Программа по внеурочной деятельности "Я умею сам"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Программа «Я умею сам», является частью реализации воспитательной системы «Воспитать человека». Он позволяет сформировать у учащихся представление о цикличности смены времён года, зависимости человека от природных явлений. Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_umeyu_sam.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с.Спасское | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
внеурочной деятельности «Говорим о разном» |
1 «А» класс |
2012/2013 учебный год |
Рабочую программу разработала: | Рожанская М. В. |
Должность: | учитель начальных классов |
Подпись разработчика: | _________________________ |
2012 |
Пояснительная записка
Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре. Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны внеурочной деятельности. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы не просто умения и навыки, а компетенции: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- были нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1. мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Актуальность программы: программа «Я умею сам», является частью реализации воспитательной системы «Воспитать человека». Он позволяет сформировать у учащихся представление о цикличности смены времён года, зависимости человека от природных явлений. Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально- творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа состоит из 4 проектов, которые соответствуют 4 временам года: осень, зима, весна, лето. При реализации проекта ребёнок знакомится с творчеством поэтов, художников, музыкантов, развивает собственные индивидуальные способности Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Теоретические вопросы сочетаются с проведением практических заданий и экскурсий.
Цели и задачи:
- развитие интереса к творческой и исследовательской работе;
- привитие навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.
Этапы работы над проектом:
1 этап - разработка замысла проекта и план работы.
2 этап - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”
3 этап - защита проекта.
4 этап - подведение итогов, рефлексия.
Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на: конкурсах; праздниках; выставках.
Учащиеся должны уметь:
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю(1 час), всего 33 часа
Виды деятельности:
-работа с различными дополнительными источниками информации (энциклопедии, научно-популярные журналы, школьные учебники, интернет, материалы музея)
- практическая работа: изготовление поделок, панно, картин, оформление рисованных фильмов, разучивание песен, игр
- проведение презентаций, концертов, праздников, выставок, конкурсов стихов, рисунков.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о материальности окружающего мира, этике и эстетике повседневной жизни человека; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- формирование мотивации учения;
- осознание возможностей самореализации;
- стремление к совершенствованию;
- формирование коммуникативной компетенции;
- толерантное отношение к проявлениям иного мнения;
- готовность отстаивать общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные УУД:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Содержание
Проект 1. «Осенний листопад» - 12 часов
Поисковая деятельность - осенние приметы
Теоретические вопросы: знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей, чтение произведений
Практические работы: выполнение флористической картины, сбор природного материала, проведение занятия по изо, конкурс чтецов, проведение праздника по теме проекта;
Проведение экскурии
Завершение проекта – праздник.
Проект 2. «Ой ты, зимушка-зима» - 10 часов
Поисковая деятельность: «Почемучкины вопросы»
Теоретические вопросы :знакомство с творчеством поэтов, художников , музыкантов
Практические работы: изготовление украшений для новогоднего праздника, снежинок, коллективной работы «Русская зима», разучивание песен, колядок, народных игр
Проведение экскурии
Завершение проекта – праздник.
Использование краеведческого материала при подготовке занятий
Проект 3 «Весенний перезвон»- 6 часов
Поисковая деятельность: театры и виды кукол
Теоретические вопросы
Практические работы: изготовление декораций, кукол для кукольного театра, рисование по представлению, отработка движений, работа над выразительностью речи
Завершение проекта – изготовление книжки-раскладушки
Проект 4. « Лето красное, здравствуй!» - 5 часа
Поисковая деятельность: «Почемучкины вопросы»
Теоретические вопросы: знакомство с творчеством писателей-натуралистов, местных поэтов.
Практические работы: рисование иллюстраций к стихам местных поэтов, изготовление книжки-малышки, книжки-раскладушки.
