Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
статья по теме
Выступление из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacionnaya_i_diagnosticheskaya_deyatelnost.zip | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта для фиксирования учебного исследования.
Ф.И._____________________________________________________
Проблема: ________________________________________________
№ | Основные группы навыков и умений | Формулировки | баллы |
I | Любопытство по отношению к проблеме | 1. Выбери ответ: а) мне это неинтересно б) мне все равно в) интересно г) очень интересно д) давно хотел узнать | 0 1 2 3 4 |
II | Навыки работы с проблемой | 2. Выбери ответ: а) это не нужно б) это ничего не меняет в) хочу знать г) нужно знать д) важно знать | 0 1 2 3 4 |
III | Умение ставить цель исследования | 3. Продолжи фразу: Хочу узнать… а) нет продолжения б) пишет проблему кратко, одним словом в) переписывает формулировку проблем г) своя формулировка проблемы д) расширяет проблему | 0 1 2 3 4 |
IV | Постановка гипотезы | 4. Продолжи фразу: Это происходит потому, что… а) нет продолжения б) пишет чужую формулировку в) пишет свое мнение, необязательно правильное г) правильно устанавливает причинно-следственные связи д) видит несколько вариантов решения | 0 1 2 3 4 |
V | Выбор метода исследования | 5. Продолжи фразу: Я это узнаю… а) нет продолжения б) посмотрю, как делают другие в) спрошу у взрослых г) прочитаю в книге д) проведу опыт | 0 1 2 3 4 |
VI | Алгоритм ведения эксперимента | 6. Продолжи фразу: Если проведу опыт, то так… а) нет продолжения б) сделаю так, как…(имя ученика) в) делает рисунок г) дает описание д) указывает несколько условий, необходимых для опыта | 0 1 2 3 4 |
VII | Оценка и практическое применение созданного | 7. Продолжи фразу: Это можно использовать… а) нет продолжения б) перечисляет отдельные свойства в) свое предположение одним словом г) правильное развернутое предположение д) видит перспективу применения | 0 1 2 3 4 |
VIII | Уровень навыков рефлексии | 8. Продолжи фразу: Еще хочу узнать … а) нет продолжения б) пишет туже проблему в) не видит перспективы изучения г) новое целеполагание связано с темой д) ставит новое целеполагание не связанное с темой | 0 1 2 3 4 |
Лист оценок уровня навыков исследовательской работы учащихся.
Класс: Дата: Ф.И.О. учителя:
№ | Фамилия имя ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
Каждый из восьми навыков оценивается учителем у ребенка по шкале:
4 балла - оцениваемый навык проявляется хорошо, четко выражен, проявляется часто в различных самостоятельных исследовательских проектах и учебной деятельности в целом.
3 балла - навык заметно выражен в самостоятельной исследователь ской роботе, но проявляется он непостоянно.
2 балла - ребенок знает и понимает значение донного навыка, но
проявляет его на полуактивком уровне (с помощью учителя).
1 балл - ребенок смутно (путано) сообщает знание о данном навыке. Исследовательская работа организуется учителем - ребенок выполняет действие в качестве ведомого.
