Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности
статья на тему

Исламгалиева Раушания Гелимхановна

В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл islamgalieva_rg-statya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности

Исламгалиева Р.Г учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Целинное Хайбуллинский район, Р.Б.

Ребёнок прирождённый исследователь. Благодаря этому он знакомится с миром в который он пришёл. Этот мир полон тайн и чудес. Даже самое маленькое открытие имеет для ребёнка огромное значение. Как замечательно пройтись по лесной дорожке, вдохнуть запах цветка, погладить кору дерева, послушать пение птиц и самостоятельно открыть секреты природы и окружающего мира. Будет ли у ребёнка такая возможность зависит от нас, прежде всего от учителей начальной школы. Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба, дубов и буков...» (http://dohcolonoc.ru/ )Чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру нужно вовремя поддержать стремление исследовать вся и всё.

Современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способность к организации своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Уже несколько лет в своей работе я использую проектную и исследовательскую деятельность, которая помогает мне эффективно решать задачи образования и развитие учащихся. Как писал Луи де Броль: «Знания –это дети удивления и любопытства» И он был прав. Исследовательская поисковая деятельность развивает у детей любознательность, речь, логическое мышление и другие качества, помогающие ребёнку освоить сложную роль активного, самостоятельного школьника. В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности вижу большие возможности для формирования всех УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Внедрение исследовательского метода я начала поэтапно. Это были уроки окружающего мира, ИЗО, внеурочной деятельности. Одним из первых исследовательских работ было занятие по теме «Откуда берётся сахар»

Занятие началось с проблемного вопроса. Войдя в класс дети увидели заранее приготовленную картинку: на столе торты, конфеты, варенье, шоколад и.т.д. Рассмотрев её дети решили, что всё это сладости и для их изготовления нужен сахар, а вот откуда берётся сахар дети выяснили во время решения этого проблемного вопроса во время занятия.

Детей я разделила на несколько групп, чтобы изучить тему всесторонне, а также помочь каждому проявить себя.  Первая группа опытным путем изучали свойства сахара. Они получили опорную схему, на вопросы которой необходимо было ответить в процессе работы. Другая группа работая со специальной литературой, изучала технологию производства сахара. Детям была предложена иллюстрация с этапами производства, которую они должны были расположить по порядку и прокомментировать. Следующая группа получила задание определить из чего делают сахар. Ещё одна группа занималась нахождением интересных фактов. В этой группе дети узнали, что цветки почти всех растений вырабатывают особый сахарный сок-нектар. Больше всего сахарную свёклу выращивают у нас в России. Башкортостан является одним из крупнейших регионов по возделыванию сахарной свёклы. Ежегодно четыре сахарных завода (Карламанский, Мелеузовский, Чишминский, Раевский) вырабатывают 130-140 тыс. т сахара-песка. (://avu.usaca.ru/)

Тростниковый сахар коричневого цвета потому, что не до конца проходит обработку и в нём остаётся патока. Даже не каждому взрослому известно, что в крошечном Моравском городке Дачице поставлен памятник сахару в 1843 году.

В завершение занятия детям предложила изготовить сахарную пудру в блендере и обсыпать ею смородину и испечённую родителями булочки. В каждую группу был прикреплен ответственным один из родителей, который помогал детям на первом этапе исследования.

 В течении всего занятия ребята проводили опыты, учились работать с литературой, составляли связные ответы на поставленные вопросы. По итогам совместного и самостоятельного исследования было организовано публичное представление результатов работы групп. Исследовательская деятельность очень нравится детям, она позволяет заинтересовать каждого ученика образовательным материалом, даёт возможность детям пообщаться друг с другом и другими участниками проводимых исследований в более комфортной обстановке, что повышает в итоге качество образования.

Все уроки по исследовательской работе провожу по этапам:

1.Постановка проблемного вопроса.

2.Деление на группы.

3.Работа в группах.

4.Презентация.

5.Выводы.

С первого класса вовлекаю детей в проектную деятельность. Целью проектов ставлю развитие ключевых компетентностей учащихся, формирование не только определённых знаний, но также опыта самостоятельной деятельности. В ходе работы над проектом обычно решаю следующие задачи: развитие навыков познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, развитие умений представлять результаты своей деятельности, возможности самореализации и социализации учащихся.

В период обучения грамоте я предложила детям поработать над созданием творческого проекта «Разноцветный алфавит». По мере знакомства с новой буквой мы вели оформление соответствующей странички. работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группе, положительно сказывается на формировании познавательных регулятивных учебных действий. Детей в классе мало, поэтому, в основном, работу выполняют ребята в парах. Кто-то из детей проявляет инициативу и оформляет страничку вместе с родителями подбирая ребусы, загадки, игры со словами, скороговорки и другой материал. Но не всем эта работа даётся просто, поэтому первый помощник для детей — это учитель. Пусть на первом этапе ученик может только может обвести трафарет буквы и раскрасить, однако такая работа, безусловно, воспитывает положительное отношение к учёбе и не оставляет его безучастным.

Проводимая мною работа по проектной деятельности помогает эффективно решать образовательные задачи, создавать условия для социализации учащихся, даёт большие возможности для организации индивидуального обучения и коллективной творческой работы. Развитие навыков нестандартного мышления позволяет не только повысить качество преподавания и уровень знаний учащихся, а также, надеюсь, поможет им стать в будущем успешными.

Развитие универсальных учебных действий, конечно же, не должно ограничиваться только проектной и исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные об...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...