технология проведения современного урока
методическая разработка (1 класс) по теме

Данная работа содержит научное обоснование такого  метода проведения урока, который разработан мною, сам алгоритм проведения урока, презентацию данного алгоритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loo.doc92.5 КБ
Office presentation icon lichnostno-.ppt143 КБ
Office presentation icon lichnostno-.ppt143 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: технология проведения урока в современной школе.

Проблема: Как организовать  учебно-воспитательный процесс , учитывая психофизиологические особенности младших школьников.

Цель: Сформулировать алгоритм проектирования  личностно-      ориентированного урока в начальных классах.

Задачи: 1.Выявить сущность личностно-ориентированного обучения

в 1-4 классах.

              2.Охарактеризовать личностно-ориентированное обучение в сопоставлении с другими принципами обучения.

              3.Представить логику проведения урока по технологии личностно-ориентированного обучения в виде алгоритма.

Основная концептуальная идея: Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.

Ожидаемый результат: Подготовленность учителя к проведению учебно-воспитательного процесса по личностно-ориентированной технологии.

Конечный результат:  создание презентации «Алгоритм проведения урока по технологии личностно-ориентированного обучения».

                                                                                У детей своя собственная манера видеть, думать

                                                                                и чувствовать, и нет ничего безрассудней,

                                                                                чем заменить её нашей.

                                                                                                                                 Ж.Ж.Руссо

         ВВЕДЕНИЕ.

         Современный этап развития общества характеризуется изменениями в системе начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной его сторон. «В разработке конкретных целей начального образования необходимо исходить из общего положения о школе 1-ой ступени, которая призвана обеспечить этап становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и здорового образа жизни. Для реализации этих задач кардинально изменяются приоритеты целей начального образования: на первый план ставятся цели воспитания личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности».

               Реализация указанных целей в значительной мере зависит от выбора конкретных форм организации обучения как одной из составляющих учебного процесса. Именно в формах организации как в целостном отрезке процесса обучения должны находить своё отражение все компоненты системы: цели (зачем учить?), содержание (чему учить?), методы, средства и организационные формы обучения (как учить?).

             Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остаётся, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Одной из причин здесь являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса (можно указать и другие причины: неэффективная служба родовспоможения, отсутствие серьёзной социальной защиты детства и семьи со стороны государства, слабый медицинский контроль за здоровьем и т.д.). Они вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии: тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приёмов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. В итоге снижается устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

           Хочется привести два определения учебной деятельности:

1) учебная деятельность- обогащение детей определённой системой знаний, которые уже добыты человечеством и составляют содержание отдельных наук, отобранные для конструирования соответствующих учебных предметов;

2) учебная деятельность- приобретение ребёнком новых способностей, т.е. новых способов действий с научным понятием, деятельность по самоизменению, её продукт - те изменения, которые произошли при её выполнении в самом субъекте.

         Основной стратегией современного общего образования является совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной ( и именно в таком понятии учебной деятельности, которая указана во 2-ом определении), чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут; какими способами он может осуществлять самоконтроль и попытаться выделить трудности, чтобы задать учителю вопрос и убедиться правильно ли он выбрал способ их преодоления.                       Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребёнка к успеху в учении, но и давать каждому право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом. Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объёме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между  изучаемыми объектами), прочности (умении сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент). Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения - использование диалоговых форм в организации урока, т.е. модели взаимодействия при усвоении учебного материала: «учитель-ученик» (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик -большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания), «ученик -   учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником, задачником и т.д.). Следующая задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника: нет плохих детей, они просто другие, не похожие друг на друга по способам мышления, приёмам работы с информацией и т.д.

             Итак,  передо мной, как и перед другими учителями начальной школы, возникает вопрос: как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы учитывались все вышеперечисленные указания, и выполнять поставленные перед начальной школой цели?

            В программе МОУ «СОШ № 16»,  в которой я работаю со дня основания, записана проблема школы: личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению учащихся, формирование деятельной нравственной личности и цель: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, нравственной, физически здоровой, творчески мыслящей, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы.

             Отсюда для меня  вытекает ответ на поставленный выше вопрос: я выбираю личностно-ориентированное обучение.

             Попытаюсь вкратце рассказать о сущности личностно-ориентированного обучения, о целях, содержании, методах, принципах этого вида обучения, о роли учителя  в личностно-ориентированном обучении.

             

             

       ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

       Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями. Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.

       Цели личностно-ориентированного обучения:

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

- максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребёнка (субъектный опыт);

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

      Содержание в личностно-ориентированном обучении – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.

       Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, тяготеет к поисково-исследовательскому методу: 

- выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий;

- постановка учебной задачи;

- совместная с учителем поисковая деятельность;

- оценка, обоснование найденного способа;

- самооценка собственной деятельности.

          Роль учителя в личностно-ориентированном обучении – в организации поисковой деятельности. Он – участник совместного поиска. Основной формой  организации поисковой деятельности учащихся являются диалог и полилог. Формами организации диалогового общения являются работа в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся. Учитель заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся. Ученик имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнений учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои учебные и творческие способности.

            В контроле за результатами обучения личностно-ориентированное обучение немыслимо без разноуровневых, дифференцированных заданий с возможностями выбора заданий и значимых для ученика способов его выполнения (конспект, схема, модель и т.д.). В контроле делается упор на применение знаний, на выявление использованных  методов, на оценку найденного способа действий, на самооценку учеником  своих  действий,  т.е. на сам  процесс учения.

            В школе, в основном, учебно-воспитательный процесс происходит на уроке. Личностно-ориентированный урок отличается от традиционного не только и не столько какими-то «уникальными» приёмами и формами деятельности, сколько приоритетами в планировании и организации образовательного процесса. Таким образом, ключевыми моментами личностно-ориентированного урока являются:

- признание ученика носителем субъективного опыта, выявление этого опыта и использование его в учебной работе;

- участие учащихся  в организации и анализе урока, учёт их мнений при планировании последующих уроков;

- урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;

- учитель при планировании времени урока предусматривает возможности гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока;

- на уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьников;

- учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся;

- преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на зону ближайшего развития школьников;

- основной формой взаимодействия участников образовательного процесса является парная и групповая работа (диалог, полилог);

-  учитель и учащиеся оценивают  (самооценка и взаимооценка) не только результат деятельности, но и  её  процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой (по вертикали), преобладает направленность на успех;

- домашнее задание носит творческий характер, предполагает возможность выбора учеником самого задания и способа его выполнения, что может служить оснащением следующего урока.

           НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ СТРОИТСЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

           Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Исходными положениями в личностно-ориентированном обучении являются:

1) принцип целеполагания и мотивации: а) требует от учителя умения организовать и управлять деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определения темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

- на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;

- на других - ученики выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;

- на третьих – учителем на доске записываются только ключевые слова: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит?  Как влияет? Что общего?

                                                                                                                             б) определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д.,

а учащиеся на основе данного плана составляют целостную картину целей на занятия;

2) принцип открытости – возможность дополнять, видоизменять информацию, форм организации учебно-познавательной деятельности;  реализуется на основе обработки диагностики с мониторинговым подходом; диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогическое воздействие; на занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приёмами  взаимообучения и взаимопроверки;

3)  принцип вариативности -  использование на уроках (или для домашних заданий) нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению;

4) принцип успешности обучения – собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы; это позволяет увеличить интенсивность урока за счёт повышения активности учащихся и возможности оценить каждого; создаёт высокий эмоциональный подъём и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету. Увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность;

5) принцип направленности обучения на развитие личности ученика – реализуется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работу с разноуровневыми заданиями; через выбор ролей в деятельности групп; через возможность выбора уровня домашнего задания;

6) принцип индивидуализации обучения – опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.                    Как связаны принципы личностно-ориентированного обучения с принципами обучения дидактики?

         Сопоставим принцип целеполагания и мотивации с другими принципами дидактики. Вспомним, какие это принципы:

- воспитывающий характер обучения;

- принцип научности;                                      

- принцип систематичности обучения;

- принцип доступности обучения;

- принцип наглядности обучения;

- принцип сознательности и активности;

- принцип прочности обучения;

- индивидуализация обучения.

           Умение ставить перед собой цель  (на уроке – учебную) воспитывает в ученике дисциплинированность, упорство, трудолюбие; формирует и развивает умственные способности; учит обобщать изученный материал; опирается на жизненный  опыт и личные качества ученика.

          Каждый урок вводит ребёнка в мир законов, понятий, формул, теорем (такие знания называются научными). Если ученик сможет (сам или с помощью учителя) сформулировать учебную задачу для данного урока, ему  будет  легче  разобраться в сложном мире законов, понятий, формул, теорем, применить их на уроке для решения учебной задачи, применить их в жизни.

          Учебный материал представляет специально обработанные основы, части, положения, разделы науки. Все знания, которые получают школьники, представляют собой характеристику отдельных сторон, частей, свойств, состояний бесконечно развивающейся материи. Ученик при постановке учебной цели глубже сможет понять систему изучения программного материала, которая формирует логические операции сравнения, анализа, обобщения, абстрагирования, развития индуктивных и дедуктивных форм мышления.

