Образовательна программа "Гидроэкология для детей"
методическая разработка по теме
Авторская программ "Гидроэкология для детей" рассчитана на школьников младших классов, в которой заложен пронцип взаимосвязи организма с окружающей водной средой и влияния антропогенного фактора на водную среду. На занятих дети знакомятся с водным миром рек,морей и океанов, и водными объектами, которые живут в этих водоемах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Детский эколого - биологический центр г. Ростова-на-Дону
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГИДРОЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Программа для детей 7- 11 лет .
Срок реализации 3 года.
Педагог высшей категории
Попивненко Татьяна Мардиросовна
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание
1. Пояснительная записка..................................................................................................................3
2.Учебно-тематический план и содержание тем 1-го года обучения............................................9
3.Учебно-тематический план и содержание тем 2-го года обучения..........................................14
4.Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения................................................21
5. Отслеживание эффективности и результативности программы..............................................29
6. Перечень необходимого наглядного, раздаточного и дидактического материалов...............33
7. Литература.....................................................................................................................................35
8. Приложения...................................................................................................................................36
- 2 -
«Человека называю властелином природы,
но мудрость, с которой мы властвуем,
от о природы, не дается, этому надо учиться».
Н.И. Лобачевский
- 1. Пояснительная записка.
Образовательная программа «Гидроэкология для детей» рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, изучающих окружающей мир и естествознание в школе. Программа позволяет в доступной форме познакомить детей с водным миром нашей планеты, а также с экологическими и рыбохозяйственными проблемами реки Дон и Азово — Черноморского бассейна.
Авторская программа построена на конкретном многолетнем педагогическом опыте работы в сфере дополнительного образования, что
позволяет обеспечить полноценный образовательный процесс экологической
направленности.
В основу индивидуальной программы «Гидроэкология для детей» положен экологический принцип взаимосвязи организма с окружающей водной средой и влияния антропогенного фактора на водную среду.
Актуальность программы.
В настоящее время экологическое воспитание детей на базе естественнонаучных знаний приобретает весьма важное значение. Интегрированная в науку система дополнительного экологического образования способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей и созданию условий для их самореализации и самоопределения личности.
По мнению рецензента программы « Гидроэкология Донского края »
к.б.н. Е.М. Саенко: «Данную работу можно успешно использовать не только на занятиях кружка «Юный гидроэколог», но и рекомендовать для дополнительных занятий в общеобразовательной школе».
-3-
Особенности программы.
За основу программы «Гидроэкология для детей» взята авторская программа «Гироэкология Донского края», которая получила положительную рецензию к.б.н. Е.М. Саенко и докт.биол.наук Н.А.Абросимовой: «Несомненным достоинством программы является то, что на примере гидробиологии пресных вод автором в доступной для школьников форме реализуется последовательно системный подход к формированию современных знаний по экологии. Программа представляет бесспорную теоретическую и практическую ценность с точки зрения экологического воспитания».
В 2000 году программа «Гидроэкология Донского края» получила диплом лауреата Областного конкурса авторских программ. Программа первоначально была рассчитана на один год обучения. Впоследствии она была дополнена и расширена двумя блоками: «Тайны водного мира » - 1-ый год обучения и «Флора и фауна водоемов» - 2-ой год обучения. Созданию программы «Гидроэкология для детей» предшествовал семилетний научно-исследовательский и практический опыт работы по подготовке и апробации новых технологий (в том числе проектной и компьютерной) среди обучающихся лицея №20 Первомайского района.
ЦЕЛЬ:
сформировать у обучающихся целостную картину водного мира природы родного края; нашей планеты; о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую водную среду и мерах охраны вод и рыбных запасов.
ЗАДАЧИ:
а)пополнить разносторонние сведения о водном мире природы родного края, нашей планеты, тесных экологических связях, существующих в водной среде;
б)обучить основным экологическим понятиям и культуре поведения в природе;
в)вовлечь каждого кружковца в активный познавательный процесс;
г)развивать умение самостоятельно мыслить и расширять свой кругозор при выполнении проектных, опытных и научно-исследовательских работах;
д)умение быть терпимым и уважительным к чужому мнению;
-4-
е)бережно относиться к растительному и животному миру водоемов;
ж)пропагандировать охрану вод и рыбных запасов среди населения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ.
Программа « Гидроэкология для детей » рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, когда познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы.
Наблюдая и исследуя окружающий мир, ребенок делает для себя открытия о многогранных связях человека с природой и влиянии человека на природу.
В младшем школьном возрасте дети особенно чувствительны к восприятию таких общечеловеческих ценностей как красота, одухотворенность и совершенство мира природы.
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Занятия по программе 1-го года обучения блок №1 «Тайны водного мира» проводятся два раза в неделю по 2 часа (общее количество часов за год 144). Занятия по программе 2-го года обучения блок №2 «Флора и фауна водоемов» (216 часов) и 3-го года обучения блок №3 «Водные просторы родного края» (216 часов) проводятся три раза в неделю по два часа. Во время обучения большое внимание уделяется экскурсиям, учебно - экологическим тропам, проектным и исследовательским работам.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
На первом году обучения (блок №1 «Тайны водного мира») дети знакомятся с водным миром нашей планеты и ее обитателями. Узнают о свойствах воды и её значении в природе и в жизнедеятельности человека. Совершают сказочное путешествие с капелькой (круговорот воды в природе). Знакомятся с морями по цвету, понятиями «водоросли», «беспозвоночные животные» и «морские млекопитающие».
- 5 -
Узнают, как и где зарождалась жизнь на нашей планете, и как шло развитие животного мира на Земле.
На практических занятиях обучающиеся проводят опыты с водой, водными растениями и животными, увиденные объекты зарисовывают в альбомы. В процессе обучения дети учатся пользоваться лупой, микроскопом, таблицами, иллюстрациями и определителями. На экскурсиях на природе дети наблюдают за растительным и животным миром наших водоемов. В сквере «Мира» старшие кружковцы проводят учебно - экскурсионную экологическую тропу, которую разработали сами, для младших детей, где знакомят их с высшими растениями и цветами сквера, рассказывают о них легенды и мифы, и в игровой форме обучают кружковцев экологическим знакам и экологической культуре поведения на природе.
На втором году обучения (блок № 2 «Флора и фауна водоемов») кружковцы подробно знакомятся с водным миром ручьев, прудов и рек, понятиями «продуценты , консументы, сапрофиты», «Экосистема пруда» и «Загрязнение водоемов». Обучающиеся более подробно узнают о морских богатствах океана: ихтиофауне коралловых рифов и о «царстве морских глубин». Составляют мини - проекты по теме: «Как сохранить океан» и другие.
Практические занятия проходят в атмосфере творчества (рисунок, лепка, аппликация), с использованием проектной деятельности, где ребенок может реализовать свои способности и потенциал личности. Для доступного усвоения данного материала применяется игровая форма: викторины, кроссворды . В весенне-летний период обучающиеся посещают зоопарк, ботанический сад, Областной музей краеведения и водоемы в городской черте.
