Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"
методическая разработка на тему

Цыркунова Надежда Ефимовна

                     Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебный мозговой штурм» (УМШ).

                      Цели: познакомить с психолого–педагогическими особенностями, технологией проведения УМШ,

 - побуждать коллег применять данный метод на уроках и во внеурочной деятельности  для развития творческого мышления учащихся,

 - показать пример практического применения УМШ на уроке литературного чтения во 2 классе.                                          

                 Метод и термин были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение»  за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.cyrkunova_n.e..ppt596 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс. Педагогический приём «Учебный мозговой штурм» Подготовила Цыркунова Надежда Ефимовна, Учитель начальных классов. МОУ «Большеокинская СОШ».

Слайд 2

Цель и принципы УМШ: Основная цель – развитие творческого стиля мышления. Принципы педагогической техники: Свобода выбора Открытость Деятельность Обратная связь Высокий КПД.

Слайд 3

Этапы проведения УМШ. 1этап. Создание банка идей. 2 этап. Анализ идей. 3 этап. Обработка результатов

Слайд 4

Задача для УМШ должна быть : исследовательской; творческой; интересной для учащихся; иметь большое число возможных решений.

Слайд 5

Область применения УМШ История, литература, физика, химия, физкультура, технология, геометрия, биология, ОБЖ, экономика, внеурочная работа.

Слайд 6

Применение УМШ на практике. Литературное чтение. 2 класс. Как помирить братьев? Предложите возможные варианты, как братья могут запастись водой и больше не ссориться.

Слайд 7

Выкопать колодец. Построить водокачку. Привезти из соседней деревни. Запасти в бочку. Провести водопровод. Протянуть шланг. Перегородить реку. Эврика!

Слайд 8

Как помирились братья.

Слайд 9

Рефлексия Мне понравилось решение, которое предложил ____________________________ оно было ____________________ Оценка своей работы Моё решение было: ( удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, __________________________________ ).

Слайд 10

Самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе группы

Слайд 11

Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Раздел Ι. «Введение» (обоснование выбора темы, ведущая идея)

                     Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебный мозговой штурм» (УМШ).

                      Цели: познакомить с психолого–педагогическими особенностями, технологией проведения УМШ,

 - побуждать коллег применять данный метод на уроках и во внеурочной деятельности  для развития творческого мышления учащихся,

 - показать пример практического применения УМШ на уроке литературного чтения во 2 классе.                                          

                 Метод и термин были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение»  за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.

                       

Раздел ΙΙ  «Основная часть» (описание опыта в связи с обозначенной идеей)

                       Одной из составляющих деятельностного подхода является проектная технология. Реализация любого проекта начинается с создания банка идей,  УМШ позволяет сделать эту работу эффективной, интересной и творческой.

Мозговой щтурм -  это способ поиска новых идей.

                     Основная цель метода – развитие творческого, аналитического  мышления.

                     Актуальность метода заключается в том, что при его применении реализуются три основных направления, обозначенные в новых образовательных стандартах:

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход;

-развитие коммуникативных способностей.

Учащиеся тренируются чётко и кратко выражать свои мысли и анализировать их, учатся слушать и слышать друг друга. Для мониторинга результатов применяю следующую таблицу:

Навык

Даша

Данил

Вероника

Высказывает много идей и предоставляет соответствующую информацию

Делится мыслями, только когда спрашивают

{0>Has lots of good ideas<}0{>Имеет множество хороших мыслей

Делится некоторыми мыслями, могла бы говорить увереннее

Побуждает других высказывать свои мысли

{0>Not observed<}0{>Не наблюдала

Не наблюдала

Умело расспрашивает ребят  о том, что они думают

Баланс слушаю-говорю

В основном слушает

Говорит намного больше, чем слушает

оптимальный

Внимательно относится к чувствам и мыслям окружающих

{0>Not observed<}100{>Не наблюдала

Иногда

оптимально

                       Для проведения УМШ выбирается задачи, которые должны быть интересными для учащихся, исследовательскими, иметь большое количество возможных решений. Задачи можно брать  из любой области знаний. Решение таких задач даёт новые подходы к изучению темы.

Признаки основополагающих вопросов:

Хорошие вопросы таковы:

Побуждают школьников:

- не имеют однозначного ответа,

- полны смысла и значения,

- приглашают исследовать новые идеи.

- находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации: оценивать, складывать в единую картину (синтезировать), анализировать.

                         Этапы УМШ и их цели:

*Создание банка идей

Цель: наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».

*Анализ идей

Цель: рассмотреть критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможность усовершенствовать эту идею или как применить её в других условиях.

*Обработка результатов

Цель: выбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть).

Раздел ΙΙΙ «Заключение» (основные выводы, самооценка, рефлексия)

 В обычных условиях урока творческая активность учащихся часто сдерживается психологическими, социальными, педагогическими барьерами. Проведённый анализ показал, что при использовании УМШ активность значительно возрастает, в работу включаются даже слабые ученики и те ребята, у которых индивидуальный ответ вызывает волнение.

         

 На этапе рефлексии происходит развитие умения выполнять самооценку успешности своего участия в коллективной работе группы по следующим параметрам:

                          В ходе мозгового штурма уч-ся могут продемонстрировать, что они знают по обсуждаемым проблемам, мозговой штурм призван «заставить» уч-ся задуматься над возможными решениями задачи, поставить в ситуацию «кризиса» размышлений. При этом происходит овладение навыками общения, обеспечивающее активное участие каждого обучаемого в создании банка идей и их анализе; вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения. Эта информация помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся.

                        УМШ – это перспективная форма учебной деятельности применимая к любым возрастам, если учителю, конечно, развивать творческие способности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»

Одной из главных задач начальной школы является формирование и со­вершенствование навыка чтения, опре­деляемого как автоматизированное уме­ние воспринимать, озвучивать и осмыс­ливать читаемое.Исследуя...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...

Мастер - классе по педагогической мастерской Обучение на основе учебной ситуации

ФГОС вводит новое понятие  - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные у...

Мастер-класс «Психолого -педагогическое сопровождение детей с академическими трудностями»

В мастер-классе  рассматривается психолого - педагогическое сопровождение  детей категории ДАТ.Формы работы с данной категорией детей направленные на повышение мотивации, стимулирования дете...

Мастер-класс "Три педагогические технологии для повышения мотивации на внеурочных занятиях по этноэкологии"

Данный мастер-класс показывает, как можно использовать педагогические технологии для повышения экологической и этноэкологической культуры школьников младшего возраста....