Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему

статья на тему "Достижение  планируемых результатов  формирования УУД   младших школьников  краеведческим содержанием   УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_murataeva_k.d.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение  планируемых результатов  формирования УУД  

младших школьников  краеведческим содержанием  

УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска

Муратаева К.Д.

      Приоритетной целью современного образования в условиях реализации ФГОС НОО становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию:  сформированность гражданской позиции, воспитание  патриотизма и любви к своей стране; знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение всех видов  ценностей наций и народов российского общества; воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.

Основным  требованием   общества к образовательной системе является  формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России.

К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
  • обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

В ФГОС НОО декларируется равноправность  семьи  и школы  в формировании образовательной политики государства. В этих условиях одной из основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которой будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, является  целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

Современная школа переживает кризис, являющийся следствием утраты ценностей образования, которое часто не  способствует реализации жизненных целей и собственной деятельности. Предметом общественного анализа являются так же и традиционные формы социализации, которые оказались не популярными в среде самой молодежи.

Многие учащиеся не знают, как  может проявляться ими  патриотизм.  Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.)  негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается недоверие родителей,  неадекватное отношение родителей учащихся к  школе и педагогам.

В окружающем ребенка социуме типичен   недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; существуют  риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.  А потому актуальна для педагогов необходимость    оказания  своевременной квалифицированной помощи родителям в  воспитании детей,  целенаправленная корректировка  стратегии родительского воспитания, социализирующего ресурса семьи.

Среди новых форм социализации наибольшее значение в условиях кризиса институтов семьи и образования приобретает современное информационное пространство, в котором организуются социальные практики, опыт социального взаимодействия, формируются представления о себе и о мире.

Вовлечение младших школьников  в краеведческую деятельность позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника,  позволяет учитывать,  использовать и корректировать негативное влияние  на ребенка реального  социума.

 Краеведческая направленность обучения и воспитания позволяет педагогам определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности   на основе присвоения базовых национальных ценностей;  решить одну из главных задач в воспитании человека – социальное самоопределение – так как реализует два важных условия:

  • обеспечивает включение учащихся в реальные социальные отношения;
  • предоставляет  возможность ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Средствами краеведческого образования и воспитания обеспечивается  доступность формирования  духовно-нравственных ценностей, ценностное ориентирование младших школьников в усвоении норм и правил социального поведения; организация целостного педагогического процесса гражданского образования  путём интеграции  начального общего и дополнительного образования,  в соответствии с социальным заказом родителей, общественности города, основных социальных партнеров.  Педагоги получают возможность для обновления  содержания гражданско – патриотического воспитания на основе использования интернета  как информационно-коммуникативного  ресурса  социализации школьников.

Учащиеся  приобретают возможность:

  1. получить представления об особенностях исторического развития республики,  о трудовых традициях, духовно-нравственных святынях и тем самым приобщиться к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, к традициям национальной культуры;
  2. перенести уважительное отношение к другим народам и культурам в сферу человеческих отношений  через реализацию творческих проектов социальной направленности ( участие в благоустройстве города, подготовку  социальных проектов и  экологических акций);
  3. осмыслить взаимоотношения человека и природы, определить причины существующих проблем  (экологических, демографических, социально-экономических ), задуматься о возможных путях решения этих проблем и возможностях собственного участия в этом;
  4. осмыслить судьбы талантливых людей , оценить их желание «служить» Отечеству в различные времена; понять место и значимость таких людей в истории страны ,
  5. понять и оценить роль труда в жизни человека любого социального положения, осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города,  страны на основе понимания значимости общественно-полезной преобразующей деятельности;
  6. задуматься о своих собственных «корнях», обратиться к истории своего рода, озаботиться восстановлением или созданием семейного архива в условиях, когда стало возможным обращение к собственно «народной генеалогии».

Главной целью УМК «Перспектива» является создание комплексной образовательно- воспитывающей  среды, включающей   каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия  для достижения определенных ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции.                                                                                                                                                                                                                     В результате изучения всех  предметов на ступени начального общего образования у младших школьников  должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий необходимыми для формирования являются  внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся  должны овладеть  всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики должны научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий  ученики должны приобрести  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Универсальные учебные действия (далее-УУД) :

  • возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  • являются предпосылкой формирования у школьников культурологических умений как способности самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
  • отражают способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос "что делать?"), но и с учебными (отвечать  на вопрос "как делать?");
  • "вынуждают" обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Технологии  формирования УУД учащихся ориентируют педагога на необходимость:

  1.   Показывать  для чего нужно  знание, как оно пригодится в жизни, транслируя смысл учения.
  2. Обучать  детей приемам работы в группах,  навыкам конструктивного взаимодействия; организовывать  работу в парах сменного состава,  давать  детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  3. Уделять  внимание самопроверке детей, обучая способам поиска и исправления  ошибки,  оценивания  результата выполнения задания, работы по критериям и самостоятельному  выбору  критерия для оценки; показывать, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках
  4. Учить  навыкам  работы с информацией – пересказу, составлению плана, использованию  разных  источников поиска информации.
  5. Обращать внимание на развитие   познавательной деятельности,  включение  детей в проектные формы работы , коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей, учить детей планировать свой досуг
  6. Учить  ребенка ставить цели и искать пути их достижения,  решения возникающих проблем.
  7.  Используя интерактивные возможности ИКТ, обучать использовать, критично относиться к информации из интернета.

В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

·  Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

·  Владеющий основами умения учиться.

·  Любящий родной край и свою страну.

·  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

·  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

·  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

·  умеющий высказать свое мнение.

·  Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Учебники всех предметных линий УМК «Перспектива» предлагают  много разнообразных заданий, рассчитанных на построение зоны ближайшего развития для каждого ребенка через  дифференциацию и индивидуализацию обучения на основе принципа «минимакс» (всем одинаково, от каждого - по индивидуальным возможностям ). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

В учебниках и рабочих тетрадях с печатной основой предметных курсов  по русскому языку, литературному чтению содержатся пословицы и поговорки разных народов, позволяющие определение общечеловеческих ценностей, традиций в отношении к природе, культуре, окружающему социуму для получения  школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Тексты упражнений по русскому языку, сказок разных народов в учебниках литературного чтения  содержат сведения, способствующие  приобретению школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

В  предметном курсе «Окружающий мир»  А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой  в учебниках и  рабочих тетрадях подобраны задания на основе деятельностного компонента универсальных учебных действий (проектная и исследовательская деятельность), формирующие  гражданскую идентичность, основы  семейных ценностей, интерес к культуре народов России, обеспечивающие  возможность воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества, что способствует  эффективному патриотическому  и гражданскому воспитанию.

Технология диалога культур в УМК «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой для 2 класса  позволяет заложить основы гармонизации межнациональных отношений через изучение отражения сезонных изменений в природе в национальных культурах народов России.

Гражданское и патриотическое воспитание в 3 классе осуществляется при работе над разделами «Мир как дом» и «В поисках Всемирного наследия», закладывающих  пути решения проблем соотношения формирования межнациональной идентичности и воспитания интереса к культуре и быту других народов.

Одними из наиболее  сложных для формирования  являются личностные универсальные учебные действия. Невозможно однозначно  оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, чтобы  это понятно ученику.  Например: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному.  В процессе обучения учитель должен  говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его  поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках и нормах , в которых проявляются личностные качества ученика.                                                                                                                                

     Курс  Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология. Человек, природа, техника» знакомит учеников с разными профессиями, даёт представление о труде людей в прошлом, расширяет представления детей об инструментах и приспособлениях, свойствах различных материалов, содержит большое количество красочных иллюстраций. Каждое изделие сопровождается планом работы. Это учит  детей составлять план в своей работе не только по данному предмету, но и в жизни. Прежде чем сделать, надо составить внутренний план действий, продумать все до мелочей, а потом действовать.  Это  также  ведет к формированию  универсальных   учебных действий.                                                                                                                                                                                                                                                            

      В МБОУ «СОШ № 11»  разработана   и реализуется  модель взаимодействия начального основного и дополнительного образования при  организации урочной, внеклассной и  внеурочной деятельности младших школьников  через разнообразные формы организации деятельности:  посещение  музеев, экскурсии в культурно-просветительские учреждения города (музеи, библиотеки, театры, филармонию). Внеурочная деятельность младших школьников организуется по программам дополнительного образования с ДД(Ю)Т, РЭБЦ, ЦДТ Октябрьского района г.Ижевска.

Родители (законные  представители), родственники учащихся становятся партнерами учителя, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня при сопровождении в системе организованной проектной деятельности ребенка, участия   в коллективных творческих делах       класса и школы.                                                            

   «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму». Эта китайская пословица  характеризует необходимость организации проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.  Главная идея проектно-исследовательской  деятельности – это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.  В основе метода проектов лежит также  развитие познавательных универсальных учебных действий, умение ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности

Проект – это целесообразная практическая  и теоретическая деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога и родителей в ходе приобретения учеником собственного знания, «конструирования» его.

Для того чтобы грамотно и качественно выполнить проектную работу, учащийся должен обладать следующими универсальными учебными действиями:

1) познавательными:

  • работать с прочитанным текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществлять информационный поиск и самостоятельно работать с источниками для получения нужной информации;
  • выделять, обобщать, фиксировать необходимую информацию;
  • пользоваться логическими действиями анализа, сравнения, синтеза;
  • строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • контролировать и оценивать результаты своего труда.

