Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"
методическая разработка на тему
Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебный мозговой штурм» (УМШ).
Цели: познакомить с психолого–педагогическими особенностями, технологией проведения УМШ,
- побуждать коллег применять данный метод на уроках и во внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся,
- показать пример практического применения УМШ на уроке литературного чтения во 2 классе.
Метод и термин были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение» за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.cyrkunova_n.e..ppt | 596 КБ |
opisanie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и принципы УМШ: Основная цель – развитие творческого стиля мышления. Принципы педагогической техники: Свобода выбора Открытость Деятельность Обратная связь Высокий КПД.
Этапы проведения УМШ. 1этап. Создание банка идей. 2 этап. Анализ идей. 3 этап. Обработка результатов
Задача для УМШ должна быть : исследовательской; творческой; интересной для учащихся; иметь большое число возможных решений.
Область применения УМШ История, литература, физика, химия, физкультура, технология, геометрия, биология, ОБЖ, экономика, внеурочная работа.
Применение УМШ на практике. Литературное чтение. 2 класс. Как помирить братьев? Предложите возможные варианты, как братья могут запастись водой и больше не ссориться.
Выкопать колодец. Построить водокачку. Привезти из соседней деревни. Запасти в бочку. Провести водопровод. Протянуть шланг. Перегородить реку. Эврика!
Как помирились братья.
Рефлексия Мне понравилось решение, которое предложил ____________________________ оно было ____________________ Оценка своей работы Моё решение было: ( удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, __________________________________ ).
Самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе группы
Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Раздел Ι. «Введение» (обоснование выбора темы, ведущая идея)
Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебный мозговой штурм» (УМШ).
Цели: познакомить с психолого–педагогическими особенностями, технологией проведения УМШ,
- побуждать коллег применять данный метод на уроках и во внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся,
- показать пример практического применения УМШ на уроке литературного чтения во 2 классе.
Метод и термин были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение» за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.
Раздел ΙΙ «Основная часть» (описание опыта в связи с обозначенной идеей)
Одной из составляющих деятельностного подхода является проектная технология. Реализация любого проекта начинается с создания банка идей, УМШ позволяет сделать эту работу эффективной, интересной и творческой.
Мозговой щтурм - это способ поиска новых идей.
Основная цель метода – развитие творческого, аналитического мышления.
Актуальность метода заключается в том, что при его применении реализуются три основных направления, обозначенные в новых образовательных стандартах:
-деятельностный подход;
-личностно-ориентированный подход;
-развитие коммуникативных способностей.
Учащиеся тренируются чётко и кратко выражать свои мысли и анализировать их, учатся слушать и слышать друг друга. Для мониторинга результатов применяю следующую таблицу:
Навык | Даша | Данил | Вероника |
Высказывает много идей и предоставляет соответствующую информацию | Делится мыслями, только когда спрашивают | {0>Has lots of good ideas<}0{>Имеет множество хороших мыслей | Делится некоторыми мыслями, могла бы говорить увереннее |
Побуждает других высказывать свои мысли | {0>Not observed<}0{>Не наблюдала | Не наблюдала | Умело расспрашивает ребят о том, что они думают |
Баланс слушаю-говорю | В основном слушает | Говорит намного больше, чем слушает | оптимальный |
Внимательно относится к чувствам и мыслям окружающих | {0>Not observed<}100{>Не наблюдала | Иногда | оптимально |
Для проведения УМШ выбирается задачи, которые должны быть интересными для учащихся, исследовательскими, иметь большое количество возможных решений. Задачи можно брать из любой области знаний. Решение таких задач даёт новые подходы к изучению темы.
Признаки основополагающих вопросов:
Хорошие вопросы таковы: | Побуждают школьников: |
- не имеют однозначного ответа, - полны смысла и значения, - приглашают исследовать новые идеи. | - находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации: оценивать, складывать в единую картину (синтезировать), анализировать. |
Этапы УМШ и их цели:
*Создание банка идей
Цель: наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».
*Анализ идей
Цель: рассмотреть критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможность усовершенствовать эту идею или как применить её в других условиях.
*Обработка результатов
Цель: выбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть).
Раздел ΙΙΙ «Заключение» (основные выводы, самооценка, рефлексия)
В обычных условиях урока творческая активность учащихся часто сдерживается психологическими, социальными, педагогическими барьерами. Проведённый анализ показал, что при использовании УМШ активность значительно возрастает, в работу включаются даже слабые ученики и те ребята, у которых индивидуальный ответ вызывает волнение.
На этапе рефлексии происходит развитие умения выполнять самооценку успешности своего участия в коллективной работе группы по следующим параметрам:
В ходе мозгового штурма уч-ся могут продемонстрировать, что они знают по обсуждаемым проблемам, мозговой штурм призван «заставить» уч-ся задуматься над возможными решениями задачи, поставить в ситуацию «кризиса» размышлений. При этом происходит овладение навыками общения, обеспечивающее активное участие каждого обучаемого в создании банка идей и их анализе; вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения. Эта информация помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся.
УМШ – это перспективная форма учебной деятельности применимая к любым возрастам, если учителю, конечно, развивать творческие способности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»
Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.Исследуя...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...
Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...
Мастер - классе по педагогической мастерской Обучение на основе учебной ситуации
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные у...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии»
Из опыта работы...
Мастер-класс «Психолого -педагогическое сопровождение детей с академическими трудностями»
В мастер-классе рассматривается психолого - педагогическое сопровождение детей категории ДАТ.Формы работы с данной категорией детей направленные на повышение мотивации, стимулирования дете...
Мастер-класс "Три педагогические технологии для повышения мотивации на внеурочных занятиях по этноэкологии"
Данный мастер-класс показывает, как можно использовать педагогические технологии для повышения экологической и этноэкологической культуры школьников младшего возраста....