Учебное занятие "Часовых дел мастер"
творческая работа учащихся (2 класс) по теме
Мероприятие проводилось во 2 классе (можно в 3 классе)
МБОУ Лицей № 87 всегда славился организацией единства учебной и воспитательной работы, поэтому единство учителя и воспитателя в педагогической деятельности воспринимается как норма на благо развития детей в одном классе. Образовательный процесс не имеет границы урочного и внеурочного времени. Опыт, обретённый на уроке, переносится на организацию во внеурочное время и наоборот. Поэтому «Урок XXI века» мы не можем рассматривать как интервал времени 45 минут, а воспринимаем его как «урок жизни в ситуации неопределённости». Если возникает проблема – учись её решать при любых обстоятельствах.
Система развивающего обучения (РО) Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова даёт технологически ответ на вопрос КАК научить ребёнка учиться. Одна из форм организации – проектная задача. Перелистывая страницы истории своего любимого города Нижнего Новгорода (2 класс), мы наталкиваемся на имя Ивана Кулибина.
Вопрос: кто такой? Чем знаменит? Возникает неопределённая ситуация: что делать, если у меня есть вопросы, если я хочу узнать, нужна ли мне помощь или я справлюсь сам.
И вот теперь начинается работа и для одного, и для всех – совместная работа.
Презентация – 45-50 минут
Подготовительный этап – 2 недели
Данное урочное занятие стало победителем (Диплом I степени) во Всероссийском профессиональном конкурсе для педагогов «Урок XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_xxi_veka.zip | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы предлагаем урочное занятие в виде презентации результатов проектной задачи на тему: «Часовых дел мастер».
(авторы Молькова Н.П., Марусина Н.Н.)
Уч.: Добрый день. Сегодня мы с вами вновь встречаемся на презентации групп по теме: (на доске)Механик Иван Кулибин. В течение двух недель группы готовили информацию об Иване Петровиче Кулибине. Давайте послушаем о готовности групп к презентации. (Представитель группы говорит о задаче группы и оценивает участие каждого в подготовительной работе) Спасибо группам. Можно начинать.
1 группа (сценическая роль – 5 уч.) Часовых дел мастер.
На экране вид Строгановской церкви, раздаётся музыкальный бой часов. Привлеченные звоном, нижегородцы( 3 девочки и два мальчика, один из них купец Костромин.) смотрят с восхищением на чёрный циферблат с ожившими золочёными стрелками.
Купец Костромин обращается к равнодушно проходящему Петру Кулибину:
- Сын-то! Сын-то твой!
Петр Кулибин:
- Совсем отбивается от отцовского дела, не хочет в лавке сидеть, всё мастерит что-то, деньги на книжки тратит. Нет, не будет проку от Ванюшки.
Уч. : Досадовал Пётр и не знал, что это именно он, его пятнадцатилетний Ванюшка, поправил часы на Строгановской колокольне. Не мог он и предполагать, что скоро его сын прославится на весь город, и будут его величать, несмотря на молодость, Иваном Петровичем.
Уходят.
Иван Кулибин сидит за столом и ремонтирует часы.
- Интересная вещь – часы с кукушкой. Соседа умолил дать на время, чтобы хорошенько рассмотреть. Всё разобрал по винтику, весь механизм изучил и снова собрал. Решил сделать такие же. Долго вырезал деревянные детали, прилаживал одну к другой, но... часы не работали. Эх, в часовом деле нужна точность, а как её достигнешь, если в руках только ножик?
Уч. : Побывал однажды Иван в Москве и там на Никольской улице, увидел часовую мастерскую. Долго не решался войти, но всё-таки поборол робость. Здесь, в мастерской, ему удалось обзавестись кое-какими инструментами. Дома он их отладил и сам принялся мастерить часы. А скоро во многих богатых нижегородских домах звонко закуковали деревянные кукушечки...(звон кукушки на часах)
Уч.: К этому времени отец его умер, мучная лавка была закрыта. Иван завёл в городе часовую мастерскую, женился от заказов отбою не было, в доме появился достаток. Но не таков был Иван Кулибин, чтобы довольствоваться этим. Задумал он сделать часы, каких ещё никто не видывал в России.
2 группа. Часы-яйцо (техническое направление)
1. История создания часов
1 ученик:
Приятель отца- купец Костромин считал: надо сделать диковинную вещь и при случае подарить её какой –нибудь высокопоставленной особе, чтобы получить её расположение.
2 ученик:
Кулибин переселился в дом Костромина на полное его содержание и работал с утра и нередко до поздних часов ночи. В разгар работы разнеслось известие, что императрица Екатерина II отправляется путешествовать по Волге и непременно на пути побывает в Нижнем Новгороде. В тот день, когда императрица принимала именитых нижегородцев, среди прочих гостей были купец Костромин и часовых дел мастер Иван Кулибин.. Императрице были поднесены диковинные часы.
2. Механизм работы часов
3 ученик:
Знаменитые кулибинские часы в форме гусиного яйцаисполняли в полдень музыку, сочинённую самим Кулибиным. В них был встроен механизм театра-автомата: ежечасно растворялись царские врата, по сторонам которых стояли два воина с копьями, открывались двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень от гроба Господня отваливался, стража падала ниц, а через полминуты появлялись жёны-мироносицы, и куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», после чего двери опять закрывались. В настоящее время часы хранятся в Эрмитаже.