0 баллов - сведений по наличию знания, умения или навыка у ребен ка не имеется, либо он негативно к нему относится
Приложение 1
Диагностика сформированности уровня исследовательских умений и навыков младших школьников
Таблица 1
Уровень сформированности интереса по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Отсутствие интереса | Интерес к проблеме практически не обнаруживается. Безразличное или отрицательное отношение к решению любых творческих задач |
1. | Реакция на новизну | Положительная реакция возникает только на новое, касающееся конкретных фактов. Задает некоторые вопросы по ним, но длительного устойчивого интереса не наблюдается. |
2. | Любопытство | Положительные реакции возникают на новый теоретический материал. Оживляется и достаточно часто задает вопросы. Включается в исследовательскую работы, но интерес быстро пропадает. |
3. | Ситуативный интерес | Интерес возникает к способам исследовательской работы. Включается в процесс исследовательской работы. Пытается сам найти способы создания нового, но интерес может пропадать, либо исчерпываться после получения результата. |
4. | Устойчивый познавательный интерес | Интерес возникает независимо oт внешних требований. Это постоянная характеристика ученика, его увлекает все новое. Имеется мотивированная избирательность интересов. Интерес сохраняется в процессе всей исследовательской работы. |
Таблица 2
Уровень сформированности работы с проблемой
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Отсутствие признака | Признак не проявлен. Нет чувствительности к проблемам, либо негативное отношение к ним: уход или категорическое не желание их видеть |
1. | Пассивный | Ученик откликается на сформулированную кем-то проблему. С интересом наблюдает за сбором картотеки, но в работе не участвует. |
2. | Полуактивный | Включается в кем-то поставленную проблему. Помогает собирать информацию, но самостоятельно исследовать проблему отказывается. |
3. | Активный | Чувствительность к проблеме ярко выражена С небольшой помощью учителя идет сбор и обработка дополнительной информации Создается картотека признаков объекта исследования. С помощью учителя формулируется противоречие. |
4. | Самостоятельный | Самостоятельно устанавливает несоответствие между желаемым и действительным. Видит необычное в обычном. Добывает дополнительную информацию по проблеме. Сам собирает картотеку и формулирует противоречие. |
Таблица 3
Уровень умений ставить цепь исследования
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Отсутствие цели | Данный признак не проявляется, либо выполняется чье-то прямое указание. |
1 | Принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи. Осознает, что надо делать и сделал в процессе фактической работы. |
2. | Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает познавательную задачу Осознает ее требования, но в процессе решения подмен нет познавательную задачу на практическую. Познавательная цель не достигается. |
3. | Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении исследовательской работы. Четко выполняются требования, и может дать отчет о своих действиях после решения проблемы |
4. | Самостоятельная постановка целей исследовательской работы | Самостоятельно формулирует познавательные цели и их удерживает. Исследовательская деятельность носит активный самостоятельный характер |
Таблица 4
Уровень навыков выбора метода исследовательской работы.
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Признак не проявляется | Ученик не видит причинно - следственных связей, отказывается делать предположение Не проявляет интереса к гипотезам других |
1. | Пассивный уровень | С интересов слушает гипотезы, высказанные кем-то, но в формулировках не участвует |
2. | Полуактивный уровень | Ученик включается в обсуждаемую гипотезу Пытается помочь кому-то помочь ее сформулировать Делает критические замечания |
3. | Активный уровень | С небольшой помощью учителя формулирует гипотезу и активно обсуждает механизм получения результата. В процессе эксперимента так же с помощью учителя может переформулировать первоначальную гипотезу. |
4. | Самостоятельность | Самостоятельно делает предположение для объяснения какого-то явления или процесса. Формулируется механизм, за счет которого ожидается получить результат. В результате эксперимента ученик может переформулировать первоначальную гипотезу |
Таблица 5
Уровень навыков выбора метода исследовательской работы.
