Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО
методическая разработка по чтению

Клавцен Ольга Борисовна

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Слайд 2

Описать систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах Изучить научно-методическую литературу и нормативные документы по проблеме Выявить трудности в формировании составляющих элементов читательской компетентности и определить пути преодоления этих трудностей Представить конкретное содержание технологий, методов, приемов, направленных на формирование читательской компетентности Доказать состоятельность представленной системы работы позитивной динамикой результативности Цель педагогической деятельности Для этого необходимо решить следующие задачи:

Слайд 3

Формирование необходимого уровня читательской компетентности младших школьников Ведущая педагогическая идея

Слайд 4

Модель формирования читательской компетентности (ЧК) ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Предметная диагностика Эффективные методы и технологии формирования ЧК Этапы формирования ЧК . Классификация упражнений по формир . ЧК Способы формирования читательских умений Условия формирования ЧК: - Разв . творч . а кт. -Мотивация и по- знав.интерес

Слайд 5

Этапы формирования читательской компетентности 1 этап - подготовительный (1 класс ) – обучение детей читательской азбуке, восприятие содержания текста на слух, рассматривание книг, установление простейших взаимосвязей между их содержанием и оформлением, выделять заглавие книги, фамилии автора, чтение букв, слогов, слов, надписей. 2 этап - начальный (2 класс) - этап накопления детьми уровня минимального литературного развития; упражнения в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя; овладение умением сознательно воспринимать и воспроизводить тексты небольших литературных произведений; закрепление навыков техники чтения вслух и выразительности чтения. 3 этап основной (3 класс ) - э тап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, овладевающего приемами молчаливого чтения, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. 4 этап заключительный (4 класс ) - этап формирования читательских предпоч-тений и интересов; владение навыком молчаливого чтения, умение самостоятель -но действовать с книгой; углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Слайд 6

- личностно-ориентированная - сотрудничества - игровая - проектная деятельность - здоровьесберегающая - уровневая дифференциация - информационно- коммуникационная модульно-блочная информационная - словесные - наглядные - проблемного изложения - частично-поисковый - исследователь- ский практический -классно-урочная - индивидуальная - групповая парная - комбинированная технологии методы формы Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Урок – сказка Урок – экскурсия Урок – КВН Урок – соревнование Урок – исследование Урок – деловая игра, ролевая игра. Урок – инсценирование Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ; Ведение и изучение читательских дневников; Презентации по творчеству писателей; Проблемно- поисковые ситуации; Тесное сотрудничество со школьной библиотекой Семейное чтение.

Слайд 8

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Упражнения на развитие скорочтения Учебные проекты Читательская компетентность Упражнения на овладение техникой чтения Приёмы ТРКМ

Слайд 9

1. Формирование навыка чтения 2. Начитанность. 3. Умения работать с книгой 4. Навыки и умения собственно читательской деятельности Читательская компетентность 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения Этапы Класс Подготовительный 1 класс Начальный 2 класс Основной 3 класс Заключительный 4 класс

Слайд 10

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 11

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием Кто самый внимательный? Читай быстро целыми словами. козы - коса друг-враг ветер-вечер травы - травка След - следы дедушка-девушка ус крот брат вдруг хруст уж глаз волк гвоздь взять душ двор внук дрозд брат нос круг полк класс хвост рот порт гость гром взгляд рог стул крот треск дрожь день квас пень слон блеск петь двор день кран ткач 1 класс 2 класс односложные слова трехсложные и четырехсложные двусложные и трёхсложные слова с наращиванием однокоренные слова словосочетания и предложения слова-синонимы группа слов синонимов словосочетания с предлогом и без

Слайд 12

2. Упражнения, совершенствующие произношения 1 класс Упражнения отработка артикуляции отдельных звуков с разной интонацией в чтении букв парами в отчетливом произношении согласных в слове произношение скороговорок и чистоговорок 2 класс произношение слов произносится с заданием в произношении сочетаний звуков « чн » упражнения «говорите правильно и, а, э, у, ы и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и а - и, а - ы , о - ы , о - и, а - э, о – у. З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес. У Сени и Сани в гостях сом с усами. Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