На третьем году обучения (блок № 3 «Водные просторы родного края»)
обучающиеся подробно знакомятся с обитателями реки Дон и особенностями Азово- Черноморского бассейна, с его легендами и мифами. Дети получают углубленную информацию о хрящевых, осетровых и промысловых рыбах данного бассейна. Знакомятся с Красной книгой Ростовской области.
На практических занятиях большое внимание уделяется определению моллюсков, рыб из проб с использованием определителей,таблиц, открыток-
иллюстраций, просмотру видеофильмов по изучаемым темам, изготовлению
наглядных пособий с применением природного материала (коллективное панно «Осетровые рыбы» и т.д.). Обучающиеся в конце года принимают участие в коллективной проектной работе «По страницам Красной книги Ростовский области», где они самостоятельно подбирают литературу и учатся делать мини-доклады, с использованием компьютера и интерактивной доски.
- 6 -
Отдельные темы: «Рапана — путешественница», « Фонтаны в городской среде», «Улицы Ростова, названные в честь естествоиспытателей» - разрабатываются для научно-исследовательских работ, а результаты - как основа для реферативных докладов на конференциях.
ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМЫ и МЕТОДЫ.
При составлении программы «Гидроэкология для детей» учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования».
Основным становится принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний в различных областях науки. Так, изучая водную среду обитания, затрагиваются знания из области зоологии, ихтиологии гидробиологии, биологии и географии, что создает у младших школьников представление о природе, как о целом организме, где все взаимосвязано и все взаимодействуют.
При составлении программы использовался принцип спиралевидности (витков спирали) от простого этапа к сложному этапу. Так, изучая тему «Знакомство с обитателями водоемов», на первом этапе дети получают знания о растениях и животных водоемов, а на втором этапе (более сложном витке спирали) они знакомятся с понятиями «Пищевая цепь питания», «Сообщества», «Экосистема».
При конструировании содержания программы применялся принцип технологии личностно-ориентированного обучения, «создание ситуации успеха», при котором между педагогом и детьми устанавливается форма диалога, обучающимся предоставляется творческая свобода (выбор тем проектов, рисунков, таблиц и т.д.), сотрудничество между педагогом, детьми и их родителями.
Методика проведения занятий с обучающимися содержит наблюдение, проведение и описание опытов, беседы, дидактические игры, творческие занятия, просмотр видеофильмов, прослушивание магнитофонных записей с голосами птиц и животных, проектные работы с использованием компьютера - все это позволяет создать в детском коллективе атмосферу увлеченности и самореализации каждого кружковца.
Большое значение в кружковой работе отводится экскурсионным мероприятиям: посещение музеев, театров, выставок, ботанического сада,
зоопарка, экологических троп, водоканала, водоемов и рыбоводных заводов. В процессе этих экскурсионных занятий обучающиеся лучше представляют историю родного края, ее растительный и животный мир, знакомятся с рыбоводными достижениями, с деятельностью учёных и принимают участия
- 7 -
в природоохранных мероприятия.
В структуру программы входят экологические праздники «Всемирный день моря», «Всемирный день защиты морских млекопитающих», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др., сюжетно-ролевые игры, викторины и экологические акции, которые способствуют самореализации личности ребенка, развитию творческой активности, воображения, что, впоследствии, формирует у кружковцев такие качества, как толерантность, коллективизм, дружба, взаимовыручка и личная ответственность за общее дело.
-8-
- 2.Учебно-тематический план и содержание тем 1-го года обучения.
Блок «Тайны водного мира».
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Голубая планета Земля: 2.1.Земля глазами древних людей. 2.2.Как человек открывал Землю. | 8 4 4 | 4 2 2 | 4 2 2 |
3. | Загадочный мир воды: 3.1.Роль воды в жизни живой природы. 3.2.Свойства воды. 3.3.Путешествие капельки. 3.4.Моря по цвету. | 28 4 8 12 4 | 12 2 4 4 2 | 16 2 4 8 2 |
4. | Знакомство с обитателями водоемов: 4.1.Водоросли. 4.2.Беспозвоночные животные. 4.3.От рыб до водных млекопитающих. | 96 4 14 78 | 38 2 12 24 | 58 2 2 54 |
5. | Развитие животного мира на Земле. 5.1.Древние обитатели морского дна. 5.2.От древних рыб до динозавров. | 8 2 6 | 4 - 4 | 4 2 2 |
6. | Итоговое занятие: | 2 | - | 2 |
Итого : | 144 | 58 | 86 |
-9-
Программа 1-го года обучения.
Блок «Тайны водного мира».
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ .(2 ч.)
Знакомство с детским коллективом и его интересами. План работы на год.
Проведение инструктажа по технике безопасности. Демонстрация альбомов, фотографий, коллекций и поделок из природного материала, сделанных кружковцами прежних лет. Понятия «Экология»и «Гидроэкология».
2.ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.(8 час.4/4).
2.1.Земля глазами древних людей.(4 час. 2/2).
Представление древних людей о форме Земли на примере мифов Древней
Индии и Древней Руси.
2.2. Как человек открывал Землю. (4 час. 2/2).
На чем стоит Земля, как ее открывали. Пробуждение Земли. Мифы и сказания.
Практическая часть:
Зарисовываем Землю в представлении древних и современных людей.
Работа с пластилином: модель Земли в древнеиндийском и древнерусском представлении, современная форма Земли.
3.ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ВОДЫ. (28 час. 12/16).
3.1.Роль воды в жизни живой природы. (4 час.2/2).
Значение воды в жизни растений, животных и человека. Три состояния воды в природе.
3.2.Свойства воды. (8 час.4/4).
Практическая часть:
Опыты по изучению свойств воды (запах, цвет, вкус, форма, смачивание , очищение и испарение). Зарисовка в тетрадь. Уход за комнатными растениями. Влияние воды на комнатные растения.
-10-
3.3.Путешествие капельки. ( 12 час. 4/8).
Круговорот воды в природе. Сказка о небесном путешествии капельки. Значение слов дождь и роса.
Практическая часть:
Экскурсия на природу: «Наблюдение за облаками», «Наблюдение за дождем». Зарисовка и фиксация увиденного в тетрадь наблюдений.
Зарисовка сказочного путешествия капельки (круговорот воды в природе).
3.4.Моря по цвету. (4 час. 2/2).
Белое, Черное, Красное и Желтое моря. Их характеристики и особенности.
Легенды и мифы о морях.
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «Море». Зарисовка обитателей моря.
4. ЗНАКОМСТВО С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМОВ (96 час.38/58).
4.1.Водоросли. (4 час.2/2).
Роль водорослей в водоемах. Микро- и макро- водоросли. Их роль в природе.
