«Больше передач» Игра для учащихся 3-4 классов.

Играют на прямоугольной площадке. Игра напоминает баскетбол или ручной мяч, но без бросков по цели. Мяч в игру одной из команд по жребию. Игроки команды, владеющей мячом, стараются (умело маневрируя, избегая помех со стороны соперника) сделать между своими игроками 10 передач подряд), не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко), и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды. Продолжительность игры 10-15 минут.

В игре важно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется, и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом.

5

Эстафеты с мячом и без мяча.

Построившись в колонны, учащиеся могут выполнять следующие задания:

  1. Участники переносят и передают затем очередному игроку три волейбольных мяча. Если по ходу переноски один или два мяча упали, их нужно поднять и продолжать эстафету;
  2. Участники линейной или встречной эстафеты ведут (10-12 м) одновременно два мяча (левой и правой рукой);
  3. Во время встречной эстафеты игроки, стоящие напротив, ведут, продвигаясь вперед, мячи. Дойдя до середины (в зоне шириной 2 метра), они меняются мячами  и продолжают вести до черты, где стоят очередные игроки;
  4. Участники эстафеты ведут футбольный мяч ногой,   гимнастической палкой (клюшкой),  огибая стоящие кегли (фишки).
  5. Игроки продвигаются вперед, держа на ладони гимнастическую палку, стараясь, чтобы она не упала; игроки бегут вперед, подбивая рукой надутый воздушный шарик не давая ему опуститься на землю; игроки бегут с одной или двумя кружками воды, стараясь не расплескать её.

Пионербол. Пионербол с двумя мячами.

Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку как можно дальше. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трёх шагов, перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Перекидка происходит пока команда не потеряет мяч. Выигравшая команда получает 1 очко.  Игра может продолжаться до 15 очков.

 С двумя мячами.

Команды из 6-8 человек располагаются по разные стороны сетки, а игроки, а игроки, стоящие ближе к углам площадки, получают по мячу. По сигналу они перебрасывают свои мячи на сторону соперника. Задача каждой команды поскорее избавиться от мяча и перебросить его обратно так, чтобы на стороне противника оказались одновременно два мяча.  При этом мячи должны коснуться одновременно земли или рук игроков. В этом случае игра останавливается свистком, и команда, на площадке которой два мяча, проигрывает очко. Игра продолжается до 15 очков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.М. Коротков, Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987. Серия «Физкультура и спорт»; №5.
  2. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время / С.Л. Садыкова, Е. И. Лебедева, - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Е.Н. Вавилова, Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983.
  4. Фатеева Л.П. Подвижные игры для школьников./ Л.П.Фатеева; худ. С.В. Павлычева.- Ярославль: Академия развития, 2008.-192 с.: ил. - (После уроков).
  5. Качашкин В.М., Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся школьных пед. училищ – М.:Просвещение, 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

«Физическое развитие младшего школьника через подвижные игры при реализации ФГОС НОО второго поколения»

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание ...

Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"

Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на физическое развития младших школьниковю. Выпускная квалтфикационная работа состоит из введения, двух глав (теория и практик...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую задачу - как подвижные игры воздействуют на физическое развитие учащихся начальных классов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теории ...

ТВОРЧЕСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В данной статье даётся информация о некоторых игровых формах работы с младшими школьниками, которые можно использовать на разных этапах урока английского языка или на внеурочных занятиях. Описанные иг...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....