Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему
статья на тему "Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_murataeva_k.d.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Достижение планируемых результатов формирования УУД
младших школьников краеведческим содержанием
УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска
Муратаева К.Д.
Приоритетной целью современного образования в условиях реализации ФГОС НОО становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию: сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране; знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение всех видов ценностей наций и народов российского общества; воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.
Основным требованием общества к образовательной системе является формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России.
К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В ФГОС НОО декларируется равноправность семьи и школы в формировании образовательной политики государства. В этих условиях одной из основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которой будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, является целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.
Современная школа переживает кризис, являющийся следствием утраты ценностей образования, которое часто не способствует реализации жизненных целей и собственной деятельности. Предметом общественного анализа являются так же и традиционные формы социализации, которые оказались не популярными в среде самой молодежи.
Многие учащиеся не знают, как может проявляться ими патриотизм. Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается недоверие родителей, неадекватное отношение родителей учащихся к школе и педагогам.
В окружающем ребенка социуме типичен недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; существуют риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. А потому актуальна для педагогов необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей, целенаправленная корректировка стратегии родительского воспитания, социализирующего ресурса семьи.
Среди новых форм социализации наибольшее значение в условиях кризиса институтов семьи и образования приобретает современное информационное пространство, в котором организуются социальные практики, опыт социального взаимодействия, формируются представления о себе и о мире.
Вовлечение младших школьников в краеведческую деятельность позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника, позволяет учитывать, использовать и корректировать негативное влияние на ребенка реального социума.
Краеведческая направленность обучения и воспитания позволяет педагогам определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности на основе присвоения базовых национальных ценностей; решить одну из главных задач в воспитании человека – социальное самоопределение – так как реализует два важных условия:
- обеспечивает включение учащихся в реальные социальные отношения;
- предоставляет возможность ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Средствами краеведческого образования и воспитания обеспечивается доступность формирования духовно-нравственных ценностей, ценностное ориентирование младших школьников в усвоении норм и правил социального поведения; организация целостного педагогического процесса гражданского образования путём интеграции начального общего и дополнительного образования, в соответствии с социальным заказом родителей, общественности города, основных социальных партнеров. Педагоги получают возможность для обновления содержания гражданско – патриотического воспитания на основе использования интернета как информационно-коммуникативного ресурса социализации школьников.
Учащиеся приобретают возможность:
- получить представления об особенностях исторического развития республики, о трудовых традициях, духовно-нравственных святынях и тем самым приобщиться к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, к традициям национальной культуры;
- перенести уважительное отношение к другим народам и культурам в сферу человеческих отношений через реализацию творческих проектов социальной направленности ( участие в благоустройстве города, подготовку социальных проектов и экологических акций);
- осмыслить взаимоотношения человека и природы, определить причины существующих проблем (экологических, демографических, социально-экономических ), задуматься о возможных путях решения этих проблем и возможностях собственного участия в этом;
- осмыслить судьбы талантливых людей , оценить их желание «служить» Отечеству в различные времена; понять место и значимость таких людей в истории страны ,
- понять и оценить роль труда в жизни человека любого социального положения, осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города, страны на основе понимания значимости общественно-полезной преобразующей деятельности;
- задуматься о своих собственных «корнях», обратиться к истории своего рода, озаботиться восстановлением или созданием семейного архива в условиях, когда стало возможным обращение к собственно «народной генеалогии».
Главной целью УМК «Перспектива» является создание комплексной образовательно- воспитывающей среды, включающей каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения определенных ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции. В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у младших школьников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий необходимыми для формирования являются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся должны овладеть всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики должны научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики должны приобрести умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Универсальные учебные действия (далее-УУД) :
- возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
- являются предпосылкой формирования у школьников культурологических умений как способности самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
- не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
- отражают способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос "что делать?"), но и с учебными (отвечать на вопрос "как делать?");
- "вынуждают" обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
Технологии формирования УУД учащихся ориентируют педагога на необходимость:
- Показывать для чего нужно знание, как оно пригодится в жизни, транслируя смысл учения.