Практическая часть:
Наблюдение за водорослями в аквариуме и зарисовка их в тетрадь.
4.2.Беспозвоночные животные. (14 час. 2/12).
Ракообразные обитатели пресных и морских вод, на примере речного рака и краба. Моллюски пресноводные и морские, на примере катушки и рапаны. Кто такие насекомые, и почему их так зовут? Стрекозы и комары — выходцы из воды. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Развитие насекомых на примере комара. Рассказы и мифы о насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Практическая часть:
Наблюдение за моллюсками в аквариуме, изучение и зарисовка раковин речных и морских моллюсков. Просмотр видеофильма о насекомых. Аппликация из бумаги «Подводный мир». Игра «Поле чудес» по теме «Насекомые воды».
-11-
4.3.Позвоночные: от рыб до млекопитающих. (78 час. 24/-54).
Древние рыбы морей и океанов. Пресноводные и морские рыбы. Электрические рыбы. Экзотические рыбы тропических морей. Рыбы гиганты и карлики. Забота о потомстве. Выживание и защита. Аквариумные рыбки. Акклиматизация рыб. Знакомство с амфибиями. Гиганты и карлики среди земноводных. Рассказы о земноводных. Пресмыкающиеся. Их сходство и отличие от амфибий. Крокодил-гигантские древние животные. Крокодиловые фермы. Морские змеи. Рассказы о морских черепахах. Многообразие птиц. Биология и строение птиц. Особенности строения клюва и ног у водоплавающих птиц. Что и как едят водоплавающие птицы. Строительство гнезд. Значение птиц в природе и в жизни человека. Особенности строения тела и биология водных млекопитающих. Первозвери: утконос и ехидна. Синий кит — гигант нашей планеты. Знакомство с усатыми и зубатыми китами. Моржи и тюлени — ластоногие млекопитающие. Почему вымерла морская корова. Охрана морских млекопитающих.
Практическая часть:
Зарисовка рыб различной формы тела. Определение возраста рыб по чешуе.
Уход за аквариумными рыбками. Просмотр видеофильма «Акулы и скаты».
Ролевая игра «Зов моря». Определение рыб до вида из фиксированных проб.
Аппликация «Рыбка» из семян и листьев. Работа с лупой и микроскопом.
Оформление альбомов. Экскурсия в музей краеведения. Просмотр видеофильма «Амфибии и рептилии», составление кроссворда
« Водоплавающие птицы» на компьютере. Зарисовка строения клюва и ног у водоплавающих птиц. Определение водоплавающих птиц по голосу (магнитофонная запись). Просмотр видеофильма «Птицы». Аппликация из семян и листьев «Птичка». Изготовление кормушек для зимующих птиц. Подкормка птиц зимой. Просмотр и зарисовка перьев различных птиц (гусь, утка, воробей, голубь).
Творческий мини-проект «Птицы наших водоемов»: сбор информации, оформление в виде заметок, рефератов, фотографий и рисунков. Результат — стендовая выставка. Зарисовка водных млекопитающих. Игра «Море чудес».
Аппликация из ткани и кожи «Дельфины». Экскурсия в зоопарк. Составление пищевых цепей питания на компьютере, зарисовка их. Творческий мини-проект «Водные млекопитающие»: сбор информации, фотографий, изображений, рисунков и т.д. Результат в виде стендовой выставки.
-12-
5. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (8 час.4/4).
- Древние обитатели морского дна. (2час. -/2).
Практическая часть:
Зарисовка зарождения жизни в древнем море; простейших растений и животных (трилобиты и белемниты).
5.2. От древних рыб до динозавров. (6 час.4/2).
Рыбы Девонского периода: беззубая рыба и кладоселейск - первая акула. Ихтиозавр и плезиозавр- древние морские животные. Динозавр — «ужасный ящер».
Практическая часть:
Просмотр видеофильма « Развитие жизни на Земле». Зарисовка древних рыб
и динозавров.
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час.-/2 ).
Практическая часть:
Подведение итогов за год. Проведение ролевой игры «Зов моря», являющейся диагностикой уровня развития детей 1-го года обучения. Выставка поделок и рисунков обучающихся за год. Обсуждение предложений по изменению программы первого года обучения.
-13-
- 3.Учебно-тематический план и содержание тем 2-го года обучения
Блок «Флора и фауна водоемов».
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 |
2. | Мир ручьев, прудов и рек: 2.1.Растения пресных водоемов. 2.2.Пресноводная фауна. 2.3.Развитие насекомых. 2.4.Экосистема пруда. 2.5.Загрязнение пресных водоемов. | 68 22 34 4 6 2 | 24 6 12 2 4 - | 44 16 22 2 2 2 |
3. | Океан- наше морское богатство: 3.1.У кромки воды. 3.2.В царстве морских глубин. 3.3.Жизнь в коралловых рифах. 3.4.Морская охота и рыболовство. 3.5.Загрязнение океана. 3.6.Как сохранить океан. | 132 16 48 26 18 14 10 | 48 4 16 10 8 4 6 | 84 12 32 16 10 10 4 |
4. | Удивительный мир океанов: 4.1.Путешествие через океан. 4.2.Выживание и защита. 4.3.Чудеса природы. | 10 4 2 4 | 4 2 - 2
| 6 2 2 2 |
5. | Итоговое занятие: | 2 | - | 2 |
Итого | 216 | 78 | 138 |
-14-
Программа 2 -го года обучения.
Блок «Флора и фауна водоемов».
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (4 час.2/2 ).
Обсуждение планов на год. Решение организационных вопросов. Знакомство с понятием «Гидроэкология».Проведение инструктажа по технике безопасности.
Практическая часть:
Определение с помощью теста экологической установки (автор- Ясвин В.А.),
уровня самооценки (модификация Е.А. Ничипорюк), диагностика мотивации прихода в объединение.
2.МИР РУЧЬЕВ ПРУДОВ И РЕК (68 час.24/44).
2.1.Растения пресных водоемов (22час.6/16).
Характеристика пресных водоемов. Зоны водоема. Растения плавающие на поверхности воды (ряска, элодея, водокрас лягушачий, рдест плавающий). Растения с корнями в грунте (лютик водяной, кувшинка белая).Мелководная
зона (тростник обыкновенный, рогоз широколиственный). Растения береговой зоны (осока, калужница болотная и различные виды ситников). Рост и размножение водных растений из семян (рогоз, ирис желтый). Другие способы размножения (элодея канадская, ряска малая). Насекомоядные растения: росянка и пузырчатка.
Практическая часть:
Опыт с элодеей канадской «Откуда в воде кислород». Зарисовка опыта. Аппликация из бумаги «Кувшинка белая». Наблюдение за водными растениями из аквариума и зарисовка их. Работа с микроскопом и лупой - особенности строения водных растений. Определение водных растений по определителю и рисункам. Составление кроссворда на компьютере по теме «Водные растения».
