Экологическая безопасность
методическая разработка (4 класс) по теме

Урок о правилах поведения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая безопасность

(интегрированный урок: «Мир вокруг нас» + математика + ОБЖ)

Цели урока: Учить применять знания о природе в новой ситуации; развивать речь путем беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование:

Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

  1. Сообщение темы, целей урока

- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность,

как мы связаны с окружающей средой.

- А еще будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

  1. Экологический рассказ

- Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде).

Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.

- Но начнем с нас. Послушайте экологический рассказ:

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Дети отвечают:

- Нельзя ходить в поход без взрослых.

- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

- Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.

- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

- Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

  1. Физкультминутка

                        Мы похлопаем в ладоши

                        Дружно, веселее.

                        Наши ножки постучали

                        Дружно, веселее.

                        По коленочкам ударим

                        Тише, тише, тише.

                        Наши ручки поднимайтесь

                        Выше, выше, выше.

                        Наши ручки закружились

                        Ниже опустились.

                        Завертелись, завертелись

                        И остановились.

  1. Экологические задачи

Задача 1

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?

Составляем краткую запись:

        3 чел. – 51 кг

        5 чел. - ?

Решение:        1) 51 : 3 = 17 (кг) – на одного человека

                2) 17 х 5 = 85 (кг) – на 5 человек

Ответ: На семью из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.

Составим обратные задачи:

  1. На 5 человек требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется для 3 человек?

5 чел. – 85 кг

3 чел. - ?

        85 : 5 х 3 = 51 (кг)

  1. На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?

3 ч – 51 кг

? – 85 кг

        85 : (51 : 3) = 5 (чел.)

- Сравните задачи. Что особенного вы заметили?

Задача 2

Вяз и клен выделяют в год 16 килограммов кислорода, клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? (Составить уравнение).

Решение:

        16 : 8 = 2 (кг) – выделяет клен

        2 х 7 = 14 (кг) – выделяет вяз

Ответ: Вяз выделяет 14 кг кислорода в год.

  1. Самостоятельная работа

Ученики выполняют упражнения № 400 (1) с. 104, № 402 (1 и 2 ст.)

  1. Отгадай слово. Выполни действия

Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочтешь слово:

        Л        940 : 2 + 600 : 12 = 520

        Г        560 : 6 + 90 х 8

        К        70 х 9 – 80 х 4 =

        О        170 х 3 х 0

        Э        60 х 8 х 40

        О        350 х 2 – 380 : 2

- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ.)

- Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)

  1. Проверь себя

Можно провести небольшой тест по вопросам раздела «Проверь себя» (стр. 34).

  1. Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку;

 П) загрязнение вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

  1. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

В) через воздух, воду, почву;

Р) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что такое экологическая безопасность?

    А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

    О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия окружающей среды.

          4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

             К) отойди в сторону;

             Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

        5. Как защититься от загрязненной воды?

              М) не пей грязную воду;

              Н) научись пользоваться бытовым фильтром.

        6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

            О) мой овощи и фрукты;

             А) пользуйся экологически чистыми продуктами.        

        7. Цепь загрязнения

            С) вытоптанные тропинки;

            З) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).

                - Какое слово получилось? (Слово «ПРОГНОЗ».)

        IX. Итог урока

        Важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу, относиться к ней бережно.

        X. Домашнее задание

            1. Записать в словарик значения слов «эколог», «прогноз»;

            2. Подготовить рассказ на тему «Экологические прогнозы».

Тесты по теме: Огонь, вода и газ

  1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01                        газовая служба

03                        пожарная охрана

04                        скорая помощь

  1. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который не можешь потушить самостоятельно?

А) убежать;

Б) закричать, позвать на помощь;

В) вызвать пожарных по телефону 01.

  1. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

А) нужно выйти и посмотреть, что горит;

Б) закрыть дверь и засунуть щели мокрыми тряпками;

В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

     4. В квартире прорвало трубу, что ты будешь делать прежде всего?

         А) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

        Б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

        В) выйти из квартиры.

     5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

          А) открыть окно;

          Б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;

          В) зажечь спичку.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Экологическая безопасность.Конспект урока

Для урока по окружающему миру....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

Тема: Экологическая безопасность.Цели:          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...