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0 | Признак не проявлен | Ребенок не знает и не хочет знать методы, позволяющие что-либо исследовать. |
1 | Пассивный уровень | С интересом слушает и наблюдает как и каким образом проходить какое - либо исследование. Участие не принимает |
2 | Полуактивный уровень | Ученик включается в исследование и пользуется методом, ранее демонстрированным. Фиксируется желание узнавать способы ведения исследования. |
3. | Активный уровень | Проявляется устойчивое желание узнавать способы ведения исследовательской работы. С небольшой помощью учителя выбирает наиболее эффективные методы: ведения исследования |
4. | Самостоятель- ность | Ученик осознано может выбрать методы исследовательской работы и им воспользоваться для ее выполнения. Самостоятельно познает способы ведения исследований. |
Таблица 6
Уровень навыков ведения эксперимента
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Отсутствие признака | Признак не выявлен. Не знает и не принимает алгоритма ведения эксперимента. |
1. | Выполнение эксперимента под контролем. | Содержание действий и их операционный состав принимаются и осознаются, но довести до конца их не может. Работает под контролем учителя. Самостоятельность отсутствует. |
2. | Выполнение эксперимента в сотрудничестве | Знает последовательность проведения эксперимента и может повторить аналогичный, но не способен производить изменения в новых конкретных условиях. Требуется консультативная помощь учителя. |
3. | Адекватный перенос способов действий | Умеет обнаружить несоответствие усвоенных способов ведения эксперимента и новых условий. Пытается перестроить деятельность. Осознает причины затруднений, но нуждается в помощи учителя. |
4. | Самостоятель- ное ведение эксперимента | Приступая к эксперименту, может самостоятельно его спланировать, оценить свои возможности и провести. Выявить результативность и построить прогноз. |
Таблица 7
Уровень оценки и практического применения созданного
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Отсутствие признака | Не умеет и не испытывает потребности в оценке исследовательского продукта Равнодушен к применению результата исследования. |
1 | Пассивная оценка результата | Ученик не пытается оценить продукт исследовательской деятельности, но испытываем потребность в получении внешней оценки и применении его кем-то. |
2. | Неадекватная прогностическая оценка | Аргументировано оценивает результаты других учеников. Робко пытается оценить свой продукт исследовательской деятельности Пути практического применении сам либо не видит, либо повторяет ранее высказанные идеи. Самостоятельно не использует полученный продукт. |
3. | Потенциальная прогностическая оценка и его использование | С небольшой помощью учителя может оценить практическую значимость результата исследования и найти некоторые пути его применения. Использование продукта исследования. |
4. | Актуальная прогностическая оценка результата и его использование | Самостоятельно обосновывает еще до окончания исследования практическую значимость создаваемого. Видит перспективы применений, строит прогноз по дальнейшему улучшению получаемого творческою продукта. Самостоятельное внедрение результата. |
Таблица 8
Уровень навыков рефлексии.
Баллы | Название уровня | Характеристика диагностического признака |
0. | Признак отсутствует | Действия не осознаются, не контролируются и не исправляются даже после многократных повторов учителя. |
1. | Рефлексия на уровне непроизвольного внимания | В соотношении повторяющихся действий может фиксировать факт расхождения. Заметив ошибку, не может обосновать причину. Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление. Сделанные ошибки исправляет неуверенно. |
2. | Рефлексии на уровне произвольного внимания. | При выполнении исследовательской работы действия осознаются, ошибки чаще всего исправляются и объясняются, но с помощью учителя. |
3. | Потенциальная рефлексия | С небольшой помощью учителя может оценить проведенное исследование, выявить способ ведения эксперимента и осознать полученное знание. |
4. | Актуальная рефлексия | Самостоятельно обнаруживает ошибки в проведенном исследовании. Осознает что, как и зачем делал. Понимает, чему научился и куда можно применись полученное знание. |
Таблица 1 Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников
Критерий _____ Уровень | Практическая готовность в реализации учебного исследования | Мотивированность исследовательской деятельности | Проявление креативности в исследовательской деятельности | Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы |
Исходный уровень | Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности | Низкая мотивация | Действия по аналогии | Только под руководством учителя |
Начальный уровень | Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования | Преобладают внешние мотивы | Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске | Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе |
Продуктивный уровень | Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования. | Внешние и внутренние мотивы к исследованию | Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы | Некоторые этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов
В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....
Организация учебно - исследовательской деятельности с учащимися начальной школы.
Данная презентация поможет учителю выбрать направление и тему учебно-исследовательской работы ученика начальной школы....
Статья Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся"
Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихсяМодель 1. «Обучение исследованию».Модель 2. «Приглашение к исследованию».Модель 3. «Систематическое иссл...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....