Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" реализует художественную направленность во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно связана с предметом "Литературное чтение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
________ И.М. Овчинникова
«_30_»_августа_______2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Как хорошо уметь читать»
для детей в возрасте 8-10 лет
направленность – художественная
срок реализации дополнительной образовательной программы – 1год
Составитель: Сударкина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Как хорошо уметь читать» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы М.В. Бойкиной «Библиографический кружок».
Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественного направления. Программа данного курса рассчитана на четыре года обучения.
Цель данного курса – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Основные задачи курса:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
Форма проведения занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературная игра.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- составление альбома лучших работ;
- защита проектных и исследовательских работ;
- проведение выставок работ учащихся в классе.
2. Основные положения содержания и структуры курса:
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Как хорошо уметь читать…»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Место в учебном плане:
Курс «Как хорошо уметь читать» составлен в соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности. Общее количество часов в 3 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
3. Результаты освоения курса
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
4. Календарно-тематическое планирование для 3-в класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Теоретическое занятие | Практическое занятие |
1 | Стихи о школе и детях | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Сказки о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Загадки о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Учись дружить | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Здравствуй, осень! | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Худому делу- худой конец | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Стихи о Родине | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Веселые стихи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | На ярмарке | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Сказки о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Рассказы о животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Забавные стихи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Рассказы и стихи о подвигах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Рассказы и стихи о подвигах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Сказки о настоящей дружбе | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | О героизме и трусости | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | О героизме и трусости | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Произведения о ребятах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Родину – мать учись защищать | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Книги о ребятах и их делах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Весна, весна на улице, весенние деньки! | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Знай и люби родную природу! | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Произведения о растениях | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31-32 | Сказки народов родного края | 2 | 1 | 1 | |
33 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех | 1 | 0,5 | 0,5 |
Согласовано _______________ Согласовано _______________
Заместитель директора по УВР руководитель ШМО
Давыдова Л.Г. Тюльпанова Н.Л.
30 августа 2019 года 29 августа 2019 года
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина отклонений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по программе "Гармония" (завершающий) "Как хорошо уметь читать!"
Завершающий урок по "Букварю" авт. М.С.Соловейчик. Использованы элементы игровой, здоровьесберегающей технологий, технологии оценивания учебных достижений. Урок имеет цель мотивировать детей к чтению ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы
Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
"Как хорошо уметь читать" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию дете...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...