Экскурсия
Завершение проекта – изготовление книжки-малышки, книжки-раскладушки
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Содержание занятия |
Проект 1. «Осенний листопад» | |||
1 | «Вот и осень подоспела» | Экскурсия в лес, сбор природного материала | |
2 | «Осенние приметы» «У природы нет плохой погоды» | Сбор информации, работа с дополнительной литературой Игры « Когда на улице дождь» | |
3 | «Есть в осени первоначальной» | Знакомство с литературными произведениями об осени. Конкурс чтецов | |
4 | «Осенние песни» | Прослушивание музыкальных композиций . Разучивание песен, попевок | |
5 | «Почемучкины вопросы» | Поиск информации «Почему осенью листья разноцветные?» | |
6 | «Почемучкины вопросы» | Поиск информации «Почему звери линяют, а птицы улетают?» «Кто ложится спать осенью?» | |
7 | «Вот мы взяли краски в руки» | Творчество художников «Осенние мотивы». Занятие по изо: «Рисую осень» | |
8 | «Как хлеб в наш дом пришёл» | Чтение рассказа К Ушинского. Презентация | |
9 | « Не от скуки – на все руки» | Коллективная работа по группам. Оформление флористической картины «Осень» - Правила работы с природным материалом - выбор сюжета - оформление основы | |
10 | « Не от скуки – на все руки» | Коллективная работа по группам Оформление флористической картины «Осень» - оформление деталей картины, - выставка работ по теме «Осень» | |
11 | « У тебя мы осень спросим…» | Оформление книги «Осень» (рисунки, стихи, рассказы) | |
12 | « У тебя мы осень спросим…» | Оформление книги «Осень» (рисунки, стихи, рассказы) | |
Проект 2 «Ой ты, зимушка-зима» | |||
13 | «Под небом голубым» | Зимняя экскурсия, игры на свежем воздухе (зимние приметы) | |
14 | «Почемучкины вопросы» | Поиск информации «Почему зимой идёт снег, а летом дождь?» «Почему снежинки имеют разную форму» | |
15 | «Снежные кружева» | Вырезание снежинок из бумаги Изготовление украшений для новогоднего праздника | |
16 | «Зимние праздники на Руси» | Разучивание колядок. | |
17 | «Сокровища бабушкиного сундучка» | Экскурсия в школьный (городской) музей | |
18 | «Почемучкины вопросы» | «Почему звери линяют, а птицы улетают?» «Кто спит зимой» | |
19 | «Белые краски зимы» | Знакомство с творчеством художников, музыкантов Занятие по изо «Зима» | |
20 | «Зимний калейдоскоп» | Знакомство с творчеством поэтов. Конкурс чтецов | |
21 | Завершение проекта « Не от скуки – на все руки» | Оформление коллективной работы» «рисованное кино», «Русская зима» - выбор темы; -изготовление шаблона; -рисование сюжетов. | |
22 | Завершение проекта «Не от скуки – на все руки» | Оформление коллективной работы «рисованное кино» «Русская зима» | |
Проект 3 «Весенний перезвон» | |||
23 | «Весна, весна и всё ей радо…» | Работа с дополнительными источниками информации (сбор весенних примет) | |
24 | «Весна, весна и всё ей радо…» | Прослушивание музыкальных композиций. Разучивание песен | |
25 | Выразительные средства | Творчество художников «Весенние мотивы» Занятие по изо: «Рисую весну» | |
26 | Выразительные средства | Прослушивание литературных произведений о весне. Конкурс чтецов | |
27 | «Почемучкины вопросы» | Работа с дополнительными источниками информации, ответы на вопросы : «Какие птицы перелётные? Что делают звери весной? Как листочки появляются?» | |
28 | Завершение проекта «Не от скуки – на все руки» | Оформление коллективной работы книжки-раскладушки «Весенние перевёртыши» | |
Проект 4 «Лето красное, здравствуй» | |||
29 | Экскурсия в природу | Наблюдение за птицами, насекомыми, сезонными изменениями в природе | |
30 | «Почемучкины вопросы» | Знакомство с творчеством Е Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки Работа с дополнительными источниками информации, ответы на вопросы : «У кого дом лучше, хвост длиннее, самые чуткие уши, длинный язык» | |
31 | «Пробую перо» | Знакомство с творчеством поэтов о лете Игра «Сочини рифму» | |
32 | «Весёлая кисточка» | Рисование летних иллюстраций | |
33 | «Не от скуки на все руки» | Изготовление книжки – малышки, книжки – раскладушки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности «Умей-ка»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа общекультурного воспитания и развития опирается на следующие ценности: социальная ...
Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс
Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»
Рабочая программапо внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" реализует художественную направленность во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно связана с предметом "Л...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Знай, умей, здоровей!» 1 класс
Содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья: соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья развитие основных физических качеств, организация и проведение со ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» (Курс проводится в рамках реализации регионального проекта PROчтение)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель» ...
Комментарии
Программа состоит из 4
Программа состоит из 4 проектов, которые соответствуют 4 временам года: осень, зима, весна, лето. При реализации проекта ребёнок знакомится с творчеством поэтов, художников, музыкантов, развивает собственные индивидуальные способности