Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова
материал (1 класс) по теме
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Перенесём эту притчу в наше время и на систему образования. Стандарт 2004 года «давал рыбу», этот подход можно назвать традиционным подходом, "ЗУНовским", «дрессурным» подходом. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Стандарт нового поколения учит «ловить рыбу», именно в действии порождается знание, этот подход называется системно-деятельностным. Он помогает овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. В течение 17 лет начальная школа гимназии работает по развивающей системы Л.В.Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. В стандартах нового поколения определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования», как видим, цель развивающего обучения и цель стандартов поколения совпадают. Развивающая система Занкова соответствует новым стандартам. (Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств человека). В основе стандартов 2009 года лежит системно-деятельностный подход, который у нас реализуется через принципы развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar_10_marta.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова
Уважаемые коллеги! Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим - меняется и образование.
В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был утверждён новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В 2010-2011 учебном году 1 классы государственных учреждений, в том числе и наша гимназия, перешли к реализации нового ФГОС.
Чем отличается стандарт первого поколения от новых стандартов?
Мне хочется напомнить вам старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Перенесём эту притчу в наше время и на систему образования. Стандарт 2004 года «давал рыбу», этот подход можно назвать традиционным подходом, "ЗУНовским", «дрессурным» подходом. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам.
Стандарт нового поколения учит «ловить рыбу», именно в действии порождается знание, этот подход называется системно-деятельностным. Он помогает овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.
В течение 17 лет начальная школа гимназии работает по развивающей системы Л.В.Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
В стандартах нового поколения определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования», как видим, цель развивающего обучения и цель стандартов поколения совпадают. Развивающая система Занкова соответствует новым стандартам.
(Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств человека)
В основе стандартов 2009 года лежит системно-деятельностный подход, который у нас реализуется через принципы развивающего обучения.
Первый принцип:
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (поисковая деятельность).
Рассмотрим следующий пример: как рекомендуется изучать тему части речи в развивающей системе обучения. На доске записываются слова. Предлагается прочитать слова. Далее распределить на группы слова, которые даются дополнительно .
весна | красный | побежал |
радость | большой | упал |
слон | круглый | сломал |
юбилей | холодный | нарисовал |
Такие Вопросы, как:
- анализ слов, входящих в каждую группу,
- сравнение групп, "прикидка" нового слова,
- поочередное сопоставление с каждой группой, установление неких общих черт с одной из групп, отнесение слова к группе.
вызывают у детей активную работу мысли, развивают УУД, такие как научно- познавательные.
Работа достаточно сложная, но она доступна первоклассникам. Кто-то из детей обязательно уже на первый вопрос дает ответ, дает обоснование своему решению, пусть самое приблизительное.
У других возникает мысль по аналогии, начинается живое, подлинно активное обсуждение вопроса. Учитель подхватывает возникшую мысль, развивает ее дальше, вместе с учащимися делается обобщение и вводятся термины.
Далее приводятся свои примеры и соотносят с группой. Постепенно учащиеся начинают сами употреблять названные учителем термины, выявляют с помощью учителя грамматические признаки частей речи.
Т.о. реализуется… - системно-деятельностный подход обучения, принцип… - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, метод… - частично-поисковый.
Также хочется отметить, что в учебнике русского языка есть «дозированная помощь», которая помогает выполнить задание.
Задания такого типа способствуют саморазвитию личности, мотивации учения
Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
На уроке создаётся атмосфера доверительного общения. Ученики не боятся высказать своё мнение, ошибиться. Принцип предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Всё это способствует формированию коммуникативных УУД.
Второй принцип:
- Принцип ведущей роли теоретических знаний
Он неразрывно связан с принципом обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом и практическим материалом.
Дети на уроке раскрывают и осознают внутренние взаимосвязи между понятиями, а только потом заучивают термины. Важным аспектом данного принципа является усвоение детьми терминов. Усвоение терминов нельзя рассматривать как простое заучивание слов, обозначающих те или иные явления. Термин – это необходимое условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.
Например: Если спросить у учащихся, обучающихся по традиционной системе к какой части речи относятся слова: юбилей, день рождения, изморозь, радость и др. им очень трудно ответить на этот вопрос, потому как правило, которое предлагается:
По традиционной….. существительные – это слова, которые обозначают предметы..
По развивающей….. существительные – это слова, которые обозначают предметы, явления природы, события и др.
Третий принцип:
Осознание процесса учения (Сознательность в «традиционке»)
В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности.
Например: на уроках окружающего мира учитель предлагает детям задуматься над вопросами: как люди узнали о том, что представляет из себя Северный Ледовитый океан, какова там природа? А как мы узнаем об этом?
На уроках математики учитель направляет детей на размышление о том, как возникли цифры, почему цифр так мало, А как обо всем этом узнаем мы?
На уроках литературного чтения при изучении исторических сведений дети осмысливают, как, из каких источников они получили то, или иное сведение по истории., в том числе учащимся предлагается обратиться к собственному опыту или опыту своей семьи.
В определенной степени ученики начальных классов могут подводиться и подводятся в наших классах к осознанию видов знаний, с которыми они имеют дело при изучении тех или иных учебных предметов.
Четвёртый принцип:
- Быстрый темп прохождения учебного материала.
Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному.
Например: 2 класс «Безударная гласная». В традиционном учебнике предлагается выполнить (в разделе одного параграфа и раздела «повторение») 26 упражнений друг за другом, а в нашем учебнике 56 упражнений в течение года, что даёт возможность осознать знания, пропустить их через себя.
Сравнить это можно с поливом почвы. Можно сделать быстро, поливая быстрой струёй. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.
Системно-деятельностный подход, лежащий, в основе новых стандартов предполагает
разнообразие организационных форм и с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что созвучно с пятым принципом системы Занкова.
Пятый принцип:
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
(Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии); отражает цель нашей системы.
Наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от предмета изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.
Учебно-методические пособия могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности, вне зависимости от того, по какой системе работает школа.
Таким образом, работая по системе развивающей обучения Л.В.Занкова, мы реализуем новые стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
В данной статье рассматривается вопрос об особенности содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...
Разработка урока по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова. Тема "Ломаная линия. Периметр"
Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения. Содержит поэтапное описание формируемых универсальных учебных действий....
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова
Начиная с 2008 года, работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...
Рабочая программа по ФГОС для 1 класса (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа,календарно-тематическое планирование...
презентация "Реализация ФГОС на уроках по системе Занкова"
Методический семинар для учителей, работающих по развивающей системе Занкова...
Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В.Занкова
«Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В. Занкова»...