2) коммуникативными:

  • точно выражать свои мысли;
  • участвовать в обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи, грамотно оформлять её;
  • уметь ставить вопросы с целью получения дополнительной информации;
  • уметь высказывать свое мнение, спрашивать мнение других;
  • уметь эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы, уважать мнение других.

3)регулятивными:

  • самостоятельно ставить цели, видеть пути их достижения;
  • соотносить свои действия с результатами, проводить контроль своей выполненной работы, уметь корректировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения задачи, свои пути её решения;
  • уметь производить самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Проектные творческие задания на предметном   материале позволяют расширить, углубить и закрепить у младших школьников предметные знания на практике. Например, в курсе «окружающий мир» предлагается придумать  сказочное   объяснение тому, почему происходит смена дня и ночи, свою легенду появления на небе созвездия «Большая медведица».

    Технология исследовательской деятельности   служит выявлению  обучающихся, склонных к  исследовательской деятельности, развитию творческих способностей, совершенствованию в ходе самостоятельной учебной деятельности:

- личностных  УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников, воспитание познавательного интереса к учебному материалу, способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности);

- регулятивных УУД (в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос);

- познавательных УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы и т.п.);

- коммуникативных УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

      Программы   внеурочной деятельности  “Мир, в котором Я живу”, «Краеведение», «Туризм»  помогают ученику адаптироваться в окружающем социуме, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям (личностные УУД). Формируются коммуникативные, регулятивные навыки, прививаются нормы поведения в окружающем мире, общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни, воспитывается гражданская  ответственность через актуализацию желания  у учащихся быть полезными, получать удовольствие от проделанной работы и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Учащиеся получают ориентирование на присвоение девиза:  «Живи, твори, дерзай  и помогай своей семье, своему городу, республике, своей Родине!»                                              

  Результаты деятельности  учащихся   накапливаются и отмечаются  в портфолио, которые ведутся, пополняются  в течение всего обучения.  

      В первом-втором  классах внеурочная и проектная деятельность носят  художественно-творческий характер, обеспечивая  каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во втором классе появляются   индивидуально - информационные проекты. Их выполнение обеспечено изучением основ информатики  во внеурочной деятельности в режиме группы продленного дня. Учащиеся получили  возможность демонстрировать свои достижения через конкурсы, выставки работ, интеллектуальные игры, праздники  и защиту проектов с применением информационно-коммуникативных технологий,  возможность  участия  в конкурсах, проектах  на уровне района, города.

Все УУД, формирование которых предусматривает ФГОС ,  выписываются педагогами, классифицируются, составляется их пронумерованный список (условные обозначения) .

Затем, в соответствии со списком, происходит планирование УУД в рабочих программах,  при составлении технологической карты урока, занятия, мероприятия.

После вычисления общего процента совпадений,  запланированных и фактически формируемых УУД, делается вывод  о качестве  по формированию универсальных учебных действий:

-  совпадения от 80% до 100%  означает высокий уровень работы педагога по формированию УУД;

-   совпадения от 50 % до 79%   означает средний уровень работы педагога по формированию УУД;

-  совпадения ниже 50%  означает  низкий  уровень работы педагога по формированию УУД.

Разрабатываются  и внедряются листы наблюдений, система мониторинга  по формированию УУД ,   средствами учебных предметов, внеклассной и внеурочной деятельности школьника.

Список литературы:

  1. http://standart.edu.ru.  Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.Ф., Формирование универсальных действий: от действия к мысли – М.: Просвещение 2010
  3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А.Г.Асмолов //Вопросы образования – 2008 - №3.
  4. Битянова М.   Какой линейкой мерить УУД.   Издательский дом: Первое сентября март 2012 г. С. 42-47.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1968.
  6. Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в образовательной школе /И.Гладилина //Воспитание школьников – 2007 - №9                                                                                                                                  
  7. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).с.34 – М.: Баласс, 2010.
  8. Дубова М.В.  Организация  проектной  деятельности  младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.-  Москва:  Баласс, 2012 г.                                                                                                                                                                
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008.

10.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»....

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Здесь  Вы  узнаете  о  воможностях  УМК  "Перспектива" направленые  на  повышения  качества  в реализации  стандартов  второго  по...

Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Здесь  изложены  материалы  о  возможностях  УМК  "Перспектива"  для  повышения  качества  образования  в  рамках  реализации  ста...

«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»

Внеурочная    деятельность    обучающихся.Организация    внеурочной   деятельности    школьников   в  рамках  ...

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...