памятка юному исследователю
статья по теме
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность школьников
ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.
№ | Компонент | Описание компонента |
|
1 | Проблема | Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. | Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях... |
2 | Актуальность | Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. |
|
3 | Цель | Запланированный результат ваших исследований | Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета... |
4 | Задачи | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. | Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы: |
5 | Методы | Как решать задачи, проводить исследование | Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью... |
6 | Гипотеза | Предположение, требующее доказательств |
|
7 | Теоретические основания | Теории, в рамках которых проводится исследование |
|
8 | Объект | Что исследуется |
|
9 | Предмет | Как, в каком аспекте исследуется объект |
|
Обрати внимание и на формулировку темы исследования.
ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования.
Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме.
Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач.
В заключение работы Вы должны провести рефлексию относительно ЦЕЛЕЙ и ответить на вопрос КАКОВ УРОВЕНЬ достижения цели, ЧТО НОВОГО я узнал, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ, КАКИЕ ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования?
ЖЕЛАЕМУСПЕХА»
Композиционная структура исследовательской работы
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содер-жать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информа-цию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья
Научная статья (описание работы) должна содержать:
- Оглавление
- Введение
- Основную часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы.
В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение должно включать в себя формулировку постановки про-блемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Понятийный аппарат исследования
Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это сте-пень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть много-словным.
Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:
- с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;
- с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.
Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значе-ние.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить...;
- установить...;
- обосновать...;
- уточнить...;
- разработать...
Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Следующим важным этапом работы над исследованием является вы-движение гипотезы исследования. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конст-рукции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.
Правила оформления исследовательской работы
Требования к тексту
Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.
Пример оформления оглавления
Введение…………………………………. стр.
1. Глава ……………………………………
1.1. ………………………………………
1.2………………………………………..
1.3………………………………………..
2. Глава…………………………………….
2.1………………………………………..
2.2………………………………………..
2.3……………………………………….
Заключение……………………………….
Список литературы………………………
Приложение………………………………
Примеры оформления библиографических ссылок
Образцы библиографических описаний для книг
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях
1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.
2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
Библиографическая ссылка на электронные документы
1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/
2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm
ПОЭТАПНАЯ РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы | Цели | Задания | Замер, проявления |
1. Этап вхождения в поисковую исследовательскую деятельность | Формирование умений работать с научной литературой, проводить наблюдения, планировать эксперимент | Создать опорную базу знаний, необходимую для проведения конкретного исследования, выработать конкретные умения | Определение общего уровня сформированности системы знаний, и системы умений в беседах, отдельных конкретных заданий, рассмотрение конспектов изученной литературы |
2. Этап приобретения учащимися некоторого опыта исследовательской деятельности | Ориентация на приобретение учащимися достаточного опыта исследовательской деятельности | Научить методике работы с научно-технической информацией, самостоятельному составлению плана исследования, проведению наблюдения | Уровень овладения основными исследовательскими умениями, любая информация воспринимается, не только как конкретное обозначение предметов и действий, а как побуждение к соотнесению отдельных явлений установлению между ними взаимосвязей |
3. Этап собственно исследовательской деятельности | Выдвижение гипотез и их защита | Построить систему знаний и методов их использования для проведения конкретного исследования | Нахождение связей между явлениями систематическая работа с научной литературой, самостоятельная работа по подбору необходимой литературы |
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА
научно-исследовательской работой учащихся
1. Выбор темы исследования
- Определение сферы учебных интересов :
- «от широкого к узкому»
- Образовательная область: обществознание,
- Предмет: экономика.
- Раздел, макроэкономика.
- Тема: рыночная экономика в России.
- Подтема: Социальная политика при переходе к рыночной системе.
- Проблема: Социальная политика в Мурманской области.
- Определение возможности реализации исследовательской проблемы;
Есть:
- Ежеквартальные выступления Губернатора (Мурманский вестник»)
- Концепция социально-экономического развития на период до 2005 г.
- Стратегия экономического развития Мурманской области до 2015 г.
- Статистические сборники.
и т.д.
- Предположение возможных результатов работы:
- В условиях окончания перехода к рыночной экономике и сформировавшегося противоречия «дикий рынок» - «экономически незащищенный человек» необходимо на уровне федерального и регионального правительства принимать меры» которые будут способствовать социализации большинства населения Мурманской области, помогут адаптироваться к условиям рынка, преодолеть социальные противоречия, даже антагонизмы.
Эти меры | |
Правительством принимаются | не принимаются |
В целом приводят к позитивному результату | Не способствуют защите населения |
Принимаются населением позитивно | Принимаются населением негативно |
Направлены только на малообеспеченные слои населения | Действуют дифференцированно и избирательно |
- Выдвижение гипотезы.
За последние 2 года уровень жизни жителей Мурманской области (моей семьи, семей одноклассников, населения микрорайона) повысился благодаря деятельности правительства Мурманской области.
В течение работы гипотеза может меняться, модифицироваться.
2. Обор материала
- Определение понятий и терминов
федеральное и региональное правительство
социальная политика
социальная защита
социальные гарантия
концепция социально-экономического развития
экономическая стратегия
социальная защита
рыночная система
права человека (социально-экономические) и т.д. - Изучение теории
работа с картотекой в библиотеке
работа с компьютерными системами составление
списка теоретической литературы - Изучение статистических данных
анализ статистики
выход на обобщения уточнение гипотезы - Полевое исследование
социологические опросы
сопоставление данных теории, статистики, эмпирических исследований
3. «Чистка» материалов
Структурирование только того материала, который «работает» на гипотезу (первоначальную или измененную)
Безжалостный отказ от всего лишнего, на которое потрачено, возможно, много времени, и который, возможно, представляет очень большой интерес.
4. Оформление
Общие требования к работам.
На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные индивидуально или в группе в форме доклада или отчёта об эксперименте. Защита работы сопровождается слайдами, рисунками, чертежами, схемами.
Научная работа должна быть:
- исследовательской,
- актуальной,
- иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
- поставлены задачи,
- намечены пути их решения,
- работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список использованной литературы, титульный лист,
- работа, представленная на конференцию, должна сопровождаться тезисами и рецензией научного руководителя.
Памятка №1.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема - отражает характерные черты проблемы.
Объект - это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории н практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи н отношения, которые подлежать непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Цель формулируется кратко я предельно чётко, отражая планируемый результат исследования
Задачи - это развитие цели, иначе - промежуточные результаты, которые определяют пошаговые действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Кружок "Юный исследователь" для младших школьников
Мною разработана программа кружка «Юный исследователь». Содержание кружка представляет собой систему 3 учебных модулей:1 модуль - исследовательская деятельность, 2 модуль - проектная деятельност...
Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.
Данная статья содержит краткий материал из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время....
Кружок "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для учащихся 3-4 классов....
Памятка юному исследователю.
Моё исследование.1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? «О жизни ..».2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из ...
памятка юному исследователю
Материал поможет ученику в проведении собственных исследований....
Работа участника регионального этапа Российского соревнования юных исследователей"Шаг в будущее.Юниор"-XV окружного заочного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее.Юниор."
АннотацияЦель исследования: изучить степень влияния пчел на жизнедеятельность людей.Задачи:1 этап-провести анкетирование среди учащихся, чтобы узнать, что они знают о пчёлах2 этап - изучить, кто такие...
Комментарии
памятка юному исследователю
Юлия, спасибо за материал.