Метод проектов
материал по теме
Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Поэтому так важно заинтересовать детей исследовательской работой.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сибирякская средняя общеобразовательная школа»
Родионова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, по пробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследо вательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленнос ти. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявля ется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Затем ребенок идет в школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными програм мами и стандартами. И очень часто на исследо вание того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно ориентированный подход в обучении!
Исследовательские качества, конечно, не уга сают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «раз вивать исследовательские умения, качества» (как часто это выражение встречается в пояснительных записках!), но фактически приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впав шее в кому». Исследовательский дух может про снуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке
Представление и защита проектов в начальной школе - это еще не стендовый доклад, не аргу ментированная защита, но красочное действо, про екты «в картинках», наука «в цветочек».
Проекты учащихся 5-11-х классов широко пред ставлены в Интернете, журналах, а о проектах уча щихся начальной школы только пишется, говорит ся, но образцов очень мало.
В начальной школе было бы очень эффективно провести конкурсы проектов, выполненных сами ми малышами, малышами с участием членов се мьи, разновозрастными группами школьников («коллективное шефство» из пионерской истории: за каждым старшеклассником «закрепляется» младший школьник или, например, пятиклассник и первоклассник выполняют проект в двоем, а их ра боту курирует десятиклассник).
Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо также пригла шать младших школьников на защиту проектов старшеклассников (всегда можно найти темы, ко торые будут в общих чертах понятны и малышам). Для учащихся начальной школы было бы полезно и привыкание к научной терминологии, и наблюде ние за техникой выступлений, и сравнение себя ровесниками и учащимися старших классов, рас ширение круга общения.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают ана литические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособ ность. Ведь ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом многие наши изобретатели и рационали заторы не всегда могли должным образом офор мить свое «детище». А в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Конференции различного уровня для учащихся старших классов называют «стартом в науку», а подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе
Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то очевидно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учи теля. Движение вперед (вверх) опирается на фун дамент, и чем он прочнее и выше, тем выше план ка достижений.
Метод проектов не является принципиально но вым в мировой педагогике. Родившись из идеи сво бодного воспитания, в настоящее время он становит ся интегрированным компонентом вполне разрабо танной и структурированной системы образования.
В основе метода лежит развитие познаватель ных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компе тенцию в вопросах, связанных с темой проекта, раз вивать критическое мышление. Этот метод все гда ориентирован на самостоятельную деятель ность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащи еся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают ис следовательские, творчес кие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически со впадает со структурой реального научного иссле дования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельнос ти. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Творческие проекты не имеют детально про работанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее разви вается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требу ют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участ ники выбирают себе определенные роли. Резуль таты таких проектов чаще вырисовываются толь ко к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой инфор мацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированные проекты отли чает четко обозначенный с самого начала харак тер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, ко торая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совме стную деятельность участников.
Что является критериями успеха работы над проектом?
* Достигнут конечный результат.
* Создана активная команда участников про екта, способная продолжить работу в будущем.
* Результат проекта может быть использован другими коллективами.
* Информация о проекте широко распространена.
* Затронуты все аспекты: природный, соци альный, экономический.
* Получено удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из про ектов руководителем должна быть четко выстро ена логическая схема:
- Задачи: создать, провести, обеспечить, при влечь, подготовить, выполнить...
- Методы-виды деятельности.
- Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в груп повых проектах, комплексных коллективных рабо тах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, прихожу к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.
Особое внимание следует обратить на следу ющие моменты:
* баланс ролей;
* четкость целей;
* согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
* выработка единой системы ценностей:
* формирование умения выходить из конфликт ных ситуаций;
* воспитание поддержки и взаимного доверия:
* разработка подходящей методики работы:
* обеспечение успешного руководства со сто роны учителя;
* регулярный отчет о проделанной работе:
* ориентация на индивидуальное развитие каж дого ребенка;
* развитие навыков общения.
