Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Васильева Ирина Викторовна

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. На мой взгляд, образовательный процесс это океан знаний, где есть всё и штиль, и шторм, и рифы, и мели. И именно учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все бури, рифы и мели. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – их деятельностный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию ставит главной задачей развитие личности ученика.

 По мнению современных школьников «Современный урок – это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»

учитель начальных классов

  МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

Васильева Ирина Викторовна

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. На мой взгляд, образовательный процесс это океан знаний, где есть всё и штиль, и шторм, и рифы, и мели. И именно учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все бури, рифы и мели. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач, и он должен быть интересен для всех участников образовательного процесса. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего ученика. И если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В рамках ФГОС меняются подходы к организации учебной деятельности и требования к современному уроку, к типам уроков, в большей степени, с интерактивными формами обучения.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – их деятельностный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию ставит главной задачей развитие личности ученика. В свете этого изменяются и технологии обучения. Меня, как любого учителя волнует, как построить урок так, чтобы дети не только овладевали знаниями, умениям, но и чтобы происходящее на уроке было интересно, на уроке сохранялась творческая атмосфера. Какие основные моменты следует учитывать при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Какие этапы конструирования урока предусмотреть? Как найти основную дидактическую структуру урока? Как разработать технологическую карту урока, которая позволяет обеспечивать эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии со стандартом.

По мнению современных школьников «Современный урок – это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». И я согласна с этим высказыванием школьников, ведь сегодня время «готовых уроков» постепенно отходит в прошлое и приходит время нестандартных уроков.

С точки зрения методики преподавания современное обучение должно строиться на технологиях практико-ориентированного обучения, когда педагогическая деятельность и учителя, и ученика направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, которые могут ими быть реализованы для решения практических и жизненных задач.

При переходе от традиционного урока к современному, во главу угла такого урока становится то, что он, прежде всего, должен быть компетентностно ориентированным, а для обучающихся с ОВЗ еще в большей степени ориентированным на формирование полноценных жизненных компетенций, использование знаний в реальных условиях. Значительное место при проектировании такого урока отводится место формулированию целей урока, где необходимо акцентировать внимание на том, что под целью в образовании следует понимать превосходящий результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Традиционно, и мы об этом знаем, на уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели, которые для «особенных» школьников должны обеспечивать, прежде всего, расширение повседневного жизненного опыта.

Особенностью разработки современного урока, прежде всего, является, создание технологической карты.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

С точки зрения педагогической науки требования к современному уроку строятся на следующих общедидактических принципах конструирования урока:

  • принцип антропогенности, т.е. с точки зрения биологической основы человека, его индивидуальных, возрастных психофизических и психолого-педагогических особенностей;
  • принцип социогенности, т.е. с точки зрения социальной адаптации и социализации человека. Указанный принцип подчеркивает необходимость отбора знаний и способов деятельности с точки зрения их практической значимости;
  • принцип культурогенности ориентирует систему образования на формирование культуры общения, культуры понимания и культуры предметной деятельности и направлен на достижение личностных результатов реализации основной образовательной программы, в том числе АООП НОО;
  • принцип диалогогенности, в основу которого положены образовательные технологии диалога и речевая деятельность;
  • принцип преемственности, который  интегрирует все вышеперечисленные принципы.

Так что же такое современный урок?

Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Все эти определения могут охарактеризовать современный урок.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо проводить уроки так, чтобы наполнять учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов, тем самым обеспечивать внедрение основного постулата федерального государственного образовательного стандарта: развитие личности обучающегося, в том числе детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно, он должен быть одушевленным личностью учителя, который сам ярко горит.

Как свечка горит у учителя сердце,

А рядом, как птица, трепещет душа,

И каждый здесь может учиться и греться,

И каждому хватит любви и тепла!

Гори, огонёк! Несмотря на ненастье,

Кому-то укажешь ты праведный путь,

Кому-то подаришь ты искорку счастья,

Гори! Свет любви невозможно задуть.

                                Маргарита Бойко.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598
  2. Спецвыпуск журнала «Все для классного руководителя», по теме «Готовим и проводим урок» // Издательская группа «Основа», 2012,№10
  3. Якушина Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» //Справочник заместителя директора школы.- 2012.- № 10.
  4. Н.А.Федорец , Л.Ф. Глебова. «Современный урок: проектирование, реализация, анализ»/ Все для администратора школы.- издательская группа «Основа», 2012, № 10.
  5. Ресурсы сети Интернет: https://www.stihi.ru/2015/03/18/11015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова

Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...

Раздел № 9. Психологическая поддержка детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС

Коррекционно-развивающий блок по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи...

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.» Л.А.Венгер. ...

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС

Практический опыт и рекомендациипо инклюзивному образованиюдетей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС...

Психологическая поддержка детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ( Попова С. А.)

Коррекционно-развивающий блок по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС

В данном материале  отражены современные теоретические и практические аспекты инклюзивного образования. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования, условия организации инклюзивной п...