Экскурсия в ботанический сад. Посещение учебно - экологической тропы, проводимой старшими кружковцами в сквере «Мира».
- 15 -
2.2.Пресноводная фауна. (34 час.12/22).
Насекомые воды. Жизнь над водой - поденки. На поверхности воды - палочковидная водомерка, клоп- водомерка, ранатра, жук- вертячка. Под водой-
водяной скорпион, жук-водолюб большой, жук плавунец. Как питаются насекомые воды. Насекомые - хищники. Животные имеющие раковину и панцирь. Рыбы — обитатели пресных водоемов. Миноги -круглоротые рыбы. Пресноводные хищники: сом, щука,окунь, форель. Мирные рыбы: сазан( карп),
красноперка, линь, пескарь. Забота о потомстве у рыб (трехиглая колюшка, бычки). Особенности развития тритона и лягушки. Лягушка и жаба- сходства и отличия. Водоплавающие птицы. Как птицы заботятся о потомстве. Хищники и мирные в птичьем царстве. Агрессивное поведение птиц. Млекопитающие пресных водоемов. Редкие водные млекопитающие. Понятия : продуценты или
организмы производители, консументы или организмы - потребители, сапрофиты или организмы - разрушители. Понятие «Пищевая цепь питания».
Практическая часть:
Зарисовка хищных и мирных рыб, особенности из питания. Рот верхний, прямой, нижний, зарисовка. Изготовление водных животных из природных материалов. Экскурсия на ростовский водоканал. Игра «Поле чудес»: « Рыбы».
Уход за аквариумными рыбками. Экскурсия в областной краеведческий музей «Флора и фауна нашего края».Определение рыб по определителю и таблицам.
Панно из семян и пластилина «Обитатели пресных вод». Конкурс рисунков
«Птицы нашего края». Работа на компьютере «Хищники и мирные млекопитающие». Викторина «Фауна рек и прудов».
2.3.Развитие насекомых (4 час.2/2).
Удивительное насекомое — ручейник. От яйца до взрослого насекомого.
Практическая часть:
Зарисовка насекомых и их особенности развития.
2.4.Экосистема пруда (6 час. 4/2).
Понятия экосистема и сообщество на примере пруда.
Практическая часть:
Работа с таблицей «Экосистема пруда» и зарисовка ее. Наблюдение за аквариумом, как за искусственной моделью экосистемы.
-16 -
2.5.Загрязнение пресных водоемов. (2 час.- /2).
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «О влиянии антропогенного фактора на загрязнение окружающей водной среды: отходы предприятий, удобрения с полей, бытовой мусор, ядохимикаты, мытье машин» и зарисовка увиденного.
- ОКЕАН - НАШЕ МОРСКОЕ БОГАТСТВО. (132 час.48/84).
3. 1.У кромки воды (16час.4/12).
Знакомство с Мировым океаном. Важные географические открытия. Жизнь близ полюсов. Антарктика: море и лед. Арктика - на паковом льду. Жизнь между приливами. Жизнь на каменистом дне. Живущие в морском песке.
Обитатели высоких утесов. Острова - хранители прошлого.
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «Рождение океана» и «Жизнь на полюсах». Аппликация из природного материала « Белый медведь — житель Арктики».
Экскурсия в зоопарк. Викторина «Жизнь на полюсах». Зарисовка обитателей высоких утесов.
3.2.В царстве морских глубин. (48 час.16/32).
Моря Тихого океана. Флора и фауна этих морей. Бассейн Северного Ледовитого океана и его обитатели. Индийский и Южный океаны, их особенности.
Атлантический океан и его обитатели. Вредные морские организмы: морские древоточцы и камнеточцы (моллюски, черви, ракообразные и морские звезды). Способы защиты от морских древоточцев.
Киты, дельфины, кашалоты. Опасные морские животные: кишечнополостные (медузы, актинии), моллюски (конус, тридакна), рыбы (акулы, скаты, барракуды, мурены, электрические и ядовитые рыбы и др.), морские змеи, касатки. Понятия «фитопланктона» и «зоопланктона». Четыре уровня глубины океана. Пелагиаль - зона фотосинтеза в океане. Сублитораль - сумеречная зона. Темная зона. Абиссаль - глубоководная зона. Жизнь в океанских впадинах и глубинах. Современные исследования океанов.
Практическая часть:
Изучение внешнего вида морского животного на компьютере. Определение морских животных и растений с помощью определителя.
- 17 -
Изготовление таблиц, оформление стендов и альбомов. Подготовка мини - рефератов по выбранным темам. Просмотр видеофильма «Жизнь в океане» и «Морские млекопитающие». Проектная коллективная работа по теме «Обитатели морских глубин». Коллаж «Морская фантазия» с использованием природных материалов и ткани. Посещение областного музея краеведения. Декоративное панно из шерстяных ниток «Морские рыбы». Конкурс рисунков «Жизнь в океане».
3.3.Жизнь в коралловых рифах. (26 час.10/16).
Образование коралловых островов. Понятия «атолл» и «лагуна». Большой Барьерный Риф - одно из чудес света. Многообразие кораллов. Сообщество кораллового рифа. Морская звезда «терновый венец» - враг кораллов. Влияние человеческой деятельности на гибель коралловых рифов. Как защитить коралловый риф.
Практическая часть:
Определение и зарисовка кораллов из коллекций, открыток и фотографий.
Просмотр фрагментов из видеофильма «В поисках Немо». Лепка кораллов из
соленого теста. Коллективная работа « В гостях у Немо » с использованием
природных материалов и соленого теста. Викторина «Угадай коралл».
3.4.Морская охота и рыболовство (18 час.8/10).
История развития китобойного промысла. Трагедия китов. Промысел морских
черепах. Основные морские промысловые рыбы: сельди, треска, минтай, хек,
морской окунь и др. Промысел беспозвоночных животных: ракообразные, моллюски, иглокожие и др.
Практическая часть:
Ознакомление с промысловыми морскими рыбами с помощью компьютера и зарисовка их. Лепка морских рыб из соленого теста. Посещение аквариума в зоопарке. Работа с лупой и микроскопом: определение возраста у рыб по чешуе, костям и отолитам.
3.5.Загрязнение океана. (14 час.4/10).
Бытовые отходы. Промышленные отходы. Сельскохозяйственные отходы. Радиоактивные отходы. Отрава с небес. Отходы морских судов и затонувших танкеров- катастрофа на Аляске. Экологические катастрофы в морях Атлантического океана: Черное, Азовское, Средиземное.
- 18 -
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «Угроза океану». Подготовка и проведение мини-
рефератов по теме «Загрязнение океана».
3.6.Как сохранить океан. (10час.4/6).
Программа ООН по защите окружающей среды: борьба с радиоактивными отходами, промышленными и бытовыми отходами. Борьба с нефтяными
пятнами. Программа по ограничению и регулированию охоты и рыболовства в морских водах. Движение зеленых - «Гринпис».