Отчет должен содержать следующие разделы:
* Введение, в котором следует четко сформу лировать цель исследования (она должна быть от ражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, ме сто, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
* Отчет о проведенных исследованиях: описа ние объекта исследования, методика работы, по лученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью иссле дования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаг раммах, тезисах.
* Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрог нозировать изменение этого состояния в ближай шее время и в отдаленном будущем при сохране нии существующей ситуации.
* Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации - перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
* Список использованной литературы.
Хочу предложить некоторые проекты, которые помогут педагогу и его воспитанникам в процессе взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Эти проекты сделать экологическую деятельность младших школьников увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Именная книга
Цель проекта — составить своеобразную копил ку имен, которыми люди называют кошек, собак, хомячков, попугайчиков, других домашних живот ных. В книгу попадает не только «основное» имя, но и производные от него, какие используют люди, обращаясь к своим любимцам.
Проект может быть индивидуальным, но для малышей увлекательна его коллективная форма. Ведь она предполагает элементы соревнования: например, кто соберет больше кошачьих имен. На одном из этапов проекта класс разбивается на группы, и несколько разделов книги, посвященных разным животным, в том числе домашним живот ным, разводимым в сельском хозяйстве: коровам и поросятам, лошадям и кроликам, домашней птице и др., составляется одновременно. (Приложение № )
Чистое утро
Чистое утро — это подарок ребят своей плане те. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обыч но, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.
Такая уборка должна оказаться приятной нео жиданностью для людей, которые пройдут по это му участку. Работа по секрету от всех увлекает детей, как игра. Продолжением ее должен быть неожиданный для детей визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего тай ну» чистоты, с благодарностью малышам.
Проект может осуществляться и в самом школь ном здании: в школе, где много цветов, дети могут вытереть пыль с листьев, полить растения; «про никнуть» в школьную столовую, чтобы не только протереть влажными тряпочками столы, но и по ложить вырезанные из бумаги салфеточки, поста вить в полиэтиленовых стаканчиках букетики из желтеющих листьев и т. п.
День цветов.
Стать зачинателем нового праздника в народ ном календаре — завидная роль! Есть в наших календарях и Новый год, и профессиональные праздники — День учителя, День шахтера. Есть даже День Земли! А почему бы не подарить стра ницу нашего календаря цветам?! Это и есть цель проекта
Какой день выбрать? Это задача не из легких. Прежде чем принять решение, дети стараются узнать о цветах как можно больше. Но главное — чем же будет отмечен этот день? Может, традицией Дня цветов будет создание цветочных аллей? А может, особых пестрых клумб, на которые каждый, кто отмечает этот день, высадит свой цветок? может?.. А может праздник для всех! (Приложение № )
«Сорные» слова
Экология собственного «Я» включает в себя культуру нашей речи. Речь младших школьников, несмотря на их юный возраст, уже насыщена «сорными» словами. Чем раньше от них избавятся ребята — тем для них лучше. Представим, что все наши слова - это сказочные растения. Красивые слова — как благоухающие цветы. Плохие, лиш ние слова — как некрасивая, ядовитая сорная трава.
Найдем в классе место для «клумбы» каждого ученика. Все дети по очереди будут садовником который высадит на клумбы и красивые, и сорные «цветы» своих друзей, конечно же, при помощи учителя.
Всем хочется, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот дело в том, что сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторит в течение дня (двух, трех — по усмотрению учителя). Проект завершается праздником, посвященным Русскому языку. Всем, кто избавился от «сорняков», вручаются в подарок книжки.
Птичья «столовая».
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его — в создании и организации регулярной рабо ты птичьей «столовой» на школьной территории Дети продумывают, где лучше разместить «столо вую», какие кормушки, для каких птиц предусмот реть. Подготовительный этап заключается в на коплении корма и изготовлении кормушек.
Открытие птичьей «столовой» проводится тор жественно, а далее дети поочередно ведут наблюде ние за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. Особую радость ребят вызывают стайки воробьев, ожидающие корм. Ре бята замечают, что птицы привыкают к «столо вой» и радуются, когда ученики приходят к ним.
Праздничное настроение.