         Новые знания всегда добавляют, видоизменяют, совершенствуют полученные ранее знания. Новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления. Когда учитель помогает ученику ставить цель, он при этом опирается на уже сформированные мыслительные умения и на формирующиеся, связывает новое содержание с имеющимися у школьника знаниями, с его личным опытом. Учебный материал доступен, если он связан с уровнем развития познавательных психических процессов, с теми видами и операциями мышления, которые сформированы и которые формируются.

           Под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Опора на чувственное познание учащихся на их представления, на их личный опыт – одно из главных условий успешности обучения. Одной из сторон организации чувственного познания  в учебном процессе является использование наглядных пособий. Умение ставить цель на уроке помогает ученику из всего материала урока выделить главное, показать это главное на схеме, и, в итоге, способствует формированию абстракций, обобщений, операций анализа и синтеза.

          С постановки познавательных задач и проблемных ситуаций начинается осознанное понимание учебного материала школьниками, повышается познавательная активность учащихся до высокого уровня, формируется устойчивое внимание и работоспособность.

         Умение ставить перед собой цель помогает найти главную мысль, главное положение в материале урока. Это определит весь путь объяснения и усвоения знаний, поможет глубже и легче усваивать всё содержание урока. Выделение главного положения и зависимых от него частей обеспечивает продуктивное, прочное усвоение материала.

         Постановка цели урока предполагает коллективную работу, но при этом каждый ученик «пропускает этот момент урока через себя» и проверяет, правильно ли он действовал.

       Сопоставление принципа целеполагания и мотивации личностно-ориентированного обучения с принципами дидактики показывает, что он содержит в себе все вышеназванные принципы дидактики и объединяет их в одно целое.

         

                                                                    Во всех детских возрастах и в отношении многих

                                                                    психических процессов (от элементарных сенсорных

                                                                    процессов и до сложных интеллектуальных действий)

                                                                    дети обладают значительно большими возможностями

                                                                    усвоения и связанного с ним психического развития,

                                                                    чем принято думать.

                                                                                                                  Эльконин Д.Б.

       Обучение осуществляется в определённых организационных формах, под которыми подразумеваются урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекция, семинар, домашняя работа и др. Как построить урок в личностно-ориентированном  обучении? Для себя я составила следующий алгоритм проведения урока.

                      АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

Урок изучения новой темы.

        1. Связь данного урока с предыдущим. ( «На какой вопрос я не смог ответить»)

На этом этапе ученики вспоминают ту проблемную ситуацию, которая была поставлена предыдущим уроком, происходит выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, т.е. выдвигается проблема. Эта проблема вытекает или из материала последнего на уроке задания, или из материала домашней работы, или с итогов самопроверки.

        2. Определение темы урока. («Тема урока»)

Выдвинутая проблема определяет тему урока.

        3. Установка цели и мотивации. («Какую задачу ставлю перед собой»)

Выдвинутая проблема ставит цель урока и мотивирует: что получит ребёнок в результате обучения, каким образом эти знания и умения повлияют на его развитие, как и где они ему понадобятся.

        4. Предварительная «установка фильтров» на новые знания (повторение знаний и умений по этим опорным словам). («Что я знаю по теме урока?»), («Что я умею делать по теме урока?»)

В теме урока ученики определяют главные опорные слова, по этим опорным словам вспоминают, что они уже знают по теме и что уже умеют делать. Приобретение новых знаний, выполнение новых заданий при этом строится так, что возвращение к пройденному материалу становится совершенно необходимым. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает существенный шаг вперёд: ранее приобретённые знания предстают в другом виде. На данном этапе учащийся анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по учебной проблеме, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в «добывание» недостающей информации.

       5. Изучение новой темы. («Решаю  задачу»)

Сначала каждый ученик должен для себя выяснить, сможет ли он сам решить задачу или ему нужна помощь учителя, учебника или соседа по парте. Далее организовывается поисковая деятельность (индивидуальная, совместная с учителем, совместная групповая), выдвигаются гипотезы, анализируются способы решения учебной задачи, сравниваются полученные выводы с текстом учебника или с рассказом учителя.

      6. Составление по теме краткого вывода. («Тема урока на схеме»)

На уроке изучения новой темы необходимо дать (или составить коллективно) ребёнку инструмент для удержания и анализа чувственно неуловимой абстракции до её вербального описания. Этим инструментом являются схемы, модели, алгоритмы, чертежи, рисунки и другие знаково-символические средства, описывающие как предмет изучения, так и способ его проебразования.Схемы, которые в практике учебной деятельности используются прежде всего как средство получения и хранения нового знания, - это то, во что отливается поиск решения учебной задачи.

