«ИКТ в развитии творческих способностей учащихся начальных классов в урочной деятельности"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
с. Овощи Туркменского района
«ИКТ в развитии творческих способностей
учащихся начальных классов
в урочной деятельности».
Опыт работы
Яицкой Натальи Викторовны,
учителя начальных классов.
2015 год
Хочу поделиться я всем, что имею,
Что нравится мне, что люблю, что умею.
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский)
(СЛАЙД) Работаю учителем начальных классов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Овощи Туркменского района. Стаж моей педагогической деятельности – 26 лет. Много лет я работала по традиционной системе «Школа России». В данный момент веду обучение по учебно-методическому комплекту «Гармония».
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – говорил И.Гёте.
(СЛАЙД) Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в учебной деятельности, в любых ситуациях.
(СЛАЙД) В.А. Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей,
- развитие творческого потенциала,
- формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, поэтому темой (СЛАЙД) моей работы является «ИКТ в развитии творческих способностей учащихся в урочной деятельности».
Правильное использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, повышает его эффективность и улучшает качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий учителя с одной стороны, с другой стороны помогает современному учителю в его работе.
(СЛАЙД) Цель моей работы
- определить возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе;
- добиться повышение качества образования младших школьников и повышения мотивации к обучению в школе.
(СЛАЙД) Задачи:
- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;
- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, создают оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
(СЛАЙД) Использование их в образовательном процессе позволяет мне проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно-уровневые задания).
(СЛАЙД) Данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся.
- развитию мышления, логики.
- направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
- продвигает ребёнка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
(СЛАЙД) Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:
программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет стали доступны всем учащимся моего класса.
Компьютер – универсальное средство, его я применяю в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная интерактивная доска. !!! Использование интерактивной доски позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы обучающихся, способствует формированию универсальных учебных действий.
Интерактивную доску использую в различных направлениях:
- при выполнении таких заданий, в которых необходимо добавлять записи, передвигать объекты и надписи, рисунки, выделять ключевые области и добавлять цвета, устанавливать соответствия, использую задания, в которых рисунки скрыты, а затем показываются в последующие моменты урока. Время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно с учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. Таким образом, интерактивная доска – незаменимый помощник в работе учителя.
Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленно усваивают объяснения учителя, стесняются задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных задач. А цель учителя начальных классов - воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
(СЛАЙД) На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.
Включение в ход урока информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным (СЛАЙД 4), создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть новыми знаниями «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но использую все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят, испытало и осознало притягательные стороны познания нового, совершенствовали умственные способности, преодолевали трудности.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее использовать время на уроке;
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы, разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.
(СЛАЙД) Итогом моей работы являются научно-исследовательские проекты учащихся (2012 - 2013 учебный год 1 место в ШНО, 2013 – 2014 учебный год 1 место в ШНО, 1 место за участие в районном ШНО), участие детей во Всероссийских олимпиадах. Учащиеся моего класса каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними.
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности, повышать мотивацию ученика и увеличивать эффективность урока.
Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести
специально для целей образования.
Энтони Маллан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения
«Развитие творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения в начальных классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий педагогич...
«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...