Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников
методическая разработка (2 класс) по теме

Гасанова Диана Юсуповна

О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО по теме «Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников»

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. В игре формируются все стороны психики ребенка. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровой деятельности, как и любой другой, присущи следующие компоненты: постановка цели, планирование, достижение результата. Таким образом в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (учение, труд).

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Какие занимательные игры можно использовать?

  1. Головоломки

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Первые головоломки появились в древней Месопотамии около 5 тысяч лет назад. Наиболее известной китайской головоломкой того времени считается игра Танграм, что переводится как «семь дощечек мастерства».

  1.  Кроссворды

  1. Ребусы

  1. Загадки

Одно из развлечений русского человека была загадка, в основном загадки – это детская забава, хотя бывают и не под силу даже взрослому человеку.

  1. Шарады – это такие загадки ,в  которых  нужно  угадать  слово  по  его  частям. Шарада – слово  французского  происхождения.

Например:  1  слог- нота , 2  слог - тоже  нота. Целое – то, что  растет  в  огороде  ( фасоль).

  1. Анаграммы -  это  перестановка  букв  в  слове  таким  образом , чтобы получилось  новое  слово.

Например:  апельсин – спаниель , салат – атлас , влага – глава.

Все  эти  упражнения  можно  назвать  «Гимнастикой  для  ума».

Гимнастика  для  ума – это  тренировка  ума , с помощью  которой  человек  учится  четко  и  ясно  мыслить , решать  задачи  и  головоломки , становится  наблюдательным , сообразительным , изобретательным , остроумным , а  также  приобретает  многие  другие  важные  и  полезные  качества ,которые  все  вместе  составляют  культуру  мышления  или  умственную  культуру.  

Воспитатель ГПД: Гасанова Д.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.

Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников...

Продуктивное обучение как дидактическая особенность развития умственных способностей младших школьников

Развитие продуктивного мышления - на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осу...