Программа по внеурочной деятельности «Умей-ка»
методическая разработка (1 класс) на тему
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа общекультурного воспитания и развития опирается на следующие ценности: социальная роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства; личное нравственное самосовершенствование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
пос.Новый Кутулук муниципального района Борский
Самарской области
Программа рассмотрена Утверждаю:
на заседании школьного Директор ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
методического объединения _______________________/Н.М. Колосова/
учителей начальных классов « 30 » августа 2013 года
Протокол № 1
от « 30 » августа 2013 года
Руководитель м/о:_________ /Ефремова С.Л. /
Программа по внеурочной деятельности
«Умей-ка»
Направление: общекультурное
Автор-составитель: Ефремова Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
Год разработки программы внеурочной деятельности - 2013 год
пос. Новый Кутулук
2013 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: общекультурная.
Актуальность программы:
Программа направлена на обеспечение общекультурного развития младших школьников образовательного учреждения ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа общекультурного воспитания и развития опирается на следующие ценности: социальная роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства; личное нравственное самосовершенствование.
Программа «Умей-ка» была разработана мной несколько лет назад для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству. В 2013 году возникла необходимость пересмотра программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
При разработке программы «Умей-ка» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по общекультурному направлению.
Содержание курса представлено различными видами труда: технический, бытовой труд, художественной обработки различных материалов и направленно на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами. По каждому виду труда программа предусматривает практические работы, опыты, наблюдения, творческие отчёты.
Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения, полученные детьми при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приёмами обработки других материалов. Поэтому программа начинается с раздела «Работа с бумагой и картоном» Принцип изготовления изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, по рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
На занятиях бытового труда предусматривается первоначальное ознакомление с приёмами обработки ткани, элементами самообслуживания, а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью, вышиванию, вязанию.
Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Любовь к шитью, вышиванию, вязанию, привитая детям с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь.
На занятиях школьники получают знания, умения и навыки вязания спицами. Знакомятся с историей развития вязания, с народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью связанных изделий перед изделиями, связанными на машинке.
Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к национально – региональным особенностям, к знанию родного края. На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного узора, качественной обработке изделий. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами (спицы, иглы).
Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приёмов работы с различными материалами (глина, кожа, мех, природные материалы и др.) Работа с природным материалом развивает творческое мышление, воспитывает эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Содержание программы соответствует следующим принципам дидактики:
- наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода;
- научности;
- доступности;
- систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
- сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя;
- единства образовательной, развивающей и воспитательной функций.
Цель и задачи программы:
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно – прикладном творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи.
Цели:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
- сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы:
1) Образовательные:
- углубить и расширить имеющиеся знания школьников о декоративно – прикладном творчестве;
- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках технологии;
- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке проектов;
- формирование информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности решения проблем.
2) Воспитательные:
- привитие интереса к ручному творчеству и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
- привитие аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного узора, качественной обработке изделий;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном деле.
3) Развивающие:
- развитие образного восприятия окружающего пространства и эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства;
- развитие способности мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные поделки;
- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;
- развивать образное художественное мышление через художественное оформление выставки, творческого проекта;
- развивать умение четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка, общекультурному воспитанию, воспитанию воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- приобщению детей к национально – региональным особенностям искусства народов Поволжья, знанию истории родного края;
- умению находить варианты решения, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в искусстве ручной вязки;
- формированию понятий о стилевом характере решения в соответствии с современными требованиями к оформлению;
- формированию понятия о роли и месте искусства вязания в жизни;
- обучению практических навыков художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления в готовых изделиях;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных своими руками.
Отличительные особенности данной программы:
Отличительной особенностью данного курса является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Процесс обучения исходит из жизненного опыта детей, их представления об окружающем мире.
На занятиях кружка совместно со сверстниками и педагогом дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в работе создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого участника кружка. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе. Обучаемым всегда даётся возможность выбора задания на практике по силам. Часто используется помощь сверстников, что способствует сплочению коллектива.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, схем – описаний, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Перед школьниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения всех операций.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми, проявляется дух соперничества, желание выполнить работу быстрее и лучше.
Творческий рост обучаемых наблюдается и отслеживается руководителем постоянно: начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей 7-10 лет.