- Обучать детей приемам работы в группах, навыкам конструктивного взаимодействия; организовывать работу в парах сменного состава, давать детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
- Уделять внимание самопроверке детей, обучая способам поиска и исправления ошибки, оценивания результата выполнения задания, работы по критериям и самостоятельному выбору критерия для оценки; показывать, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках
- Учить навыкам работы с информацией – пересказу, составлению плана, использованию разных источников поиска информации.
- Обращать внимание на развитие познавательной деятельности, включение детей в проектные формы работы , коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей, учить детей планировать свой досуг
- Учить ребенка ставить цели и искать пути их достижения, решения возникающих проблем.
- Используя интерактивные возможности ИКТ, обучать использовать, критично относиться к информации из интернета.
В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
· Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
· Владеющий основами умения учиться.
· Любящий родной край и свою страну.
· Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
· Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
· Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
· умеющий высказать свое мнение.
· Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Учебники всех предметных линий УМК «Перспектива» предлагают много разнообразных заданий, рассчитанных на построение зоны ближайшего развития для каждого ребенка через дифференциацию и индивидуализацию обучения на основе принципа «минимакс» (всем одинаково, от каждого - по индивидуальным возможностям ). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
В учебниках и рабочих тетрадях с печатной основой предметных курсов по русскому языку, литературному чтению содержатся пословицы и поговорки разных народов, позволяющие определение общечеловеческих ценностей, традиций в отношении к природе, культуре, окружающему социуму для получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Тексты упражнений по русскому языку, сказок разных народов в учебниках литературного чтения содержат сведения, способствующие приобретению школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В предметном курсе «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой в учебниках и рабочих тетрадях подобраны задания на основе деятельностного компонента универсальных учебных действий (проектная и исследовательская деятельность), формирующие гражданскую идентичность, основы семейных ценностей, интерес к культуре народов России, обеспечивающие возможность воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества, что способствует эффективному патриотическому и гражданскому воспитанию.
Технология диалога культур в УМК «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой для 2 класса позволяет заложить основы гармонизации межнациональных отношений через изучение отражения сезонных изменений в природе в национальных культурах народов России.
Гражданское и патриотическое воспитание в 3 классе осуществляется при работе над разделами «Мир как дом» и «В поисках Всемирного наследия», закладывающих пути решения проблем соотношения формирования межнациональной идентичности и воспитания интереса к культуре и быту других народов.
Одними из наиболее сложных для формирования являются личностные универсальные учебные действия. Невозможно однозначно оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, чтобы это понятно ученику. Например: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному. В процессе обучения учитель должен говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках и нормах , в которых проявляются личностные качества ученика.
Курс Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология. Человек, природа, техника» знакомит учеников с разными профессиями, даёт представление о труде людей в прошлом, расширяет представления детей об инструментах и приспособлениях, свойствах различных материалов, содержит большое количество красочных иллюстраций. Каждое изделие сопровождается планом работы. Это учит детей составлять план в своей работе не только по данному предмету, но и в жизни. Прежде чем сделать, надо составить внутренний план действий, продумать все до мелочей, а потом действовать. Это также ведет к формированию универсальных учебных действий.
В МБОУ «СОШ № 11» разработана и реализуется модель взаимодействия начального основного и дополнительного образования при организации урочной, внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников через разнообразные формы организации деятельности: посещение музеев, экскурсии в культурно-просветительские учреждения города (музеи, библиотеки, театры, филармонию). Внеурочная деятельность младших школьников организуется по программам дополнительного образования с ДД(Ю)Т, РЭБЦ, ЦДТ Октябрьского района г.Ижевска.
Родители (законные представители), родственники учащихся становятся партнерами учителя, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня при сопровождении в системе организованной проектной деятельности ребенка, участия в коллективных творческих делах класса и школы.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму». Эта китайская пословица характеризует необходимость организации проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главная идея проектно-исследовательской деятельности – это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. В основе метода проектов лежит также развитие познавательных универсальных учебных действий, умение ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности
Проект – это целесообразная практическая и теоретическая деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога и родителей в ходе приобретения учеником собственного знания, «конструирования» его.
Для того чтобы грамотно и качественно выполнить проектную работу, учащийся должен обладать следующими универсальными учебными действиями:
1) познавательными:
- работать с прочитанным текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществлять информационный поиск и самостоятельно работать с источниками для получения нужной информации;
- выделять, обобщать, фиксировать необходимую информацию;
- пользоваться логическими действиями анализа, сравнения, синтеза;
- строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- контролировать и оценивать результаты своего труда.
