Информационное сообщение на тему" Формирование монологической речи учащихся в образовательном пространстве учебной деятельности"
статья по теме

Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

   «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

· знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ)

· передача содержания текста (от лица одно из персонажей)

· изменение ситуации 

«Путь снизу»  предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

 · высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания)

· этап установления текстовых и логических связей между высказываниями

· учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку

В процессе обучения у младших школьников  происходит усложнение  и устного, и письменного высказывания.

 Этапы работы над монологическим высказыванием.

1. Высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы.  (Это не говорение). Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

2. Обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Наш класс большой. Наш класс чистый плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Наш класс большой. В нашем классе четыре окна хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

3. Новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.совершенствования навыков, Следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества. )

 

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию.

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

· Текст (зрительно)

· Текст (аудитивно)

· Микротекст (зрительно)

· Микротекст (аудитивно)

· План

· Логикосинтаксическая схема

· Кинофильм

· Диафильм

· Картина

· Серия рисунков

· Фотография

Смысловые

· Слова как смысловые вехи

· Лозунг

· Афоризм, поговорка

· Подпись

· Диаграмма, схема, таблица

· Цифры, даты

· Символика

· Плакат

· Карикатура

 Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.



Предварительный просмотр:

В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

   «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

· знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ)

· передача содержания текста (от лица одно из персонажей)

· изменение ситуации 

«Путь снизу»  предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

 · высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания)

· этап установления текстовых и логических связей между высказываниями

· учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку

В процессе обучения у младших школьников  происходит усложнение  и устного, и письменного высказывания.

 Этапы работы над монологическим высказыванием.

1. Высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы.  (Это не говорение). Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

2. Обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Наш класс большой. Наш класс чистый плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Наш класс большой. В нашем классе четыре окна хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

3. Новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.совершенствования навыков, Следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества. )

 

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию.

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

· Текст (зрительно)

· Текст (аудитивно)

· Микротекст (зрительно)

· Микротекст (аудитивно)

· План

· Логикосинтаксическая схема

· Кинофильм

· Диафильм

· Картина

· Серия рисунков

· Фотография

Смысловые

· Слова как смысловые вехи

· Лозунг

· Афоризм, поговорка

· Подпись

· Диаграмма, схема, таблица

· Цифры, даты

· Символика

· Плакат

· Карикатура

 Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково-практической деятельности»

Цель доклада - выявить заономерности. являющиеся основой лексических ошибок. Составляющим процесса является выполнение системы речевых упражнений и заданий творческого характера. Поэтапное планировани...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....

Речевые ситуации на уроках русского языка в плане развития монологической речи учащихся

Не дя кого не секрет, что предмет русскокий язык для детей труден и даже является скучным.Поэтому, чтобы дети полюбили этот предмет важно использовать разные формы проведения уроков. Моя цель, чтобы д...

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...


 

Комментарии

Всё по делу!