Содержание соответствует уровню начального общего образования
Методическое обеспечение программы
Организация занятий в кружке:
При организации работы кружка учитывается то, что каждый учащийся имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от многих факторов, а именно:
- знания, умения и навыки ручного творчества;
- активность восприятия нового материала, скорость его усвоения;
- тип нервной системы;
- усидчивость;
- отношение к увлечению членов семьи школьника.
Различная начальная подготовленность школьников требует чёткого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, скромный перечень изготовленных ими изделий требуют не меньшего одобрения. С этой целью работы для итоговой выставки оформляются по группам начинающих и имевших навыки и опыт ручного творчества, полученные на уроках технологии.
Методы, формы занятий:
Кружок «Умей-ка» предполагает не только использование различных традиционных методов обучения, таких как, объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, широкое использование фотографий, слайдов, но и новые формы работы.
Это широкий обмен мнениями, встречи с приглашёнными специалистами, членами других кружков. В перспективе налаживание сотрудничества с МОУ ДДТ «Гармония», посещение музея (с. Борское)
Использование разнообразных форм работы дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие
Средства обучения:
учебно-методические:
1. Альбомы образцов
2. Папки наборов рисунков по всем темам .
3. Набор плакатов, уголков техники безопасности
4. Папки – схемы выполнения сложных изделий.
5. Сменный стенд «Сегодня на занятии» с образцами готовых поделок.
6. Различные дидактические материалы по всем темам курса ручное творчество.
7. Образцы готовых поделок.
материально-техническое оснащение занятий:
Список необходимого оборудования:
- Столы 12 штук.
- Стулья
- Стол педагога с образцами изделий.
- Шкаф ( для литературы, оборудования, папок и т.д.)
- Доска для написания темы, терминов, зарисовки эскизов и т.д.
- Уголок техники безопасности
- Стенды: постоянные, сменные.
- Разные материалы: бумага, картон, ткани, природный материал
- Разнообразные приспособления для работы (сантиметровая лента, иголки, напёрстки, ножницы, клей, краски и т.д.)
- Компьютер.
Для занятий учащимся необходимо иметь:
- общая тетрадь в клетку для записи необходимой информации;
- альбом для образцов;
- наборы спиц; крючков;
- сантиметровая лента;
- иголки;
- напёрстки;
- ножницы длиной 10..12 см.;
- нитки; лоскутки ткани
- картон, цветная бумага, клей ПВА
-коробка с природным материалом (листья, веточки, шишки, соломка и т.д.)
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Умей-ка » направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно–познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, такие выставки всегда являются желанными для учащихся, так как именно на такой выставке их работу увидят и оценят их друзья, учителя, родители, которые обязательно приходят на выставку, чтобы увидеть работу своего ребёнка, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Умей-ка».
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | ||||||||
всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
теор | прак | теор | прак | теор | прак | теор | прак | |||
Введение: правила техники безопасности (по каждому разделу). | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
I | Работа с бумагой и картоном. | 35 | 1 | 8 | 1 | 8 | 2 | 6 | 3 | 6 |
II | Бытовой труд. Обработка ткани. | 42 | 1 | 8 | 1 | 8 | 2 | 11 | 3 | 8 |
III | Основы художественной обработки различных материалов. | 39 | 1,5 | 9,5 | 2 | 10 | 2 | 6 | 2 | 6 |
IV | Защита творческих проектов. | 3 | 1 | 2 | ||||||
V | Итоговая выставка работ. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Итого | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I | Работа с бумагой и картоном | 10 | 2 | 8 |
1 2 3 4 | Введение Аппликация из геометрических фигур Бумажный город Подарки и игрушки к Новому году | 1 3 1 5 | 1 1 | 3 1 4 |
II | Бытовой труд. Обработка ткани. | 10 | 2 | 8 |
