Рабочая программа кружка "Школа русского языка"
рабочая программа (2 класс) на тему

Мишина Ирина Эдуардовна

Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования для обучения  детей русскому языку  как иностранному

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_shkola_russkogo_yazyka.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

БДО ГБОУ ЦО №879

Кружок «Школа русского языка»

Преподаватель – Львова И.Э.

2012 – 2013 год

Пояснительная записка.

        Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.

        Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.

Цели курса.

Среди главных целей обучения важно выделить следующие:

1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;

2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;

3) в развивающем – работа по становлению и формированию.

Задачи курса.

        Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три задачи: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.

        На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.

        Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения. Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком.

        Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.  

         Ведущий аспект обучения – коммуникативный.

        Общая цель обучения – практическое владение русской речью.

Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок

– начинает изучать русский язык с нуля;

– сначала учится говорить, а затем – читать и писать;

– в процессе обучения приобретает навыки корректного поведения в типичных ситуациях и представление об основных элементах русской культуры.

        Лексический минимум всей программы составляет 1300–1500 единиц и позволяет продолжить обучение на основе стандартных учебников для первого класса российской школы при их минимальной адаптации.

Организация занятий:

Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 80 учебных часов. Длительность занятий составляет 4 занятия по 30 минут 2 раза в неделю.

Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой  проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.

Учебно – методическое обеспечение дисциплины

     При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало или совсем не говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность.

 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям

        Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления. Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок

                  – начинает изучать русский язык с нуля;

                  – сначала учится говорить, а затем

                  – читать и писать;

                  – в процессе обучения приобретает навыки

                     корректного поведения в типичных ситуациях и

                     представление  об основных  элементах русской культуры.

                           

        В соответствии с программными требованиями обучения по окончании двухлетнего курса,  ребенок сможет:

•        Рассказать о себе.

•        Понимать обращенную к нему речь учителя и выполнять его требования по ходу занятия.

•        Задать вопрос и ответить на него.

•        Сформулировать предложение.

•        Отдать приказание.

•        Дать краткое описание предмета, картинки или действия.

•        Понимать небольшие рассказы учителя, сопровождаемые показом картинок, построенные на изучаемом материале  и проработанной тематике.

  1. Лексический минимум всей программы составляет 1000–1200 единиц.

Тематическое планирование кружка «Школа русского языка»

Тема

Дата

1

Развитие речи. Школа. Я в классе.

04.12

2

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами»

3

Развитие речи. Город. Я на улице.

06.12

4

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом».

5

Развитие речи. Мой дом. Моя семья, родственники.

11.12

6

Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал».

7

Развитие речи. Мой день. В школе и дома.

13.12

8

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

9

Развитие речи. Время года. 4 сезона. Погода.

18.12

10

Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь»

11

Развитие речи. Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт?

20.12

12

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы.

13

Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые.

25.12

14

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово»

15

Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер.

27.12

16

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории:  «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку».

17

Развитие речи. Питание. Я за столом.

10.01

18

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко»

19

Развитие речи. Здоровье. Части тела.

15.01

20

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

21

Развитие речи. Магазин.  Я в магазине.

17.01

22

Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок

23

Развитие речи. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.

22.01

24

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки 22буквы. Игра «Составь слово»

25

Развитие речи. Город. Транспорт.

24.01

26

В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха»

27

Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира.

29.01

28

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра  «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

29

Развитие речи. Мой день. Мой распорядок дня.

31.01

30

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко»

31

Развитие речи. Время года. Сезонная одежда.

05.02

32

Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей.

33

Развитие речи. Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт?

07.02

34

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

35

Развитие речи. Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных.

12.02

36

Учимся пересказывать текст.

37

Развитие речи. Питание. Что и когда мы едим.

14.02

38

Словосочетание ЖИ - ШИ

39

Развитие речи. Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача.

19.02

40

Словосочетание ЧА-ЩА

41

Развитие речи. Магазин. В универмаге.

21.02

42

Словосочетание ЧУ-ЩУ

43

Развитие речи. Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.

26.02

44

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

45

Развитие речи. Школа. Внеклассная и внешкольная работа.

28.02

46

Разделительный мягкий знак

47

Развитие речи. Город Москва.

05.03

48

Разделительный твёрдый знак

49

Развитие речи. Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка.

07.03

50

Ударные и безударные гласные звуки.

51

Развитие речи. Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому.

12.03

52

Безударный гласный звук, проверяемый ударением.

53

Развитие речи. Время года. Игры, спорт.

14.03

54

Безударный гласный звук, непроверяемый ударением.

55

Развитие речи. Растительный мир. Мы любим растения.

19.03

56

Имена собственные.

57

Развитие речи. Животный мир. Кто где живёт?

21.03

58

Синонимы. Игра «Большой – огромный»

59

Развитие речи. Питание. В магазине «Продукты».

26.03

60

Антонимы. Игра «Большой – маленький».

61

Развитие речи. Здоровье. Что полезно, вредно, опасно.

28.03

62

Старинные русские слова, употребляемые в современном языке.

63

Развитие речи. Магазин. Что и где мы покупаем.

02.04

64

Иностранные слова, употребляемые в русском языке.

65

Развитие речи. Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.

04.04

66

Восстановление деформированного текста.

67

Развитие речи. Весна. Сезонные изменения в природе.

09.04

68

Употребление слов в единственном и множественном числе. Игра «Один – много»

69

Развитие речи. Мы в лесу. Жизнь зверей.

11.04

70

Употребление слов в женском роде. Игра «Я, ты, он, она…»

71

Развитие речи. Мы в лесу. Жизнь птиц.

16.04

72

Употребление слов в мужском роде. Игра «Я, ты, он, она…»

73

Развитие речи. Мы в лесу. Жизнь насекомых.

18.04

74

Употребление слов в среднем роде. Игра «Я, ты, он, она…»

75

Развитие речи. Проект «Что я умею»

23.04

76

Распространённое предложение.

77

Развитие речи. Проект «Чему я научился»

25.04

78

Нераспространённое предложение.

79

Развитие речи. Викторина «В стране русского языка»

30.04

80

Заключительный урок. Викторина «В стране русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...