      7. Практика использования знаний. («Проверяю себя»), («Помогаю соседу»)

На уроке изучения новой темы сначала коллективно выполняется несколько заданий из учебника. Но обязательно даётся задание на самопроверку, в ходе выполнения которого каждый ученик выясняет для себя, как он овладел новыми знаниями или умениями.

      8. Создание проблемной ситуации на следующий урок. «Какую задачу ставлю на новый урок?»

В ходе обсуждения  итогов самостоятельно выполненной работы вырисовывается картина: в какой степени освоил каждый ученик новые знания, овладел новыми приёмами выполнения заданий. На основе данной картины ставится проблема на следующий урок.

       9. Подведение итогов по новой теме. («Делаю выводы по теме урока»)

На данном этапе идёт работа по оценке, обоснованию найденного способа решения учебной задачи; обобщению знаний, полученных на уроке: как соотносятся полученные знания с ранее изученными, как их связать со следующими темами, найти им применение.

      10. Самооценка собственной деятельности. («Оцениваю свою работу на уроке»)

На больших полях тетради рисуется вертикальный отрезок, на котором каждый ученик оценивает свою работу на уроке (отмечает x уровень своей активности, а можно и уровень усвоения знаний и т.д.).

        Данный алгоритм проведения урока я вывешиваю над доской. Он выглядит так:

На какой вопрос я

не смог ответить?

Тема

урока

Какую задачу ставлю перед собой?

Что я знаю и умею

по

теме урока?

Решаю задачу

Тема урока на схеме

 

Проверяю себя, помогаю соседу

Делаю выводы

по теме

Какую задачу ставлю

на новый урок

Оцениваю свою работу на уроке


   

           Домашние задания в системе личностно-ориентированного обучения.

      Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

     Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

      Как я выхожу из положения?  

     Я и мой класс работает по учебно-методическому комплекту «Гармония». Но для домашних работ я каждый год с начала же учебного года я беру учебник по русскому языку Рамзаевой Т.Г. и учебник по математике Моро М.И. При подготовке к уроку намечаю упражнения из данных учебников и из учебников своего комплекта. Кроме этого даю задание творческого характера: подготовь задания для других учеников; выполни задания со «звёздочкой»; на основе схемы, составленной в классе, составь свою схему и т.п. Каждый ученик имеет право на выбор задания, но при этом он должен чётко себе представить, сможет ли сам выполнить задание.

      На одном из первых родительских собраний знакомлю родителей с гигиеной умственного труда, с требованиями к выполнению домашних заданий, о помощи родителей при выполнении домашней работы.

     

        Список использованной литературы и  ресурсов Интернета:

1. Учебные стандарты школ России. Государственные общеобразовательные стандарты  школьного общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальное образование.- М., 1998.

2. Выготский Л.С. Исследование развития научных понятий в детском возрасте. Собрание сочинений, т.6. Проблемы общей психологии \под редакцией В.В.Давыдова, с 224-234. – М.: Педагогика, 1982.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

4. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность. Избранные психологические труды \под редакцией В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.- М.: Педагогика, 1989.

5. Крившенко Л.П. Педагогика (учебник).- М.: Проспект, 2004.

6.Педагогика: Учебное пособие для педучилищ /С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова,  В.А.Сластенин.- М.: Просвещение, 1981.

7. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике.//Начальная школа.- 2003, №4.

8.ТарасоваВ.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников.//Начальная школа.- 2005, №11.

9. Болтенко В.В. Проблема трансляции лоо-процесса. File://C:\Documents and Settings\ Администратор\ Мои документы \парадигма лоо.ht 30.11.2004.

10. Генике Е.А. Личностно-ориентированное обучение. file://C:\Doguments and Settings\Администратор\Мои документы\лоо чтение, письмо.ht   30.11.2004.

11. Кузнецов М.Е. Учитель и ученик в личностно-ориентированном образовательном процессе: коцептуально-дидактическиц аспект.//Педагог,-1999, №6.

12. Плигин А. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированной технологии обучения литературе.

Концептуальные подходы … 22.11.2004.

13.Кондратьева Е.П. Проекты-2 (проблемы, поиски, опыт).- Чебоксары, 2008.

