Экологическая безопасность
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок о правилах поведения в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая безопасность
(интегрированный урок: «Мир вокруг нас» + математика + ОБЖ)
Цели урока: Учить применять знания о природе в новой ситуации; развивать речь путем беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование:
Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками.
Ход урока
- Организационный момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- Сообщение темы, целей урока
- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность,
как мы связаны с окружающей средой.
- А еще будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
- Экологический рассказ
- Что такое экология? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде).
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.
- Но начнем с нас. Послушайте экологический рассказ:
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Дети отвечают:
- Нельзя ходить в поход без взрослых.
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
- Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.
- Экологические задачи
Задача 1
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?
Составляем краткую запись:
3 чел. – 51 кг
5 чел. - ?
Решение: 1) 51 : 3 = 17 (кг) – на одного человека
2) 17 х 5 = 85 (кг) – на 5 человек
Ответ: На семью из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.
Составим обратные задачи:
- На 5 человек требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется для 3 человек?
5 чел. – 85 кг
3 чел. - ?
85 : 5 х 3 = 51 (кг)
- На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?
3 ч – 51 кг
? – 85 кг
85 : (51 : 3) = 5 (чел.)
- Сравните задачи. Что особенного вы заметили?
Задача 2
Вяз и клен выделяют в год 16 килограммов кислорода, клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? (Составить уравнение).
Решение:
16 : 8 = 2 (кг) – выделяет клен
2 х 7 = 14 (кг) – выделяет вяз
Ответ: Вяз выделяет 14 кг кислорода в год.
- Самостоятельная работа
Ученики выполняют упражнения № 400 (1) с. 104, № 402 (1 и 2 ст.)
- Отгадай слово. Выполни действия
Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочтешь слово:
Л 940 : 2 + 600 : 12 = 520
Г 560 : 6 + 90 х 8
К 70 х 9 – 80 х 4 =
О 170 х 3 х 0
Э 60 х 8 х 40
О 350 х 2 – 380 : 2
- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ.)
- Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)
- Проверь себя
Можно провести небольшой тест по вопросам раздела «Проверь себя» (стр. 34).
- Что такое цепь загрязнения?
А) загрязняющие вещества попадают в реку;
П) загрязнение вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
- Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
В) через воздух, воду, почву;
Р) через воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое экологическая безопасность?
А) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
О) экологическая безопасность – это защита от вредного действия окружающей среды.
4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?
К) отойди в сторону;
Г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязненной воды?
М) не пей грязную воду;
Н) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
О) мой овощи и фрукты;
А) пользуйся экологически чистыми продуктами.
7. Цепь загрязнения
С) вытоптанные тропинки;
З) сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).
- Какое слово получилось? (Слово «ПРОГНОЗ».)
IX. Итог урока
Важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу, относиться к ней бережно.
X. Домашнее задание
1. Записать в словарик значения слов «эколог», «прогноз»;
2. Подготовить рассказ на тему «Экологические прогнозы».
Тесты по теме: Огонь, вода и газ
- Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
- Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который не можешь потушить самостоятельно?
А) убежать;
Б) закричать, позвать на помощь;
В) вызвать пожарных по телефону 01.
- Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
А) нужно выйти и посмотреть, что горит;
Б) закрыть дверь и засунуть щели мокрыми тряпками;
В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу, что ты будешь делать прежде всего?
А) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
Б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
В) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
А) открыть окно;
Б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04;
В) зажечь спичку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Внетабличное умножение и деление. Экологическая безопасность." 3 класс
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе....
Экологическая безопасность Земли.
Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....
Экологическая безопасность - урок окружающего мира
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....
Экологическая безопасность.Конспект урока
Для урока по окружающему миру....
Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"
Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....
Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"
Тема: Экологическая безопасность.Цели: 1. Познакомить детей терминами «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...
Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»
Актуальность проекта: Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...