Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова
материал (1 класс) по теме

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне  хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Перенесём эту притчу в наше время и на систему образования. Стандарт 2004 года «давал рыбу»,  этот подход можно назвать традиционным подходом, "ЗУНовским", «дрессурным» подходом. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Стандарт нового поколения учит «ловить рыбу»,  именно в действии порождается знание, этот подход называется системно-деятельностным.  Он помогает овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. В течение 17 лет начальная школа гимназии работает по развивающей системы Л.В.Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. В стандартах нового поколения определено, что  «развитие личности – смысл и цель современного образования», как видим, цель развивающего обучения и цель стандартов поколения совпадают. Развивающая система Занкова соответствует новым стандартам. (Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств человека). В основе стандартов 2009 года лежит системно-деятельностный подход, который у нас  реализуется через принципы развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar_10_marta.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова

Уважаемые коллеги! Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим - меняется и образование.

В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был утверждён  новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

       В 2010-2011 учебном году 1 классы государственных учреждений, в том числе  и наша гимназия,   перешли к реализации нового ФГОС.  

Чем отличается стандарт первого поколения от новых стандартов?

Мне  хочется напомнить вам старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Перенесём эту притчу в наше время и на систему образования. Стандарт 2004 года «давал рыбу»,  этот подход можно назвать традиционным подходом, "ЗУНовским", «дрессурным» подходом. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам.

       Стандарт нового поколения учит «ловить рыбу»,  именно в действии порождается знание, этот подход называется системно-деятельностным.  Он помогает овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

В течение 17 лет начальная школа гимназии работает по развивающей системы Л.В.Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

      В стандартах нового поколения определено, что  «развитие личности – смысл и цель современного образования», как видим, цель развивающего обучения и цель стандартов поколения совпадают. Развивающая система Занкова соответствует новым стандартам.

  (Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств человека)

  В основе стандартов 2009 года лежит системно-деятельностный подход, который у нас  реализуется через принципы развивающего обучения.

 

Первый принцип:

  1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (поисковая деятельность).

Рассмотрим следующий пример: как рекомендуется изучать тему части речи в развивающей  системе обучения. На доске записываются слова. Предлагается прочитать слова. Далее  распределить на группы слова,  которые даются дополнительно .

весна

красный

побежал

радость

большой

упал

слон  

круглый

сломал

юбилей

холодный

нарисовал

     

Такие Вопросы, как:

- анализ слов, входящих в каждую группу,

-  сравнение групп, "прикидка" нового слова,

      - поочередное сопоставление с каждой группой, установление неких общих черт с одной из групп, отнесение слова к группе.

 вызывают у детей активную работу мысли, развивают УУД, такие как научно- познавательные.

Работа достаточно сложная, но она доступна первоклассникам. Кто-то из детей обязательно уже на первый вопрос дает ответ, дает обоснование своему решению, пусть самое приблизительное.

У других возникает мысль по аналогии, начинается живое, подлинно активное обсуждение вопроса. Учитель подхватывает возникшую мысль, развивает ее дальше, вместе с учащимися делается  обобщение и вводятся термины.

Далее приводятся свои примеры и соотносят с группой. Постепенно учащиеся начинают сами употреблять названные учителем термины, выявляют с помощью учителя грамматические признаки частей речи.

      Т.о. реализуется… -  системно-деятельностный подход обучения, принцип… - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, метод… - частично-поисковый.

Также хочется отметить, что в учебнике русского языка есть «дозированная помощь», которая помогает выполнить задание.

Задания такого типа способствуют саморазвитию личности, мотивации учения

Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

На уроке создаётся  атмосфера доверительного общения. Ученики не боятся высказать своё мнение, ошибиться. Принцип предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Всё это способствует формированию коммуникативных УУД.

Второй принцип:

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Он неразрывно связан с принципом обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом и  практическим материалом.

Дети на уроке  раскрывают и осознают внутренние взаимосвязи между понятиями, а только потом заучивают термины. Важным аспектом данного принципа является усвоение детьми терминов. Усвоение терминов нельзя рассматривать как простое заучивание слов, обозначающих те или иные явления. Термин – это необходимое условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.  

Например: Если спросить у учащихся, обучающихся по традиционной системе к какой части речи относятся слова: юбилей, день рождения, изморозь, радость и др. им очень трудно ответить на этот вопрос, потому как правило, которое предлагается:

По традиционной….. существительные – это слова, которые обозначают предметы..

По развивающей….. существительные – это слова, которые обозначают предметы, явления природы, события и др.

 

Третий принцип:

Осознание процесса учения (Сознательность в «традиционке») 

В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не  только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности.

Например: на уроках окружающего мира учитель предлагает детям задуматься над вопросами: как люди узнали о том, что представляет из себя Северный Ледовитый океан, какова там природа?   А как мы узнаем об этом?

На уроках математики учитель направляет детей на размышление о том, как возникли цифры, почему цифр так мало,   А как обо всем этом узнаем мы?

 На уроках литературного чтения при изучении исторических сведений дети осмысливают, как, из каких источников они получили то,  или иное сведение по истории., в том числе учащимся предлагается обратиться к собственному опыту или опыту своей семьи.

В определенной степени ученики начальных классов могут подводиться и подводятся в наших классах к осознанию видов знаний, с которыми они имеют дело при изучении тех или иных учебных предметов.

 

Четвёртый принцип:

  1. Быстрый темп прохождения учебного материала.

Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так,  что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному.

Например: 2 класс «Безударная гласная». В традиционном учебнике предлагается выполнить (в разделе одного параграфа и раздела «повторение») 26 упражнений друг за другом, а в нашем учебнике 56 упражнений в течение года, что даёт возможность осознать знания, пропустить их через себя.

Сравнить это можно с поливом почвы. Можно сделать быстро, поливая быстрой струёй. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.  

Системно-деятельностный подход, лежащий,   в основе новых стандартов предполагает

разнообразие организационных форм и с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что созвучно с пятым принципом системы Занкова.

Пятый принцип:

  1. целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

(Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии); отражает цель нашей системы.

Наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от предмета изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Учебно-методические пособия могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности, вне зависимости от того, по какой системе работает школа.

Таким образом, работая по системе развивающей обучения Л.В.Занкова,  мы реализуем новые стандарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...

Разработка урока по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова. Тема "Ломаная линия. Периметр"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения. Содержит поэтапное описание формируемых универсальных учебных действий....

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

Рабочая программа по ФГОС для 1 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа,календарно-тематическое планирование...

презентация "Реализация ФГОС на уроках по системе Занкова"

Методический семинар для учителей, работающих по развивающей системе Занкова...

Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В.Занкова

«Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В. Занкова»...