     

 

 

                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Слайд 2

АВТОР : Никитина Татьяна Димитриевна- учитель начальных классов

Слайд 3

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 4

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ТЕМЕ -повторяется материал прошлого урока; -ученик должен вспомнить вопрос, поставленный в конце урока: НА КАКОЙ ВОПРОС Я НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ?

Слайд 5

ТЕМА УРОКА Исходя из поставленной в конце прошлого урока проблемной ситуации вытекает тема данного урока

Слайд 6

КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВЛЮ ПЕРЕД СОБОЙ? учениками определяется конкретная цель урока

Слайд 7

ЧТО Я ЗНАЮ ПО ТЕМЕ -в названии темы выделяются главные- опорные слова; -по опорным словам повторяются полученные ранее знания;

Слайд 8

ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ по опорным словам из названия темы урока определяются практические действия, которые уже могут выполнить ученики

Слайд 9

РЕШАЮ ЗАДАЧУ ученик должен определить, -сам(а) -учебник -учитель помогут ему решить задачу, и в каком порядке он будет работать

Слайд 10

ПРОБЛЕМА УРОКА НА СХЕМЕ составляется: -или алгоритм решения; -или план пересказа; -или таблица; -или схема; -или модель по теме и т. д.

Слайд 11

ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ -на каждом уроке даётся задание для самостоятельной работы; -в ходе выполнения этой работы каждый ученик для себя выясняет, как он усвоил тему

Слайд 12

ПОМОГАЮ СОСЕДУ данный пункт касается чаще всего тех уроков, где идёт закрепление пройденного материала, групповая или парная работа

Слайд 13

ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ учеником делается вывод по задаче, поставленной перед собой в начале урока

Слайд 14

КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВЛЮ НА НОВЫЙ УРОК? из вывода, сделанного учениками , формулируется задача на следующий урок или ставится какая-то проблемная ситуация

Слайд 15

ОЦЕНИВАЮ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ в тетрадях за большими полями чертится отрезок, на котором каждый ученик крестиком отмечает уровень понимания темы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Слайд 2

АВТОР : Никитина Татьяна Димитриевна- учитель начальных классов

Слайд 3

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 4

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ТЕМЕ -повторяется материал прошлого урока; -ученик должен вспомнить вопрос, поставленный в конце урока: НА КАКОЙ ВОПРОС Я НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ?

Слайд 5

ТЕМА УРОКА Исходя из поставленной в конце прошлого урока проблемной ситуации вытекает тема данного урока

Слайд 6

КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВЛЮ ПЕРЕД СОБОЙ? учениками определяется конкретная цель урока

Слайд 7

ЧТО Я ЗНАЮ ПО ТЕМЕ -в названии темы выделяются главные- опорные слова; -по опорным словам повторяются полученные ранее знания;

Слайд 8

ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ по опорным словам из названия темы урока определяются практические действия, которые уже могут выполнить ученики

Слайд 9

РЕШАЮ ЗАДАЧУ ученик должен определить, -сам(а) -учебник -учитель помогут ему решить задачу, и в каком порядке он будет работать

Слайд 10

ПРОБЛЕМА УРОКА НА СХЕМЕ составляется: -или алгоритм решения; -или план пересказа; -или таблица; -или схема; -или модель по теме и т. д.

Слайд 11

ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ -на каждом уроке даётся задание для самостоятельной работы; -в ходе выполнения этой работы каждый ученик для себя выясняет, как он усвоил тему

Слайд 12

ПОМОГАЮ СОСЕДУ данный пункт касается чаще всего тех уроков, где идёт закрепление пройденного материала, групповая или парная работа

Слайд 13

ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ учеником делается вывод по задаче, поставленной перед собой в начале урока

Слайд 14

КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВЛЮ НА НОВЫЙ УРОК? из вывода, сделанного учениками , формулируется задача на следующий урок или ставится какая-то проблемная ситуация

Слайд 15

ОЦЕНИВАЮ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ в тетрадях за большими полями чертится отрезок, на котором каждый ученик крестиком отмечает уровень понимания темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология проведения современного урока

Проработав много лет учителем начальной школы, пришла к выводу, что учащиеся начальной школы также могут самостоятельно ставить перед собой проблему и решить её. Учителю важно только к этому подвести....

«Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в у...

Критерии проведения современного урока

Реализация образовательных задач урока, побуждение к поиску самостоятельных решений....

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Требования к организации и проведению современного урока иностранного языка

Требования к проведению и организации современного урока иностранного языка...

Технология проведения современного урока с элементами ИКТ в начальной школе.

Используя проектную деятельность в обучении, мы продвигаем детей в области новых технологий, приобщаем к новому типу мышления, у них возрастает познавательная активность, создаются условия для самореа...

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...