Практическая часть :
Коллективная работа: составление и зарисовка экологических знаков по охране окружающей морской среды. Просмотр видеофильма « Как спасти океан».
Проведение экологической акции «Вода — это жизнь».
- УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОКЕАНОВ ( 10 час.4/6).
4.1.Путешествие через океан. (4 час. 2/2).
Саргассово море и его особенности. Тайна рождения угря.
Практическая часть: Особенности строения тела угря, зарисовка его. Лепка из пластилина цикл развития угря.
4.2.Выживание и защита ( 2 час.-/2).
Практическая часть:
Рыбные «косяки», щупальцы и шипы - это способы выживания и защиты у водных организмов. У медузы – физалии - щупальцы, у морской звезды и ежа- шипы- колючки, у спрута чернильное облако. Зарисовка защитных органов у водных животных.
4.3.Чудеса природы (4 час.2/2).
Природное партнёрство - симбиоз и его значение. Лишайники (водоросли + грибы) - замечательный пример симбиоза. Рак - отшельник и актиния. Рыба- клоун и крупная актиния. Рыба - горчак и беззубка. Рыбка номиус и медуза. Акула и рыбки — лоцманы.
Практическая часть:
Конкурс рисунка «Взаимопомощь в природе». Лепка из соленого теста «Животные друзья»
- 19 -
- ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час.-/ 2).
Практическое занятие:
Подведение итогов за год. Определение с помощью теста экологической установки (автор Ясвин В.А.), уровня самооценки (модификация Е.А. Ничипорюк), диагностики мотивации прихода в объединение. Выставка поделок и награждение победителей.
- 20 -
- 4.Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения
Блок «Водные просторы родного края».
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Связь пресноводных организмов со средой обитания: 2.1 Абиотические и биотические факторы. 2.2.Морфологические и физиологические приспособления водных организмов. 2.3. Флора и фауна Донского края (низовья р.Дон). | 76 18 30 28 | 42 10 18 14 | 34 8 12 14 |
3. | Фауна Азово-Черноморского бассейна: 3.1.Особенности Азовского и Черного морей. 3.2.Беспозвоночные животные морей. 3.3.Хрящевые рыбы. 3.4.Осетровые рыбы. 3.5.Промысловые рыбы. 3.6.Морские рыбы. 3.7.Морские птицы и млекопитающие. 3.8.Красная книга Ростовской области. | 124 12 10 14 16 20 22 20 10
| 42 2 2 4 4 8 10 8 4 | 82 10 8 10 12 12 12 12 6 |
4. | Охрана вод и рыбных запасов Азово- Донского края. | 12 | 6 | 6 |
5. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 216 | 90 | 126 |
- 21-
Программа 3 года обучения
Блок «Водные просторы родного края».
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 час./-).
Обсуждение планов на год. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Ознакомление обучающихся с летними коллекциями беспозвоночных животных. Определение с помощью теста экологической установки (автор-Ясвин В.А.), уровня самооценки ( модификация Ничипорюк Е.А.), диагностики
мотивации прихода в объединение.
2.СВЯЗЬ ПРЕСНОВОДНЫХ ОРГАНИЗМОВ
СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ.(76 час.42/34).
2.1.Абиотические и биотические факторы. (18 час. 10/8).
Характеристика пресноводных водоемов: естественных - реки, озера; искусственных - пруды. Важнейшие абиотические факторы (свет, температура,
кислород, прозрачность и т.д.), и адаптация к ним живых организмов.
Понятие гидробионты. Экологическая классификация гидробионтов: нектон (рыбы, земноводные и активно перемещающиеся насекомые); планктон (фито-
и зоопланктон); бентос — донные организмы (черви, моллюски, ракообразные,
личинки насекомых и т.д.). Биотические факторы и их характеристика: внутривидовые и межвидовые взаимодействия. Конкуренция: межвидовая и внутривидовые, борьба за пищу.
Практическая часть:
Изучение физических и химических свойств воды.
Влияние температуры, солености и рН на простейшие организмы. Знакомство с микромиром водоема. Работа с лупой и микроскопом. Зарисовка объектов наблюдений. Составление списков беспозвоночных и позвоночных животных водоема. Зарисовка их в альбомах.
- 22 -
2.2.Морфологические и физиологические приспособления водных
организмов. (30 час. 18/12).
Приспособления водных животных к условиям данной среды обитания. Морфологические: плавники и жабры (рыбы), перепонки на лапах и ногах (земноводные, птицы, млекопитающие), форма рта у рыб зависит от характера питания (верхний, средний, нижний), клюв длинный ( цапля, кулик), широкий плоский (утки, лебеди).
Физиологические приспособления: нерестовые миграции рыб, залегание на дно и в падание в спячку. Три типа приспособительной окраски: 1- защитная, позволяет организму слиться с фоном и стать менее заметным (камбала, скат); 2- предупреждающая, (жерлянка), 3 - подражательная (морской дракон похож на пучок водорослей).
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «Приспособление водных животных к среде обитания». Изготовление учебно-наглядного пособия по теме «Приспособления животных». Посещение зоопарка и наблюдение за животными. Сбор материалов и выступление с докладами по экскурсии в зоопарк. Конкурс на лучший рисунок «Мой любимый зверь». Коллективная творческая работа лепка из пластилина « Наш зоопарк ».
2.3.Флора и фауна Донского края( низовья реки Дон). (28 час.14/14).
Дон - самая крупная река нашей области. Легенды и сказания о «Доне-батюшке». Почему именуют нашу реку «тихим Доном». Значение слов: «исток, русло, устье». Водные растения реки Дон и приспособление их к водной среде. Беспозвоночные животные реки Дон и их значение в пищевой цепи питания. Осетровые рыбы — богатство Донского края. Белуга — самая крупная рыба реки Дон. Мирные и хищные рыбы. Хозяйственное значение. Водные амфибии и рептилии реки Дон. Значение их в природе. Содержание земноводных и пресмыкающихся в домашних условиях. Птицы пресных вод Донского края. Особенности их биологии: ухаживание в брачный период (чомга, зимородок и кряква), строительство гнёзд (камышовка тростниковая, береговая ласточка, оляпка и чомга).
Забота о потомстве (цапли, пеликаны), защита птенцов (малый зуёк, малые
поганки).
-23-
«Рыбоядные» птицы, их польза и вред в рыбном хозяйстве. Водные млекопитающие: водяная полевка, ондатра, выдра, европейская норка — их биология и значение в природе. Выхухоль — исчезающее животное ровесник
мамонта.
Практическая часть:
Работа с картой Ростовской области. Работа с фотографиями и иллюстрациями
водных растений. Определение и зарисовка водных растений из коллекций. Работа с микроскопом и лупой: фиксированные пробы зоопланктона и фитопланктона из реки Дон. Определение моллюсков с помощью определителей.
