ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
статья
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно одно: современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Михайлова,
учитель начальных классов
Муниципального образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом-школа №95», «Дом детства»,
г. Новокузнецк
Л.Б. Борисова,
воспитатель
Муниципального образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом-школа №95», «Дом детства»,
г. Новокузнецк
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно одно: современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.
Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование универсальных учебных действий в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Однако само понятие «ИКТ-компетентность» остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении?
На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В большинстве школ компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок, калькуляторов или проекторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме.
Таким образом, необходимо осуществить переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки ИКТ-компетентности, где конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания.
В связи с тем, ИКТ-компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде, формирование этого умения должно проходить на всех уроках в начальной школе, начиная с периода обучения грамоте. Наряду с обучением навыкам чтения и письма важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни.
В условиях МОУ «Детский дом-школа» были реализованы проекты в первом классе, способствующие формированию ИКТ-компетентности младших школьников в период обучения грамоте.
«Мой бейджик». На первом же школьном занятии в первом классе возникла необходимость учителя и обучающихся обращаться друг к другу, но они пока не знают, как кого зовут. Изготовление бейджиков с именами для всех обучающихся (и для учителя) – простой и естественный выход из сложившегося затруднения.
В ходе работы над бейджиком обучающиеся (с помощью учителя) учились печатать свое имя на клавиатуре компьютера и распечатывать карточку на принтере. Учитель, в свою очередь, узнал, знают ли ученики буквы своего имени.
К помощи в организации работы были привлечены специалисты, у которых не было занятий с детьми в первый учебный день, но в будущем они также должны были с ними активно работать: педагог-психолог и учитель-логопед.
Для изготовления бейджика заранее был заготовлен шаблон. Каждый ребенок с необходимой помощью учителя набирал свое имя на клавиатуре, после чего карточки распечатывались на принтере. Некоторые первоклассники на момент поступления в школу не знали букв, учитель выкладывал имя из карточек, после чего обучающийся набирал слово на клавиатуре компьютера по образцу.
На завершающем этапе обучающиеся вырезали заготовки и вставили их в специальные пластиковые карточки.
«Наш класс». Проект представляет собой разработку детьми брошюры с фотографиями и личными данными каждого обучающегося класса (фамилия, имя; день, месяц рождения).
Вначале каждый обучающийся вносил сведения о себе на свою личную страничку (учитель заранее заготовил шаблон страницы для каждого ученика). Затем обучающиеся поделились на пары и сфотографировали друг друга, после чего учитель перенес фотографии в компьютер. Следующей задачей становилось перемещение обучающимися фотографий на свою личную страничку (учитель оказывал индивидуальную помощь каждому ученику). На последнем этапе необходимо было продумать обложку для брошюры. Учитель совместно с обучающимися приняли решение, что обложкой для брошюры послужит общая фотография класса.
Работая над проектом, обучающиеся научились правильно печатать свое имя и фамилию, делать снимки цифровым фотоаппаратом, импонтировать цифровые фотографии в свой проект, распечатывать готовую работу.
«Азбука». Уже на первом году обучения можно ставить детям образовательные задачи, позволяющие получить не только фактические знания и сведения по изучаемым вопросам, но и анализировать и обобщать различную информацию, находить ее в разных источниках, самостоятельно работать по образцу и выполнять собственные творческие разработки. Все перечисленные виды деятельности возможны в проекте «Азбука». Идея проекта заключается в том, что во время букварного периода происходит многостороннее знакомство – от конструкции до звучания. Все, что дети узнают о буквах и звуках, находит отражение в «Азбуке», которую они проектируют. Таким образом, основные знания и умения, полученные детьми в первом полугодии, получают обобщение средствами информационных технологий.
Работа над проектом началась по истечении адаптационного периода, когда учитель уже владел информацией о том, сколько в классе читающих и нечитающих детей, и в соответствии с этим планировал свою работу.
Каждая страница «Азбуки» предполагала наличие пяти объектов:
- изображения прописной и строчной букв на шаблоне в косую линейку;
- изображения печатной буквы;
- иллюстрации предмета, чье название начинается на соответствующую букву;
- текста стихотворения о соответствующей букве;
- текста загадки, отгадка которой начинается на соответствующую букву.
Работа над страницей «Азбуки» начинается по мере изучения буквы.
Ребятам было предложено объединиться в группы, между которыми были распределены объекты страницы. При помощи Интернет-ресурсов и дополнительной литературы каждая группа готовила свой объект, после чего он вносился на заранее подготовленный шаблон страницы. По мере готовности страница распечатывалась и демонстрировалась всему классу.
После окончания букварного периода закончилась работа над проектом. Готовые страницы были пробрюшерованы в книгу. Своеобразной презентацией «Азбука» стал традиционный праздник «Прощай, азбука!», на котором дети читали стихи, выученные ими в ходе выполнения проекта, загадывали загадки, ребусы.
Применения ИКТ в рамках периода обучения грамоте в первом классе обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого обучающегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе периода обучения грамоте, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Список используемой литературы и источников:
- Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. – 183 с.
- Методические рекомендации. Использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе. [Текст] / Сост.: Кочегарова Л.В., И.Евгений Борисович, Гурова О.В. – Ю.-С., издательство СОИПиПКК, 2006. – 120 с.
- Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
- Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. Всероссийский Интернет-педсовет – http://pedsovet.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения. (Система Л.В. Занкова)»
Обобщение опыта воспитательной работы...
Формирование мотивации младших школьников в период обучения грамоте
Выступление на педагогическом форуме...
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной
Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...
Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)
В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС
Что делает человека человеком? Ответ на поставленный вопрос прост: человека делает человеком не сам головной мозг, а его свойства и способности. Эти свойства мы называем по-разному – мышление, у...
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, ...