1 2 | Введение Вышивание | 1 9 | 1 1 | 8 |
III | Основы художественной обработки различных материалов | 13 | 3,5 | 9,5 |
1 2 3 4 5 | Введение Поделки из природного материала Аппликация из природного материала Подарок к 8 Марта Лепка | 1 3 3 2 3 | 1 0,5 0,5 0,5 | 2,5 2,5 2 2,5 |
V | Итоговая выставка работ | 1 | 1 | |
Итого | 33 ч. | 7,5 | 25,5 |
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I | Работа с бумагой и картоном | 10 | 2 | 8 |
1 2 3 | Введение Аппликация из геометрических фигур Народные вырезные узоры | 1 3 6 | 1 1 | 3 5 |
II | Бытовой труд. Обработка ткани. | 10 | 2 | 8 |
1 2 | Введение Лоскутная мозаика | 1 9 | 1 1 | 8 |
III | Основы художественной обработки различных материалов | 14 | 4 | 10 |
1 2 3 | Введение Художественное конструирование из природного материала Лепка | 1 8 4 | 1 1 1 | 7 3 |
V | Итоговая выставка работ | 1 | 1 | |
Итого | 34 ч. | 8 | 26 |
Календарно – тематическое планирование
3 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I | Работа с бумагой и картоном | 10 | 3 | 7 |
1 2 3 | Введение Объёмные игрушки с подвижными деталями Оригами | 1 4 5 | 1 1 1 | 3 4 |
II | Бытовой труд. Обработка ткани. Вязание. | 14 | 3 | 11 |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Вязание салфеток ( кофейная, чайная, столовая) | 6 | 1 | 5 |
3 | Диванная подушка | 5 | 1 | 4 |
4 | Украшение вязаных изделий | 2 | 2 | |
III | Основы художественной обработки различных материалов | 10 | 3 | 7 |
1 | Игрушки - сувениры | 8 | 1 | 7 |
IV | Завершающее занятие. Защита творческих проектов. | 1 | 1 | |
V | Итоговая выставка работ | 1 | 1 | |
Итого: | 34ч. | 9 | 25 |
Календарно – тематическое планирование
4 год обучения (1 час в неделю)
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I | Работа с бумагой и картоном | 10 | 4 | 6 |
1 2 3 4 | Введение Театр теней. Кукольный театр. Пальчиковый театр. Промежуточная выставка | 1 3 5 1 | 1 1 1 1 | 2 4 |
II | Бытовой труд. Обработка ткани. Вязание. | 12 | 4 | 8 |
1 2 | Введение Шьём одежду для кукол. | 1 5 | 1 1 | 4 |
3 | Вяжем грелки на чайник и кастрюли. | 5 | 1 | 4 |
5 | Промежуточная выставка – смотр работ | 1 | 1 | |
III | Основы художественной обработки различных материалов | 12 | 5 | 7 |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Игрушки – сувениры из солёного теста | 8 | 1 | 7 |
IV | Завершающее занятие. Защита творческих проектов. | 2 | 2 | |
V | Итоговая выставка работ | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание изучаемого курса
Работа с бумагой и картоном
Бумага (картон, тонкая бумага, папиросная и т. д.) очень широко применяется для ручного труда, так как легко поддаётся изменению формы. Листы бумаги дети могут загибать, свертывать, резать, склеивать, конструировать, изготавливать разного рода поделки.
На первом занятии объяснить, что значит правильно подготовить рабочее место (всё, чем работаешь правой рукой, клади справа; всё, чем работаешь левой рукой, клади слева; всё, что колет и режет, клади отдельно так, чтобы удобно было взять, чтобы не упало, когда кладёшь на место)
Во время работы не бросай инструмент куда придется, а клади его туда, откуда взял.
Всегда думай, как сделать работу лучше. Используй все обрезки бумаги, картона.
Соблюдай правила техники безопасности.
После окончания работы убери своё рабочее место.
Работать дружно - значит делиться материалами, помогать товарищам, радоваться успешной работе товарища.
1. Аппликация из геометрических фигур.
Составление узоров из простых геометрических фигур, различных по цвету и композиции.
Задания: продолжение узора в полосе; оформление ковра, с использованием национальных элементов; составление декоративных цветов; сказочные, фантастические персонажи (младшим детям предложить шаблоны).
2. Бумажный город.
Рассматривание фотографий бумажного города.
Беседа:
а) какую бумагу надо взять?
б) какие дома ты сделаешь, старинные, современные или сказочные?
в) какими растениями ты «озеленишь» свою улицу?
г) какие люди и животные будут прогуливаться по твоей улице?
д) какими способами достигнуто устойчивое положение фигурок и деревьев?
е) как называется твоя улица? ё) что получится, если объединить твою улицу с улицами твоих друзей?
Самостоятельная работа.
3. Криволинейное складывание
Складывать бумагу можно не только по прямой линии. Рассматривание фотографий.
Этапы работы:
- Переведи выкройку на изнаночную сторону плотной бумаги (можно взять альбомную)
- Начерти циркулем окружность.
- Обведи окружность по линии сгиба использованным стержнем, с такой силой нажима, чтобы не прорвать бумагу.
- Переверни на лицевую сторону. Получившаяся бороздка поможет сложить деталь по окружности.
- Заложи небольшие складки, склей углы 1 с 1, 2 со 2.
- Готовые детали склей между собой.
Самостоятельное изготовление другой поделки по чертежу.
4. Ажурные игрушки.
Изготовление таких простых игрушек требует особого внимания и точности.
Этапы работы:
- Возьми плотную бумагу, цветную с двух сторон. С помощью циркуля начерти круг, радиус 40-60 мм.
- Сложи вчетверо, разметь дуги с помощью циркуля, разрежь.
- Раскрой заготовку, у тебя получились справа и слева полукольца.
- Сделай игрушку объёмной ( внимательно следи за действиями преподавателя)
Самостоятельное изготовление других игрушек.
- Новогодние ангелы.
Бытовой труд. Обработка ткани. Вязание.
Введение
Ознакомление со свойствами текстильных волокон и изделий, отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей, их переработке в различные изделия. Процесс изготовления тканей состоит из нескольких этапов: прядение, ткачество, отделка тканей. Прядению подвергаются лишь натуральные волокна (хлопок, лен, шерсть). На прядильные фабрики волокно поступает спрессованным в кипы. Прядильные машины создают пряжу из хлопчатобумажного, льняного и шерстяного сырья. Искусственное волокно создаётся иначе.
Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством. Ткани вырабатывают на ткацких станках в виде длинных полос различной ширины. Продольные нити, параллельные кромке, называют основой, поперечные – утком.
Виды переплетения нитей в тканях.
Виды тканей. Техника безопасности.
1. Лоскутная мозаика.
Из истории
С давних пор многим народам мира известно искусство соединения мелких разноцветных лоскутов ткани в единый орнамент, напоминающий мозаику. Поэтому такой орнамент часто называют лоскутной мозаикой. Лоскуты сшивают друг с другом ручными или машинными швами. Отсюда и название - лоскутное шитьё.
Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это· «Колодец» и «Изба», а в Америке - «Американский квадрат» и «Бревенчатая хижина».
Где же, в какой стране возникло лоскутное шитьё?
Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Везде, где появлялась узорчатая ткань, бережливые хозяйки собирали разноцветные лоскутки и снова пускали их в дело. Так возникли лоскутные одеяла, коврики, дорожки.
Лоскутным шитьём вначале занимались в деревнях.
В каждой крестьянской семье имелись лоскутные одеяла.
Они защищали от холода и в то же время радовали глаз своим разноцветьем. В них было и другое тепло - они согревали душу. В лоскутном верхе одеял можно увидеть кусочки старой одежды, которые напоминали о близких людях. Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей -!'1 внуков. В них они передавали тепло своих рук, красоту души (рис. 1).
Лоскутные вставки, детали можно увидеть и в народном костюме. В некоторых областях Росси и в женском крестьянском костюме присутствовала декоративная и одновременно полезная деталь- карман «лакомник» Это мешочек, который прикрепляли к поясу. Карман носили поверх сарафана, и туда можно было положить платочек, сладости (поэтому его и называли «лакомником»), другие мелочи.
Лицевую сторону кармана украшал лоскутный рисунок. Рисунки были разнообразны, каждая мастерица придумывала свой.
2. Вышивание.
Из истории
Искусство вышивки возникло в глубокой древности и связано с появлением шва на одеждах из шкур животных. Сначала люди использовали костяные иглы, затем бронзовые, а позже стальные.
В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные и льняные ткани. В Китае и Японии расшивали ткани цветными шелками.
Широкое распространение в Иране, Индии, Турции, Китае, Японии получило шитьё золотыми нитками.
Узоры выполняли не только различными нитями, но в ряде случаев соломкой и волосом. Применяли в работе бисер, металлические блёстки и монеты, жемчуг и драгоценные камни. А в восточных странах использовали зубы и мех животных, птичьи перья и змеиную кожу. Индейцы вышивали даже окрашенными в различные цвета травами по коре деревьев.
На Руси издавна вышивкой украшали рубахи, сарафаны, головные уборы, постельное бельё, полотенца и даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь.
На русском Севере вышивка выполнялась преимущественно красной нитью. Цвет этот в народном представлении всегда был связан с солнцем, дарующим тепло и свет. Геометрические узоры имели определённое значение: равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб был символом плодородия.
В народных вышивках можно увидеть образы растений, животных, птиц.
Долгое время основным материалом в деревне был домотканый холст с чётким полотняным переплетением. На такой ткани было легко вышивать, поэтому возникли швы, которые называют счётными (роспись, крест, набор). При вышивании рисунок не наносят на ткань, а считают нити.
В наше время существуют разные ткани с разреженным полотняным переплетением нитей.
3. Шьём одежду для кукол.
а) снять мерки;
б) найти нужный чертеж деталей выкройки в журнале;
в) перенести выкройку на бумагу;
г) раскроить детали выкройки на ткани;
д) сметать и примерить изделие;
е) сшить изделие, устранив недочеты;
ж) отутюжить изделие;
з) представить свою работу.
4. Вязание.
Нитки – основной материал для вязания изделий, их характеристика и особенности работы с ними. Роль и место трикотажа в гардеробе. Детские модели одежды и их отличие от «взрослой» моды. Мода и цвет изделия, сочетание цветов. Умение подобрать модель к лицу и фигуре. Преимущество трикотажа ручной работы. Умение вязать не только экономия средств при пополнении гардероба, но и увлекательный вид досуга.
Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток. Использование уксуса, пищевой соды и антистатических препаратов для освежения цвета и частичного восстановления пушистости нити.
Необходимые инструменты и оборудование для занятий художественным вязанием: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы для рукоделия, устройство для перемотки новых ниток, нитки разных цветов.
Соответствие толщины спиц толщине нити. Подготовка к работе новых ниток. Крашение ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Методы борьбы с молью.
Анкетирование или беседа с учащимися о том, что им хотелось бы связать, на какие изделия уже имеются нитки и т.п. Объявление перечня практических изделий (с учётом пожеланий школьников), которые предполагается связать в текущем году. Обмен мнениями по перечню изделий, его уточнение. Демонстрация имеющихся образцов изделий.
Техника и основные приёмы вязания
Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Краевая (кромочная) петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание образца лицевой (платочной) петлёй. Понятие плотности вязания.
Изнаночная петля. Вязание образца изнаночной петлёй. Расчёт необходимого для изделия числа петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Закрепление петель последнего ряда.
Расчёт петель и плотности вязания. Демонстрация имеющихся образцов изделий.
Практическое задание:
Довязать образцы, следить за ровностью рисунка.
Виды вязок
Виды вязок на основе лицевой и изнаночной петель. Две петли сверху (за переднюю стенку). Три петли вместе. Чулочное вязание. Выполнение образцов.
Платочная гладь. Демонстрация имеющихся образцов.
Различные виды резинок. Простая резинка с различным ритмом чередования лицевой изнаночной петель. Прямой и обратный накиды. Английская резинка (или рельефная). Выполнение образцов вязки резинок.
Практическое задание:
Завершить работу над выполнением образцов вязок.
Шапочка и шарфик
Шапочка и шарфик выполнены вязкой, которая называется «резинка». Резинкой вяжут так: в одном ряду чередуют лицевые и изнаночные петли, в следующем вяжут лицевые над лицевыми, изнаночные над изнаночными. Демонстрация имеющегося образца. Расчёт и набор петель.
Практическое задание:
Закончить начатую работу.
Раппорт. Схемы для вязания. Условные обозначения в схемах для вязания
Раппорт - повторяющаяся группа петель. Графическое изображение раппорта, его запись. Правила изображения в записи и графически раппорта.
Знакомство с сокращённой записью и условными обозначениями петель. Запись полностью или сокращённая. Условные графические изображения петель.
Практическое занятие:
Записать схемы основных узоров вязания.
Вязание салфеток (кофейная, чайная, столовая)
Салфетки. Их виды. Демонстрация готовых изделий. Вязание двумя спицами. Конечная работа крючком. Вывязывание воздушных петель. Сшивание готовой салфетки. Стирка и накрахмаливание, сушка готовых изделий.
Практическое задание:
Записать вязания салфеток. Выполнить образцы салфеток.
Диванная подушка
Уют в квартире своими руками. Диванная подушка. Их виды: круглые, квадратные, прямоугольные, длинные и т.д. Демонстрация имеющихся образцов изделий. Инвентаризация имеющихся остатков разноцветной пряжи. Выбор формы диванной подушки.
Определение размера, запасов пряжи. Подбор спиц. Вывязывание образца основного узора.
Практическое задание:
Выполнить диванную подушку.
Украшение вязаных изделий
Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязаному изделию. Выпуклая аппликация, использование для её изготовления ваты, синтепона и других материалов. Прикрепление аппликации вручную. Одноцветная и многоцветная аппликация. Шаблон для раскроя частей аппликации из плотных тканей.
Грелки на чайник и кастрюли
Как сделать кухню уютнее. История грелок. Демонстрация имеющихся образцов изделий
( «Машенька», «Собака», «Кот»). Выбор своего образа. Что понадобится для выполнения грелки. Подбор материала и инструментов. Выбор образа грелки.
Практическое задание:
Выполнить грелку на чайник и кастрюли.
Основы художественной обработки различных материалов. Введение
Природный материал – это «сокровища», которые дети охотно собирают, с большим интересом рассматривают и делают различные поделки, проявляя творческую фантазию.
Природные материалы, если к ним внимательно присмотреться, таят в себе целый мир образов. Каждый плод, каждое семечко, веточка или листок имеют свою форму.
Рассматривание готовых образцов.
Рассортировать природный материал, принесённый детьми
Знакомство с техникой безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
1. Аппликация из природного материала
2. Аппликации из соломки.
Подготовка соломки к работе. Изготовление панно из соломки в технике плоской сюжетной аппликации.
3. Аппликация из пуха. Подготовка пуха к работе. Способы расположения пуха на основе.
Изготовление аппликации.
Художественное конструирование из природного материала.
4. Соломенная скульптура.
5. Лепка из глины
Глиняная игрушка: традиции и современность. Лепка игрушек в традициях дымковского промысла. Роспись изделий из глины.
Практическое задание:
Лепка дымковской игрушки.
6. Лепка из солёного теста – увлекательное, полезное занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Соленое тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином: мука, соль, вода – самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин.
Список литературы
Основная литература:
- Бародулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М.: Просвещение, 1979.
- Вязание. – М.: Легкопромбытиздат ( и других издательств). – Серия альбомов.
- Григорьев Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Кленова Н., Буйлова Л. Дополнительное образование: тернистый путь к школе. Директор школы - №1, 2004, с. 58-65.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
- Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Каргина З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Павлович С.С., Шпаковская А.И., Логвенкова В.И. Узоры вязания на спицах и крючком. – Минск: Полымя, 1990.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Самоучитель по вязанию крючком и спицами. – Ростов – на Дону: Феникс, 2001.
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. - М.: просвещение, 1981.
Список литературы для детей
Основная литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природных материалов. – М.: ООО Издательство «Дом.XXI век», 2007.
- Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками.- Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
- Шпаковский В.О. Из всего, что под руками. – М.: Просвещение, 2008
Дополнительная литература:
- Базулина, Л. В., Новикова И. В., Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
- Котова, И. Н. Котова А. С. Русские обряды и традиции. – СПб.: «Паритет», 2006. – 240с. вкл.
- Молотобаранова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности 1-4 классы "Знай-умей-здоровей".
Содержит полную структуру требований внеурочной леятельности, спортивно-оздоровительной направлености на период начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
"Как хорошо уметь читать" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию дете...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет, направление – художественное. Цель программы – р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-2 класс
Задачами этого курса является приобщение детей к литературе как искусству слова, пробуждение у учащихся интереса к словесному ...