2) коммуникативными:
- точно выражать свои мысли;
- участвовать в обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи, грамотно оформлять её;
- уметь ставить вопросы с целью получения дополнительной информации;
- уметь высказывать свое мнение, спрашивать мнение других;
- уметь эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы, уважать мнение других.
3)регулятивными:
- самостоятельно ставить цели, видеть пути их достижения;
- соотносить свои действия с результатами, проводить контроль своей выполненной работы, уметь корректировать свои действия;
- оценивать правильность выполнения задачи, свои пути её решения;
- уметь производить самоконтроль, самооценку своей деятельности.
Проектные творческие задания на предметном материале позволяют расширить, углубить и закрепить у младших школьников предметные знания на практике. Например, в курсе «окружающий мир» предлагается придумать сказочное объяснение тому, почему происходит смена дня и ночи, свою легенду появления на небе созвездия «Большая медведица».
Технология исследовательской деятельности служит выявлению обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, развитию творческих способностей, совершенствованию в ходе самостоятельной учебной деятельности:
- личностных УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников, воспитание познавательного интереса к учебному материалу, способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности);
- регулятивных УУД (в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос);
- познавательных УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы и т.п.);
- коммуникативных УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Программы внеурочной деятельности “Мир, в котором Я живу”, «Краеведение», «Туризм» помогают ученику адаптироваться в окружающем социуме, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям (личностные УУД). Формируются коммуникативные, регулятивные навыки, прививаются нормы поведения в окружающем мире, общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни, воспитывается гражданская ответственность через актуализацию желания у учащихся быть полезными, получать удовольствие от проделанной работы и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Учащиеся получают ориентирование на присвоение девиза: «Живи, твори, дерзай и помогай своей семье, своему городу, республике, своей Родине!»
Результаты деятельности учащихся накапливаются и отмечаются в портфолио, которые ведутся, пополняются в течение всего обучения.
В первом-втором классах внеурочная и проектная деятельность носят художественно-творческий характер, обеспечивая каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Во втором классе появляются индивидуально - информационные проекты. Их выполнение обеспечено изучением основ информатики во внеурочной деятельности в режиме группы продленного дня. Учащиеся получили возможность демонстрировать свои достижения через конкурсы, выставки работ, интеллектуальные игры, праздники и защиту проектов с применением информационно-коммуникативных технологий, возможность участия в конкурсах, проектах на уровне района, города.
Все УУД, формирование которых предусматривает ФГОС , выписываются педагогами, классифицируются, составляется их пронумерованный список (условные обозначения) .
Затем, в соответствии со списком, происходит планирование УУД в рабочих программах, при составлении технологической карты урока, занятия, мероприятия.
После вычисления общего процента совпадений, запланированных и фактически формируемых УУД, делается вывод о качестве по формированию универсальных учебных действий:
- совпадения от 80% до 100% означает высокий уровень работы педагога по формированию УУД;
- совпадения от 50 % до 79% означает средний уровень работы педагога по формированию УУД;
- совпадения ниже 50% означает низкий уровень работы педагога по формированию УУД.
Разрабатываются и внедряются листы наблюдений, система мониторинга по формированию УУД , средствами учебных предметов, внеклассной и внеурочной деятельности школьника.
Список литературы:
- http://standart.edu.ru. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.Ф., Формирование универсальных действий: от действия к мысли – М.: Просвещение 2010
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А.Г.Асмолов //Вопросы образования – 2008 - №3.
- Битянова М. Какой линейкой мерить УУД. Издательский дом: Первое сентября март 2012 г. С. 42-47.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1968.
- Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в образовательной школе /И.Гладилина //Воспитание школьников – 2007 - №9
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).с.34 – М.: Баласс, 2010.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.- Москва: Баласс, 2012 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008.
10.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»....
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Здесь Вы узнаете о воможностях УМК "Перспектива" направленые на повышения качества в реализации стандартов второго по...
Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Здесь изложены материалы о возможностях УМК "Перспектива" для повышения качества образования в рамках реализации ста...
«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»
Внеурочная деятельность обучающихся.Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ...
«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).
Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...