- Ребята представляют свою работу модель часов.
Уч.: С этого времени судьба нижегородского часового мастера круто переменилась: он был взят в Петербург и зачислен на службу главным механиком всех мастерских Академии наук с казённой квартирой и 350 рублями жалованья в год. Очень трудолюбивый, аккуратный, он образцово поставил работу мастерских. Казалось бы, о чём ещё мечтать нижегородскому посадскому человеку? Но Кулибин не был счастлив. Можно даже сказать, что именно в Петербурге начались его бесконечные мытарства. Императрице и её придворным он был нужен для устройства всяких затей: фейерверки, иллюминация. А ему хотелось сделать что-то серьёзное и полезное людям.
3 группа.(работа с бумагой и картоном)
Перекидной мост через Неву
1. История создания моста.
1 ученик
Приехав в Петербург, Кулибин видит, какие неудобства терпят жители. Люди переплывают через широкую и глубокую Неву на лодках или перебираются по шаткому наплавному мосту, который в ледоход убирается.
2 ученик:
Несколько лет Кулибин вычерчивает и высчитывает и, наконец, строит модель моста. Мост должен перекинуться с одного берега на другой 300-метровой деревянной дугой. Испытания проходят удачно. (слайд моста.)
3 ученик:
Рассказ об испытаниях по слайду
4 ученик:
Рассказ о собственной модели моста по проекту Кулибина.
Уч. : Царица награждает механика. Медалью с Андреевской лентой.. Но проходит год, другой, а модель всё ещё стоит во дворе академических мастерских. Так и простояла там целых семнадцать лет, пока не последовалприказ перевезти её в Таврический сад и перебросить через канаву. Тем и кончилось дело...
4 группа (техническое направление) Самокатка.
В 1791 году Кулибин изобрёл «самокатку».
Это не велосипед, а скорее экипаж, но для индивидуального пользования. И хотя он не был первооткрывателем (в России первым самодвижущуюся повозку изобрёл крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков, о чём Кулибин не знал),работал он над этим проектом увлечённо. Изобретатель проектировал одновременно трёхколёсную и четырёхколёсную самокатку. Это очень красивое и и затейливое изобретение. Длина самокатки предполагалась трёхметровой, скорость передвижения – около тридцати километров в час.
Дети показывают и рассказывают о своей модели.
Уч: Но самокатке не суждено было появиться на свет. Так решил изобретатель. Он уничтожил своё изобретение, потому что не хотел становиться в ряд со всеми теми изобретателями, которые угождали вкусам богатых праздных бездельников
5 группа (техническое направление) Оптический телеграф.
В 1793 году Кулибин получил от императрицы задание: сделать оптический телеграф. Это простое приспособление из трёх досок: одной длинной и двух коротких, которые могли принимать разные положения. Каждое положение соответствовало слогу или букве. Принцип сигнализации был заимствован у француза Клода Шаппа, а приводная конструкция для перемещения частей аппарата разработана Кулибиным совершенно самостоятельно. Передачу слов он производил по частям, разбивая их на однозначные и двузначные слоги. Такой способ был между «алфавитным» и «цифровым» и очень сложен , по тому времени , для декодирования.
Уч.: Проект телеграфа много лет пролежал в министерстве, все о нём позабыли. А спустя несколько десятилетий в России был установлен телеграф такого же типа, но построили его уже теперь французы, и за это им было выплачено 120 тысяч рублей золотом.
После смерти Екатерины II о Кулибине почти не вспоминали .Он понимал, что ему придётся вернуться в Нижний Новгород. Для изобретателя это было смерти подобно.
И всё-таки Кулибин не хочет предаваться отчаянию. Мысль об изобретении самоходного судна захватывает его. Как вы думаете, почему?(С детства ему в душу запал протяжный стон бурлаков) Не верил нижегодский люд в то , чтобы судно своим ходом против течения шло, а оно уже идёт мимо Мочального острова к Стрелке.
Но не хотели строить такие суда. Проект остался в Петербурге без ответа, а судно простояло у берега до самой смерти механика, а потом было продано на дрова.
6 группа(репортаж). Памяти Кулибина.
Так и прошла его жизнь в постоянном, но неоценённом труде. Только в наше время, когда учёные достали из архивов уцелевшие проекты Кулибина, разобрали его чертежи, стало ясно, какой светлый ум был у этого человека, какая смелость и простота замыслов! Его мысль шла впереди своего времени. В крепостной России он оказался нужен только для устройства придворных затей и не дождался исполнения ни одной своей серьёзной идеи.
В нашем городе есть памятные места, с которых мы и ведём свой репортаж(дети предоставили видеосъёмки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"
Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебн...
Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"
В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....
мастер-класс" Эмоционально-нравсвенное и эстетическое переживание как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения".
Цель: показать влияние эмоционально-нравственного и эстетического переживания на чувственное восприятие.Задачи: - совершенствовать умение выражать свои чувства, настроения, мысли в творчес...
Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"
1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ «ГОРОД МАСТЕРОВ" 2 класс
Материалы "Рабочей программы" помогут учителю организовать работу учащихся во внеурочное время. Эта программа продолжение занятий, проводимых в 1 классе. Шесть разнообразных разделов,...
Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...