Статья "Проектно-исследовательская деятельность"
статья по теме
В статье содержится материал, который поможет в организации проектной и исследовательской работе с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 58.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методика проведения учебных исследований во многом сходна с методикой работы над проектом. Далее представлено описание этапов работы.
1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.
Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка.
Тему могут подсказать и родители учащегося. В этом вопросе может оказать помощь «Анкета для родителей» (Приложение).
С примерной тематикой исследовательских и проектных работ учащихся также можно ознакомиться в Приложении.
При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит, в первую очередь, от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как рыба в воде.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Тема должна быть доступной.
Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.
Сочетание желаний и возможностей.
Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.
С выбором темы не стоит затягивать.
Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.
2. Поиск вариантов решения и сбор материала.
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные, и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических приобретает черты фантастической.
Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Главный смысл долговременного исследования школьника – добыть знания самостоятельно.
Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.
Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других. На этом этапе исследования, как показывает опыт, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему.
3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении.
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Правильно организованная подготовка проекта к защите для детей должна превратиться в интересную многодневную игру. Дети становятся очень серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).
4. Оформление исследовательской работы.
В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования (Приложение 4). Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами: «Тема представляется мне интересной, потому что…».
На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».
Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.
Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.
В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ ... , выявлено ... , определено ... , установлено ...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано ... (обосновано ... , разработано ...)».
Частные требования к оформлению исследовательской работы.
При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Титульный лист (формат А 4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указываются вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя и в отчество учащегося, класс, в котором он учится. После этих данных указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указываются город и год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Далее следуют введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.
После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.
4. Защита результатов исследования.
«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской (как и проектной) работы и один из главных этапов обучения начинающего мыслителя и изобретателя. Способы представления результатов исследовательской работы аналогичны способам презентации проектов.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно? (Использована статья А. И. Василовской «Метод проектов на уроках в начальной школе». Источник: festival.1 september.ru)
Требования к проектной деятельности.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т. е. с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
Этапы работы над проектом
1. ПОИСКОВЫЙ | |
– моделирование идеальной (желаемой) ситуации; – анализ имеющейся информации; – определение и анализ проблемы | – анализ имеющейся информации; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации |
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ | |
– постановка цели проекта; – определение задач проекта; – определение способа разрешения проблемы; – анализ рисков; – составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ | – анализ ресурсов; – планирование продукта; – анализ имеющейся информации; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации |
3. Практический | |
– выполнение плана работ | – текущий контроль |
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ | |
– предварительная оценка продукта; – планирование презентации и подготовка презентационных материалов | – презентация продукта |
5. КОНТРОЛЬНЫЙ | |
– анализ результатов выполнения проекта | – оценка продукта; – оценка продвижения |
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение».
В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможность их сочетания в структуре учения.
Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разрабатывая проект чего-либо, человек представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.), по крайней мере, мысленно. Иначе говоря, проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, зачастую никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда направлено на создание какого-либо нового продукта (школьная газета, рукописный журнал, театрализованный спектакль, учебное пособие, сценарии компьютерных игр, проект гоночного автомобиля, макет здания и т. д.).
Исследование же основывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания. Однако следует различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность. Основным отличием учебно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате этой деятельности учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Иногда в итоге исследования удается решить какую-либо практическую проблему, однако это, скорее, можно назвать «побочным эффектом». Исследователь чаще всего не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности, без вмешательства в его внутреннюю жизнь.
Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.
В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками.
В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формы организации исследовательской деятельности
Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.
Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.
Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.
Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.
Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
– предлагает возможные варианты решения;
– собирает материал;
– делает обобщения;
– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;
– проводит защиту результатов исследования.
Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)
1. Как выбрать тему исследования | Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? | Какими могут быть темы: • фантастические • эмпирические • теоретические | ||
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. | |||
3. Гипотеза исследования | Предположим | Допустим | Возможно | Что, если |
4. Организация исследования | • Подумать самостоятельно | Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? |
Окончание табл.
• Просмотреть книги по теме | Запиши важную информацию, которую узнал из книг | |
• Спросить у других людей | Запиши интересную информацию, полученную от других людей | |
• Просмотреть телематериалы | Запиши то необычное, что узнал из фильмов | |
• Использовать Интернет | Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера | |
• Провести наблюдение | Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы | |
• Провести эксперимент | Запиши план и результаты эксперимента | |
5. Подготовка | 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в) характеристика; г) сравнение; д) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути изучения. 8. Подготовить текст доклада. 9. Сделать схемы, чертежи, макеты |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:
– использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросами, подводит к размышлениям, самостоятельной оценке деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду);
– обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
– необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
– должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
– работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Если у педагога (или педагогического коллектива) возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания. Далее вниманию педагогов представлены основные ориентиры, сверяясь с которыми можно наверняка достигнуть поставленной цели.
ОТ «ПОЧЕМУЧЕК» К «ПОТОМУЧКАМ»,
ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать, а тому, как
они должны думать, то тогда исчезнут
всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
1) сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
– умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
– умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
– умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний;
2) развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:
– развитие аналитико-синтетических действий;
– сформированность алгоритма сравнительного анализа;
– умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
– возможность выделять общий способ действий;
– перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом;
3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
– обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек»-дошкольников вырастить «потомучек»-учеников. Возможно, представленные далее материалы (программа и разработки занятий) будут полезны педагогам в организации работы по формированию исследовательских и проектных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)
Программа курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...