Работа с природным материалом (ракушки, семена. листья, перья и мех). Панно «Сказочный мир воды». Наблюдение за катушкой в аквариуме: питание, дыхание, кладки икринок, их количество, цвет, развитие. Оформление уголка природы и уход за аквариумом. Викторина «Путешествие по родному краю». Экскурсия на водоем.
- ФАУНА АЗОВО- ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА. (124 час.42-82).
3.1.Особенности Азовского и Черного морей. ( 12 час.2/10).
Характеристика Азово - Черноморского бассейна. Мифы и легенды о наших южных морях. История древнего подводного города Диоскурии у берегов Сухуми. О морской воде Азовского и Черного море. Реки впадающие в эти моря. Значение Азовского и Черного морей в природе и жизнедеятельности человека.
Практическая часть:
Знакомство с географическим положением, территорией и границами Азово- Черноморского бассейна на карте. Работа с картой (определение места - нахождения рек). Составление кроссворда на компьютере по теме «Реки и
моря». Просмотр видеофильма «Черное море». Конкурс рисунков «Море».
3.2.Беспозвоночные животные ( 10 час.2/8).
Кишечнополостные. Медузы - предсказатели шторма. Медузы: красавица аурелия и ядовитая пилема (корнерот). Мифы и легенды о медузах.
- 24 -
Обитатели песчаного дна: гаммарусы, рак - отшельник, песчаная креветка,
краб- плавунец. Легенда о раке - отшельнике, названном в честь Диогена. Роль ракообразных в биоценозе песчаного дна. Моллюски двустворчатые и брюхоногие. Промысловые моллюски: мидии и устрицы. Рапана — враг мидий. Значение моллюсков в пищевой цепи питания.
Практическая часть:
Просмотр видеофильма « Жизнь в Черном море ». Зарисовка животных. Коллективный творческий проект «Беспозвоночные моря». Оформление проекта и слушание и оценка докладов.
3.3.Хрящевые рыбы. ( 14 час.4/10).
Акула - катран или «морская собака». Биология акулы и ее значение для человека. Скаты - родственники акул. Скат — хвостокол или морской кот. Морской кот - опасная рыба. Особенности ската - морской лисицы. Питание и размножение хрящевых рыб.
Практическая часть:
Присмотр видеофильма «Акулы и скаты». Зарисовка хрящевых рыб. Коллективная работа - оформление стенда «Акулы и скаты». Составление пищевых цепей питания на компьютере. Лепка из пластилина хрящевых рыб. Викторина « Хрящевые рыбы ».
3.4.Осетровые рыбы- древние рыбы. (16 час.4/12).
Характеристика «красных рыб». Стерлядь- единственный пресноводный вид осетровых (опреснённая часть Таганрогского залива). Белуга — самый крупный
вид осетровых. Осетр и севрюга их биология и проблема нерестилищ. Как появился бестер или гибрид (белуга+стерлядь). Осетроводство и его проблемы.
Значение осетровых рыб в природе и в жизнедеятельности человека.
Практическая часть:
Определение осетровых рыб из фиксированных проб по таблицам и определителям. Зарисовка рыб. Коллективная работа панно «Осетровые рыбы» с использованием природного материала, пластилина, ниток. Экскурсия на рыбоводное хозяйство со обучающимися старших классов.
-25-
3.5.Промысловые рыбы.(20час.8/12).
История рыболовства на Руси.
Тюлька - основная промысловая рыба Азовского моря. Основные объекты промысла в Черном море: хамса, сельдь, скумбрия, ставрида, кефаль, камбала, бычки и др. Промысловые карповые рыбы Азовского моря и Таганрогского
залива: тарань, рыбец, чехонь, толстолобик, лещ и сазан.
Как судак заботится о потомстве. Причины сокращения промысловых видов рыб.
Практическая часть:
Работа с иллюстрациями « Промысловые рыбы Азовского и Черного морей». Зарисовка рыб. Составление схем пищевых цепей питания для рыб Азово-Черноморского бассейна. Определение рыб из проб по определителю и таблицам. Экскурсия в зоопарк «Аквариум».
3.6.Морские рыбы.( 22 час. 8/14).
Кто такие морские рыбы, их особенности. Меч - рыба — крупный хищник.
Знакомство с рыбой сарган и морским петухом. Морская игла и морской конёк-
заботливые папаши. Рыбы пришельцы из Средиземного моря.
Практическая часть:
Просмотр видеофильма «Рыбы Черного моря». Зарисовка ихтиофауны Черного и Азовского морей. Работа с таблицами и иллюстрациями открыток по теме рыбы Азово - Черноморского бассейна. Определение рыб по картинкам на компьютере. Коллективная творческая работа по морским рыбам Черного моря.
Подбор материалов, систематизация их и подготовка докладов к выступлениям
на занятиях в объединении.
3.7.Морские птицы и млекопитающие.(20 час. 10/10).
Чайка - морская птица. Связь поведения чаек с погодой. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску» т.е шторм. Черноголовый хохотун - реликтовая чайка т.е., обитала во времена древнего моря Тэтис.
Маленькая черноморская уточка — нырок. Предание о нырке - древнегреческом царевиче Эсаке. Баклан - прекрасный летун и ныряльщик.
-26-
Дельфины - морские звери Черного моря. Дельфин — белобочка, часто встречающийся дельфин Азово — Черноморского бассейна. Афалин — самый крупный дельфин наших вод. С 1966года введен запрет промысла дельфинов в нашей стране. Дельфин - брат человека. Слово «дельфин» происходит от греческого слова «дельфос» - «брат». Научно-исследовательские работы проводимые с дельфинами в дельфинариях в наших южных городах.
Практическая часть:
Зарисовка птицы в альбомы. Прослушивание голосов птиц на компьютере. Лепка из теста «Морские птицы и звери ». Сбор реферативного материала по теме «Морские животные» и прослушивание докладов. Просмотр видеофильма «Киты и дельфины».Зарисовка морских млекопитающих.
3.8.Красная книга Ростовской области. ( 10 час. 4- 6).
Знакомство обучающихся с Красной книгой Ростовской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенные в Красную книгу Ростовской области.
Практическая часть:
Коллективная творческая работа по составлению «Экологического проекта по страницам Красной книги Ростовской области» .Подготовка литературно- поэтического сценария по Красной книге с участием обучающихся. Изготовление наглядных пособий из природного материла к теме «Красная книга - Животный мир». Составление кроссворда «Редкие животные».
Работа на компьютере: учимся составлять синквейны - стихотворения из пяти строк с большим объемом информации.
4.ОХРАНА ВОД И РЫБНЫХ ЗАПАСОВ АЗОВО- ДОНСКОГО КРАЯ
( 12 час. 10 — 2 ).