Слайд 13

3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. 1 класс Упражнения в подборе обобщающего слова. Разделение слов на группы. Найти лишние слова коза корова, соловей, овца, сорока; заяц, огурец, капуста, ежик, горох; апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай . 2 класс - чтение текста про себя; - чтение из текста ответов на вопросы учителя; - подготовка вопросов по содержанию текста; - выборочное чтение; - выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения; - чтение нахождение выразительных средств языка; нахождение и чтение отрывков для подписей иллюстраций; нахождение и чтение отрывков по ролям. чиж, грач, сова, стриж, ласточка; ножницы, клещи, молоток, грабли, пила; шарф, варежки, шапка, пальто

Слайд 14

Виды работы со слоговыми таблицами 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Хоровое, индивидуальное чтение, предусматривающее повышение и понижение голоса. 2.Чтение с выделением ударных гласных. 3. Коллективное, групповое и индивидуальное выборочное чтение по заданию учителя. Работа над слоговым составом и значением слова: составление слов из элементов таблицы; завершение слова, которое начинается с элемента таблицы; подбор слова, содержащего элемент таблицы; пояснение значения полученного слова; составление с полученным словом словосочетания, предложения; Работа по формированию и развитию навыков звукового анализа. А О И Ы У А О О А И А Ы А У А А О Ы О А Ы И А О Ы А О У А О А О Ы И О А Ы И И А О Ы Ы А О И У А О Ы А О Ы И У О А Ы И У И А О Ы У Ы А О И У У А О Ы И

Слайд 15

Технология развития критического мышления Приёмы активного чтения «Чтение с пометами» «Толстые и тонкие вопросы» «Чтение с остановками» Приемы активизации ранее полученных знаний: «Ассоциация» «Ключевые слова» «Да – нетка », или Универсальная игра для всех Приемы графической организации учебного материала: «Составление кластера» «Перепутанные логические цепочки» Приемы, требующие творчества учащихся: « Синквэйн » и «Диаманта» « Цветопись » « Пятиминутное эссе» Методы и приемы, используемые при групповой работе: Метод «Шесть шляп критического мышления «Учебный мозговой штурм» «Письмо по кругу» Маркировочные таблицы: Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» " V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало

Слайд 16

Учебный проект “ Сказка нашего класса “ Предмет: литературное чтение. Тип проекта : творческий. Планируемый результат : ученики в паре с родителем оформляют страницу будущей книжки-малышки, согласно отрывку из текста, представляют ее классу. Учитель делает обложку. Цели : -образовательная – вызвать интерес к книге-источнику знаний, формировать речевые умения, обогатить речь учащихся, - воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, формирование социальной активности, - развивающая – расширять кругозор, развивать творческие способности.

Слайд 17

Проект «Любимая буква» Тип проекта: творческий, индивидуальный Планируемый результат : ученик создаёт страничку про любимую букву. Цели: учить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, развивать творческий потенциал, стремление к успеху, воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам. Материалы: бумага, альбом, краски, карандаши, фломастеры. Этапы работы над проектом 1этап. Подготовительный. Определение задачи проекта. 2. Задача: - Найти стихи, картинки, загадки, пословицы, поговорки про буквы. А затем оформить страничку. 2 этап. Планирование и организация деятельности. Обсуждение названия проекта. Направления работы: -выбрать букву; - найти стихи, загадки, пословицы и поговорки, другой материал. 3 этап. Выбор буквы. Оформление работы. 4 этап. Представление результатов, отчёт.

Слайд 18

класс Кол-во уч-ся Успеваемость по предмету (%) Степень обученности Кол-во учащихся, успевающих на «4» и «5» 2 класс 24 100% 67 % 16 ч. 3 класс 24 100% 75% 18 ч 4 класс 25 100% 80 % 20 ч. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Степень обученности учащихся за 3 года.

Слайд 19

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг .

Слайд 20

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты класс высокий уровень базовый уровень выше базового ниже базового 2 8 ч. 5 ч. 8 ч. 3 ч. 3 9 ч. 4 ч. 9 ч. 2 ч. 4 20 ч. 3 ч. 2 ч. 0 ч. Беглость чтения

Слайд 21

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты класс высокий базовый уровень выше базового ниже базового 2 6 ч. 6 ч. 10 ч. 2 ч. 3 9 ч. 3 ч. 10 ч. 2 ч. 4 14 ч. 2 ч. 9 ч. 0 ч. Правильность чтения

Слайд 22

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты класс высокий базовый уровень выше базового ниже базового 2 6 ч. 8 ч. 7 ч. 3 ч. 3 8 ч. 5 ч. 9 ч. 2 ч. 4 11 ч. 4 ч. 9 ч. 1 ч. Понимание прочитанного

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю....