Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся посредством реализации игровой деятельности".
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ардатовская основная общеобразотельная школа»
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
| |
Подготовила Кондратьева В.М.
Ардатов 2014 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
Главная задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.
В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки умственных способностей ребенка. Если дети ежедневно погружаются в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально-значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Воспитатель группы продленного дня должен стараться добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, находить ошибки и недостатки, устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной, особенно в 1 классе.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Заключение
Дети младшего школьного возраста особенно чувствительны к новым знаниям и наиболее подвержены переживаниям, с доверчивостью впитывая информацию. Это именно тот период, когда можно заложить в душу ребенка зерна доброты, морали, нравственности, заботливости. Проблемно-игровые ситуации дают большой заряд положительных эмоций.
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализации цели, анализ результатов. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Метапредметный подход к обучению иностранному языку посредством формирования и развития универсальных учебных действий в младшей школе. "
статья рассматривает вопрос применения универсальных учебных действий...
Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий
Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы" и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...
«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»
Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....
Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности
В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантно...
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...