Опыт подготовки школьников к выполнению индивидуального проекта
статья (2 класс) по теме

Анисимова Наталья Ивановна

Этот материал предназначен для учителя начальных классов по подготовке школьников к выполнению индивидуального проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл индивидуальный проект школьника25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт подготовки школьников к выполнению индивидуального  проекта

   Подготовила:

                                Анисимова Наталья Ивановна,

                          учитель начальных классов

                                                  муниципального бюджетного учреждения

                                                   средней общеобразовательной школы № 5

                                                           муниципального образования город Армавир

                                Краснодарского края (Россия).

                                             Ул. Розы Люксембург, 166, тел. 3-36-19

                                                          тел. 8-961-59-35-510;  7-21-32

                                                          anisimowa.n@yandex.ru

                                                          ул. Гоголя  236

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости проектной деятельности в школе.  Главная цель метода проектов – направленность  учебно - познавательной  деятельности школьников на результат, который получается при решении практической, но обязательно личностно значимой и социально актуальной проблемы. Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

 Проектная деятельность учителей и учащихся является не только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для достижения успеха каждым учеником. Это достигается не только за счёт возможности  свободного  выбора темы,  формы и способа организации проекта, но и тем, что в рамках проектной деятельности все участники проекта получают возможность попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся жизни. Исследовательская и проектная деятельность позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения, воспитывает самостоятельность, уважение к правам и суверенитету других людей, развивает критическое мышление. Таким образом, обучение перестаёт быть основным видом деятельности школьника, акценты в целях деятельности смещаются на организацию образовательно- воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, среди которых основными являются: личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации); социальные компетенции (умение взаимодействовать); предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию).

Реализуя принцип «проектности», я организую работу обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности в рамках программы «Юный исследователь». Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также на формирование креативных качеств личности (гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств).

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности в будущем станут основой для реализации учебных проектов в среднем и старшем звене школы. Главная цель курса - выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Программа курса содержит два раздела: тренинг исследовательских способностей и самостоятельная исследовательская деятельность. На занятиях кружка «Юный исследователь», школьники знакомятся с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме. В коллективных проектах дети выступают как «специалисты» по выбранным ранее аспектам темы. Работа в малых группах, индивидуальная работа над проектом позволяет оптимально соотнести свободную деятельность обучающихся и коллективную деятельность.  Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне школы. Таким образом, реализуется принцип «общих способов деятельности», который формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне школы.  Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, также реализуется в работе над проектами.

Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

Любой проект должен носить динамичный характер, иметь разумные временные рамки и учитывать возрастные особенности младших школьников.

Одной из таких работ, реализованных на занятиях кружка «Юный исследователь» стал проект: «Реактивное движение – что это». Работа выполнялась в тесном контакте с педагогами дополнительного образования Армавирского Центра  детского (юношеского) научно-технического творчества. Участниками проекта стали ученики второго класса, которые в доступной и увлекательной форме знакомились с важными физическими явлениями и законами, самостоятельно ставили эксперименты, наблюдали, делали выводы. Главной целью исследовательской работы было показать детям, что окружающий мир познаваем, что все явления природы могут быть научно объяснены.

        Работа над проектом была приурочена к празднованию 50-летия полёта Ю.А.Гагарина в космос. Целью исследования стали вопросы: какие силы заставляют тяжёлую машину летать; что такое реактивное движение; какие машины и механизмы работают по этому принципу. Работа над проектом включала в себя следующие  этапы:

  1. Поисковый этап: сбор и систематизация по интересующему вопросу;
  2. Исследовательский этап: постановка научного эксперимента;
  3. Практический этап: сборка и проверка в действии модели реактивной игрушки.

Сбор сведений.

        Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовили к использованию в проекте. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текста и изображений. Во время работы над темой школьники учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать её. В качестве источника информации выступили отдельные предметы (книги, фильмы); организации ( музеи, библиотеки, научные институты); мероприятия ( экскурсии); отдельные люди ( родители, специалисты, преподаватели  Центра детского ( юношеского) научно- технического творчества, учителя старших классов). Главная задача учителя на данном этапе – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

        Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в картотеке, которая позволяет воспользоваться ею любому участнику проекта.

        Таким образом, была выдвинута гипотеза: тела, отталкиваясь друг от друга, приобретают возможность двигаться в противоположные стороны; определены основные термины: вес, масса, сила трения, инерция. Была определена практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы учениками начальной школы на занятиях кружков «Юный исследователь» и «Декоративное творчество».

Работа над проектом.

          Задача данного этапа - формирование навыков организации приобретённой информации. В структуре такой информационной части проекта отражены все выбранные детьми области интересов внутри темы. В ходе работы над нашим проектом школьники узнали, какие животные в природе  используют принцип реактивного движения. Это, в основном, морские животные:  (медузы, скаты, кальмары, осьминоги). «Подсмотрев» в природе, человек придумал и сконструировал  машины и механизмы, использующие данный принцип. Этот принцип движения предложил использовать в ракетах К.Э. Циолковский.

         В коллективных проектах дети могут выступать как « специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту.

        Так, под руководством преподавателей, ребята выполнили серию опытов, раскрывающих сущность таких понятий, как масса, вес, сила трения, инерция. Каждая серия опытов была подтверждена описанием, фотографиями. Ребята увидели, как работает ионный двигатель - «двигатель будущего», присутствовали при запуске спортивной модели реактивной ракеты.

Реализация проектов.

        Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребят ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом, ребятам предоставили возможность рассказать о своей работе, выступив на IV муниципальной конференции юных исследователей, посвящённой 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос. На представлении результатов проекта присутствовали не только преподаватели лётного училища, но и родители, другие участники конференции.

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое и позволяют выработать следующие компетенции:

  1. Личностные - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;
  2. Регулятивные - осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя);
  3. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач;  участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
  4. Познавательные – строить несложные суждения, устанавливать причинно – следственные связи; самостоятельно находить нужную информацию в учебниках и других источниках информации; осуществлять выбор способа решения конкретной задачи.

Для проектной деятельности может быть отведено следующее время:

- часть урока по основным учебным предметам;

- время занятий в группах продлённого дня;

- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

        Строгая добровольность участия школьников в работе над темой и в проектной деятельности решает проблему опасений о перегрузке школьников.

        Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодёжным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

         Иерархическая структура ролей, меняющаяся от проекта к проекту, позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях, проявлять инициативу, творчество  и реализовывать свои способности и потенциал личности.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...

Роль родителей в организации рабочего места младшего школьника для выполнения детьми домашнего задания или творческой деятельности.

В начальной школе очень важно при взаимодействии классного руководителя с родителями обратить внимание на организацию рабочего места для выполнения домашнего задания или творческих работ. Необходимо с...

Оценочный лист УУД младших школьников при выполнении проекта

В данном документе представлены критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий младших школьников в ходе выполнения проектной деятельности....

Подготовка младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО на спортивном часе

Спортивный час в группе продлённого дня является прекрасной ареной для подготовки и сдачи норм по многим видам упражнений комплекса ГТО. Для этого содержание каждого спортивного часа надо планировать ...

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. №1378 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся», по инициативе Федеральной...