Подарить людям праздничное настроение — цель проекта. А суть его в том, что младшие школьники рисуют праздничные листовки, которые затем развешивают на дома своей деревни.
Домов много, а потому проект предполагает «организацию целой типографии: кто-то переводит рисунки простым карандашом, кто-то пишет тек сты поздравления, кто-то дополняет листовку аппликацией, кто-то раскрашивает рисунки. В это время группа ребят считает количество домов, выясняет необходимое количество листовок. В работе типографии принимают участие и взрос лые: учитель ИЗО, родители.
Наибольшую радость получат и ребята, и жители деревни, если текст поздравления будет ориги нальным, искренне-детским. Особое внимание — пожилым людям. Детские поздравления поднимут настроение ветеранам Великой Отечественной вой ны в День Победы, бабушкам — 8 Марта и т. д.
Уважение к старшему поколению, теплые, дру жеские отношения детей и стариков, умение дарить радость — это и есть экология детской души. ( Приложение № )
Березкины слезки
Вернее — березка без слезок. Это цель проекта. А суть его в том, что весной, во время сбора бере зового сока, дети выходят в березовые рощи, бере зовые аллеи, чтобы проверить: нет ли у берез опасных ран, оставленных нерадивыми любителя ми сока. Замеченные ранки дети закрывают при готовленной смесью. Практическая часть проекта включает в себя и изготовление рекламных листо вок о том, что наступившая пора сбора березового сока представляет серьезную угрозу для нашей березовой рощи и каждый должен позаботиться о ее безопасности, беречь и призывать к этому дру гих людей.
В эти дни дети стараются побольше узнать о березках, о разнообразия их видов (а их больше 100), о том, как вошла березка в названия городов, деревень, рек. Березе посвящается праздник. А повод для такого праздника — это то, что благо даря работе ребят эта весна для берез из ближай шей рощи обошлась без слез.
Дождики
Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос — цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек, дедушек, как называются дожди, и поис кать любопытные названия дождей в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко... Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ — тем дождям, которых не должно быть на Земле, — кислотным, радиоактивным.
В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь — к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город и т. д. Общий вывод: «Дождь — это тоже хорошая погода». Проект может послужить началом для новых проектов Дождливых тропинок, цель которых — наблюдение за природой во время небольшого – дождика.
Знакомые незнакомцы
Проект заключается в том, чтобы научить младших школьников узнавать деревья в зимнее время. В ходе проекта детям предстоит пройти зимними маршрутами в ближайшем парке, лесо парке, принять участие в разнообразных конкур сах, дождаться, пока на собранных в лесу и постав ленных в баночки с водой веточках появятся ли сточки и скажут, какое это дерево или кустарник.
Лесная аптека
Цель проекта — познакомиться с лекарственны ми растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе.
К открытию лесной аптеки дети готовятся и в классе, (приложение № ) и самостоятельно. Во время прогулки в лес с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это будут наиболее доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т. п. В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.
Лесная аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих похо дах, загадают загадки и т. д. А в завершение рек ламно-информационной программы вручат подар ки — сборы лекарственных трав. И совсем не обязательно своим же родителям, лучше — дру гим семьям: листья лопуха, например, — родите лям Лены, потому что у девочки длинные волосы, а мяту — родителям Димы, у них большая семья, пусть пьют вкусный чай, а вот Алеша недавно переболел — его родителям подарим шиповник, чтобы у Алеши прибавилось сил, и т. п.
Экологическая фирма «Зеленый дом»
Цель проекта - увеличить численность расте ний в наших домах, помочь людям найти себе «зеленых друзей» среди комнатных цветов. Эколо гическая фирма «Зеленый дом», организованная детьми, берется выращивать комнатные цветы, чтобы распространять рассаду среди жителей своей деревни. Фирме, разумеется, требуется рек лама, и это станет одним из этапов проекта. Будет кропотливая работа по разведению цветов. Состо ятся выставки, ярмарки, на которых цветочная рассада в специально склеенных детьми бумажных стаканчиках будет передана всем желающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...
Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"
Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...
Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"
Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....