Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
Использование
информационных технологий
как средство повышения познавательного интереса младших школьников
к учебной деятельности.
Учитель начальных классов
Ковбас Н.С.
г. Новый Уренгой
2018 г.
Слайд 2. Информационные технологии в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.
Использование информационных технологий в учебном процессе являются актуальными современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно.
Слайд 3. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация)
- обеспечивает наглядность
- привлекает большое количество дидактического материала
- повышает объём выполняемой работы на уроке
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания)
Слайд 4. Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения по предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.
Слайд 5. На уроках использую электронное приложение по УМК «Школа России», которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий и разные по степени сложности - развивают познавательные и творческие способности каждого учащегося.
Кроме этого использую тесты, (слайд 6) тренажёры, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на нетбуках.
Слайд 7. Использую в своей работе развивающую программу «Природа и человек. Естествознание для начальной школы» для 1-4 классов - это 250 интерактивных заданий. Красочные иллюстрации, интересные задания, загадки и кроссворды.
Слайд 8. Использую - мультимедийные презентации, которые позволяют ученику:
- наглядно представить учебный материал;
- отрабатывать учебные навыки с помощью тренажёров и специальных программ;
- самостоятельно контролировать свои знания.
Исходя из педагогического опыта, знаю, что одним из сложнейших предметов вызывающих трудности, у учащихся в 1 классе является урок обучения грамоте. (Слайд 9) Поэтому на уроках обучения грамоте использую мультимедийный диск из серии «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс». Материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажёрами, а «Уроки тётушки Совы» помогают мне делать эти уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное - продуктивными.
Слайд 10. - ресурсы Сети Интернет. Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития.
- использование интерактивной доски
Интерактивная доска в полной мере позволяет работу на уроке сделать разнообразной, даёт возможность применять игровые моменты в процессе обучения. Интерактивная доска позволяет учесть особенности каждого конкретного класса, повысить эффективность урока, разнообразить формы работы на уроке, эмоционально разрядить обстановку во время учебного процесса за счёт динамичности, использования анимации и аудио сопровождения.
Использую ИКТ на всех этапах урока: сообщения темы урока, устного счёта, орфографической разминки, подготовки учащихся к усвоению новых знаний, контроля знаний, обобщения, рефлексии, физкультминутки.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
- рационально использовать время учебного занятия;
- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.
Огромную помощь оказывают информационные технологии в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений. На уроках обобщения использование яркой красочной презентации - привлекает внимание детей, позволяет продуктивно обобщить знания по темам.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и с их биографией и творчеством, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным.
На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счёта, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.
На уроках технологии и изобразительного искусства презентации используются также успешно: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка, образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности и т.д.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю детям творческие задания в виде создания презентаций, в составлении кроссвордов, ребусов; в подготовке различных сообщений.
Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентации.
Во внеурочной деятельности применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, провожу беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с фотографиями, видеороликов.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Слайд 11. ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- Повышает качество знаний
- Продвигает ребёнка в общем развитии
- Помогает преодолеть трудности
- Вносит радость в жизнь ребёнка
- Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
- Повышается мотивация обучения.
Но необходимо отметить, ИКТ должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продуманной и дозированной. Практика показывает, что использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию младших школьников, что несомненно повышает качество обучения.
Слайд 12.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2017.
2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2017.
3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования 2016..
4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2016.- №5.
5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самопрезентация опыта "Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе
1 тур района конкурса "Современный учитель"...
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности
Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...
ЛЭПБУК - средство повышения познавательного интереса младших школьников.
ЛЭПБУК - средство повышения познавательного интереса младших школьников. ...