Охрана региональных водных источников. Рыбные запасы края и их охрана. Акклиматизационные мероприятия. Искусственное рыборазведение. Понятия «Заповедники и заказники».
Государственный природный заповедник «Ростовский» район озера Маныч - Гудило. Донской заповедник в дельте реки Дон.
-27-
Практическая часть:
Экскурсия на «Детскую экологическую станцию Ростовского водоканала». Изготовление плакатов: «Сохраним нашу воду», «Береги каплю», «Вода-это жизнь»
5.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час. - /2).
Практическая часть:
Тестирование по пройденным темам (программа трех лет). Проведение игры « Что? Где? Когда?» по теме «Водные просторы родного края»
-28-
- 5. Отслеживание эффективности и результативности программы.
«Проблемы результативности», по словам Ситник Л.Р, «складываются из трех аспектов»:
- теоретического т.е. «проблемы сущности»;
- методико -технологического т.е. «проблемы достижения»;
- рефлексивного т.е. «проблемы оценивания».
Иными словами, результативность — это степень соответствия ожидаемых и получаемых результатов, совокупность положительных результатов, полученных в процессе или после завершения процесса.
По окончании первого года работы по программе «Гидроэкология для детей», обучающиеся должны уметь:
- определять водные растения с помощью фотографий и таблиц;
- определять водных животных с помощью фотографий и атласов-определителей;
- владеть основными экологическими терминам
- экологически грамотно вести себя на природе;
- обобщать полученные знания на экскурсиях;
- самостоятельно подготовить мини-сообщение и выступить с ним;
- участвовать в ролевых играх;
Должны знать:
- отличительные признаки морских животных;
- экологические знаки;
- свойствах воды и ее значении в природе и жизнедеятельности человека;
- отличительные особенности хищных и мирных рыб;
- процесс развития древнего животного мира в водной среде;
- основные понятия по технике безопасности в быту, на природе и на занятие в кружке;
- правила поведения в общественных местах.
- 29 -
По окончании второго года обучения кружковцы должны уметь:
- манипулировать основными экологическими терминами и понятиями (сообщество, экосистема, пищевая цепь питания и др.);
- работать с лупой и микроскопом;
- работать с дидактическим материалом;
- выступать с сообщениями и докладами перед аудиторией;
- работать на компьютере (составление пищевых цепей питания, определение рыб по видовому составу и моллюсков месту обитания);
- выступать с сообщениями или докладом перед аудиторией;
- применять на практике полученные знания (уход за аквариумными рыбками, за комнатными растениями и живым уголком);
- убеждать и отстаивать свое мнение;
- составлять и решать экологические кроссворды;
- участвовать в викторинах, конкурсах и экологических играх;
- быть в коллективе доброжелательным, активным и самостоятельным;
- вести здоровый образ жизни;
Должны знать:
- понятия «фитопланктон» и «зоопланктон»;
- основные принципы построения коралловых рифов;
- основных рыб коралловых рифов;
- названия всех океанов и их основных морей;
- понятия «полюс»;
- вредных морских животных;
- опасных для человека морских животных;
- понятия «четыре уровня океана»;
- основных промысловых рыб южных морей;
- методы определения возраста рыб;
- понятия «симбиоз» и его значение;
- морских черепах и их значение в природе и человека;
- морских птиц;
- морских млекопитающих;
- понятия «охота» и «рыболовство»;
- основные экологические проблемы океанов;
- 30 -
По окончании третьего года обучения дети должны уметь:
- активно участвовать в коллективных проектных работах;
- отличать морских рыб от пресноводных рыб Азово-Черноморского бассейна;
- составлять экологические кроссворды;
- составлять «синквейны» или пятистрочье;
- чётко отличать амфибий от рептилий;
- определять на компьютере животных нашего края по нескольким отличительным признакам;
- грамотно проводить акции по охране вод и рыбных запасов;
- собирать научно-исследовательский материал, обрабатывать его и выступать с ним на конференциях;
- критически оценивать информацию и отстаивать свою позицию;
- быть толерантным по отношению к окружающим;
- правильно представлять и оценивать экологические проблемы в современном мире и в своем родном крае;
Должны знать:
- понятия факторов «абиотический», «биотический» и «антропогенный»;
- понятия «гидробионты», «конкуренция»;
- морфологические и физиологические приспособления у водных растений
и животных;
- основную флору и фауну реки Дон;
- промысловых рыб реки Дон, Азовского и Черного морей;
- историю реки Дон и водный её бассейн;
- акклиматизационные мероприятия проводимые в нашем крае;
- основные принципы в разведения осетровых рыб;
- растения и животных занесенных Красную книгу Ростовской области;
Показателями результативности и эффективности программы «Гидроэкология
для детей» являются результаты педагогической, психологической диагностики (анкетирование, тестирование, творческие, проектные и исследовательские работы, ролевые игры) и сохранности контингента обучающихся в объединении.
- 31 -
Для определения уровня усвоения пройденного материала к каждой теме детям предлагается мини-тест, который дает возможность выявить знания
обучающихся по данной теме, а в конце каждого учебного года проводится большой проверочный тест - контроль по всем пройденным за год темам (приложение№2).
Результативность программы также определяется успешностью участия в районных, городских, краевых, областных конференциях, олимпиадах, творческих выставках и конкурсах и задействованных в экологических спектаклях, в которых большую помощь оказывают родители обучающихся. Так, при постановке экологической сказке «Царевна- лягушка», все дети были одеты в красочные костюмы и видеофильм был заказан на профессиональной студии.
Обучающимся, которые заняли призовые места, вручаются грамоты, благодарственные письма, призы и ценные подарки. Родители, принимающие
активное участие в жизни детского коллектива, отмечаются грамотами и ценными подарками. Так, в «Год семьи 2008» семья Шиловой Виктории была награждена грамотой и ценным подарком - настенными часами за лучшую кормушку в «День птиц».
В течение трех лет обучающиеся: Андреева Анна, Погорелова Анастасия, Сапко Наталья и Степанцова Алиса становились призерами районных городских экологических конференций, а в апреле 2011 года Степанцова Алиса заняла 3-место за участие в конференции Педагогического института ЮФУ «Сохраним природу Земли».
Самые активные и инициативные кружковцы в дальнейшем продолжили свое образование, став студентами ВУЗов биологических, географических,
химических факультетов, Медицинского Университета и мед. Колледжей: Вахидова А., Кобликова В., Козляковская Н., Московкина И., Рыковская Ж., Стацура Ю. и др.
Основным критерием результативности программы является привитие обучающимся красоты, любви и бережного отношения к природе — благодатному источнику воспитания человека. Как писал Сухомлинский В.А.: «В мире есть не только нужное , полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе».
-32-
- 6. Перечень необходимого наглядного, раздаточного и дидактического материалов.
НАТУРАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ
1.Гербарии
2.Коллекции ракушек
3.Микропрепараты
4.Живые водоросли и животные (рыбки и водные черепахи)
5.Перья птиц
6.Чешуя рыб
7.Фиксированные пробы рыб
8.Фиксированные пробы планктона
ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.
1.Таблицы и карты - схемы
2.Рисунки и портреты ученых
3.Фотографии и слайды
4.Дидактический материал (карточки, тесты, ребусы, игры, кроссворды)
5.Справочники — определители, атласы
6.Муляжи животных
7.Иллюстрированный материал(серия открыток растения рек, море; животные
морей, рыбы южных море, промысловые рыбы Черного и Азовского море;
беспозвоночные море и океанов).
ТСО
1.Компьютеры и интерактивные доски
2.Аудио — кино — видеоматериалы
3.Магнитофоны с кассетами
4.Телевизор и видеомагнитофон.
- 33 -
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Лупы
2.Микроскопы
3.Пробирки
4.Сачок для отбора проб планктона
5.Полевые дневники
6.Реактивы для фиксации проб.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
1.Краски, кисточки
2.Карандаши, фломастеры, ручки
3.Пластилин
4.Мука, соль
5.Картон, цветная бумага
6.Ткань, нитки, ножницы, иголки
7.Мех, кожа, клей ПВА
- 34 -
- 7. Литература.
Литература для педагога:
1.Астапенко М.П.,Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Изд. «Баро-Пресс», 2003.
2.Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом». М.,1995.
3.Буруковский Р. «О чем поют ракушки». Калининград, 1977.
4.Вавилкин А.С., Иванов А.П., Куранова И.И. «Основы ихтиологии и рыбоводства».М., 1974.
5 Высоцкая М.В. «Биология и экология». Волгоград, 2008.
6.Зайцев Ю. «Под стеклом подводной маски». Одесса, 1974.
7.Нагорный Б. «Твой край родной». Ростов-на-Дону, 1988.
8.Никольский Г.В. «Экология рыб», М.,1974.
9.Константинов К.Г. «Блуждающие сокровища». М., 1991.
10.Куллини Д. «Леса Моря». Ленизд. 1998.
11.Ляхов П.Р. «Я познаю мир» Дет.Энцикл. Животные. М., 1994.
12.Моисеев П.А. «Ихтиология», М., 1984.
13.Осокин С.Д., «Мировой Океан». М. 2008.
14.Риффо К. «Будущее — океан». Ленизд, 1978.
15.Сухомлинский В.А. «О воспитании». м., 1979.
16.Ситник Л.Р. «Информационно- методический бюллетень».Выпуск №6
«СпбГДТЮ», 2007.
17.Скотт М. «Природа», М., 1995.
18.Своллоу С., стефанс М., «Мир прудов, ручьев и рек». М., 1997.
19.Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе».Ростизд. 1974.
20.Холстед Б. «Опасные морские животные». Гидрометиздат. 1979.
21.Шерфиг Х. «Пруд». Гидрометиздат.1978.
22.Шувер Ф., Гризвуд Д. «Море».АСТ, 1994.
Литература для детей.
1.Бианки В. «Лесные были и небылицы».Лениздат. 1991.
2.Бутенко Т.А. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. Ростовиздат. 1994.
3.Дмитрих А. Коршунова Р. «Почемучка». М., 1994.
4.ИвановаЭ.И. «Ноев ковчег». М.,1998.
5.Канин А.Н. «Спроси меня — и я отвечу». Тверь. 1995.
6.Лучич М.В. «Детям о природе». М., 1998.
- 35 -
- 8 Приложения
Приложение №1
Темы воспитательных бесед.
1.История нашего родного края.
2.Экологическая обстановка в реке Дон и Азово - Черноморском бассейне.
3.Как сохранить рыбные запасы наших водоемов.
4.Как спасти Черное море?
5.Что такое экологическая катастрофа.
6.Аквариумные рыбки и забота о них.
7.Как ухаживать за живым уголком.
8.Вода -это жизнь на Земле.
9.Твоя культура поведения в природе.
10.Животные- путешественники.
11.Животные- охотники.
12.Гиганты и карлики в животном мире.
13.Фитопланктон- источник кислорода.
14.Океаны просят помощи.
15.Роль фонтанов в экологии нашего города.
16.Берегите птиц наших друзей.
17.О чем рассказывают ракушки.
18.Путешествия по заповедникам и заказникам нашего края.
19.Ученые - естествоиспытатели жившие в нашем городе.
20.Наши земляки — фронтовики.
Темы бесед о правилах дорожного движения.
1.Осторожно, дорога!
2.Светофор и дети.
3.Дорожные знаки помни всегда!
4.Дорога в клуб и домой.
5.Знай правила дорожного движения.
- 36 -
Темы бесед об охране жизни и здоровья детей.
1.Мы за здоровый образ жизни.
2.Никотину скажем НЕТ!
3.Внимание терроризм!
4.Будь бдительным у водоема.
5.Первая помощь утопающему.
6.Оказание первой помощи при мелких травмах и ушибах.
7.Тепловой и солнечный удар и как избежать их.
8.Правила поведения в общественных местах.
9.Отравление грибами.
10.Осторожно ядовитые рыбы и медузы.
11.Наркомания- актуальная проблема нашего времени.
12.Алкоголь — это яд!
13.Первая помощь при укусах ядовитыми насекомыми и животными.
14.Как вести себя при пожаре.
15.Осторожно гололед!
16.Первая помощь при переохлаждении.
Темы бесед о правилах по технике безопасности.
1.Правила поведения в кружке.
2.Правила поведения при работе с ножницами, иголкой, крючком.
3.Правила поведения при работе с микроскопом.
4.Правила поведения с фиксированными пробами рыб.
5.Правила поведения на рыбоводном заводе.
6.Правила поведения в общественных местах.
7.Правила поведения на природе.
8.Привила поведения на учебно — экологической тропе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»
(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)...
Компетентность педагогов ОУ в решении специфических задач адаптации, организации образовательной деятельности, социализации детей с ОВЗ, характерных для определенных нарушений
Материал поможет педагогам, начинающим работать в системе инклюзивного образования....
Конспект образовательной деятельности для детей младшей группы
Интересное, увлекательное занятие, на котором дети знакомятся с признаками весны. Дети и путешествуют, и развивают речь и занимаются творческой деятельностью....
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе образовательного учреждения для детей с нарушением зрения». с презентацией
В данной публикации говорится об использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе образовательного учреждения для детей с нарушением зрения....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...
Презентация "Пермский край - водный край" для работы по предмету "Окружающий мир" 4 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР
Презентация была создана для работы по теме "Родной край - часть большой страны". Важно было сформировать представление обучающегося о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и ис...
Презентация "Грибы" для работы по предмету "Природоведение" 5 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Презентация выполнена с использованием принципов работы с детьми с умственной отсталостью. Цель: Сформировать у обучающихся представление о грибах как особом царстве живой природы тесно взаимосв...