Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"
статья по логопедии (2, 3, 4 класс)
Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический паспорт проекта "Слово в слове" | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Метод проектов в условиях школьного логопункта.
Проект «Слово в слове»
Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ школа
№ 403 Пушкинского района Санкт – Петербурга
Морозова Елена Александровна
2020 год
Метод проектов широко используют учителя – логопеды школьных логопедических пунктов. Я представляю опыт работы над проектом «Слово в слове»: описание проекта, распределение деятельности по этапам проекта, методический паспорт, описание продукта. В результате проектной деятельности учащимися 2-4 классов, которые занимаются на логопункте, была создана игра – лото «Слово в слове». Эту игру я использую во время логопедических занятий. Она позволяет расширять словарный запас, развивать фонематический слух и орфографическую зоркость. Детям нравится видеть результаты своего труда и результат совместной деятельности с одноклассниками.
Проект «Слово в слове»
Актуальность: интеграция межпредметных ЗУН, привитие интереса к предмету «Русский язык»
Вид проекта: метапредметный (исследовательский); долгосрочный (учебная четверть)
Участники проекта: ученики 2 – 4 классов, занимающиеся на логопункте, учитель - логопед
Место проекта: внеклассная деятельность
Ожидаемый продукт: игра «Слово в слове»
Презентация продукта: март (для учеников 2 – 3 классов)
Ожидаемые результаты: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие орфографической зоркости
Этап | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I Мотивация, постановка проблемы, запуск проекта | 1.Вводит в ситуацию: «Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир русского языка» 2.Формулирует проблему проекта: -Можно ли на слух определить «слово в слове»? 3.Определяет задачи: | 1. Вживаются в ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. 3. Принимают задачи проекта: |
- Привитие интереса к предмету «Русский язык» - Приобретение навыков совместной деятельности с учителем - логопедом и сверстниками. - Выработка умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию, совместно планировать свои действия. - Изучение толковых словарей для объяснения лексического значения некоторых слов. -Актуализация словарного запаса - Привитие навыков работы | ||
II Организация работы над проектом | 1.Активизирует полученные ранее знания учащихся. Работа строится на основе: - знаний по русскому языку - умений отбирать слова - умений пользоваться различными источниками информации 2.Помогает спланировать совместную деятельность учащихся; обсуждает план работы над проектом, учитывает мнение учащихся, вносит коррективы. 3. Помогает учащимся распределиться на группы 4. Распределяет обязанности (задания) между учениками, группами 5. Организует деятельность учащихся 6. Проводит беседу о разнообразии значений слов русского языка | 1.Систематизируют информацию: - при отборе слов - на страницах игры 2. Знакомятся с планом работы, обсуждают его, вносят коррективы 3. Разделяются на группы 4. Распределяют обязанности 5. Осуществляют деятельность 6. Слушают беседу о разнообразии значений слов русского языка |
III Практическая деятельность. Оформление игры «Слово в слове» | -Организует работу над проектом -Оказывает практическую помощь -Дает рекомендации -Следит за выполнением правил безопасности при работе с режущими инструментами и пр. -Ненавязчиво контролирует работу каждой из групп, оказывает помощь и поддержку в систематизации и оформлении материала -Оказывает в случае необходимости помощь в оформлении игры | 1.Обращаются к списку отобранных слов. 2. Докладывают о полученной информации для создания игры 3. Делают выводы 4. Отбирают, систематизируют, оформляют материал для игровых полей 5. Делают рисунки 6. Проводят оформление 7. Договариваются о защите проекта. 8. Готовят презентацию |
IV Презентация продукта деятельности | 1.Помогает готовить презентацию:
индивидуальной помощи участникам презентации логопеда 2.Приходит на помощь в случае затруднения 3.Подводит к формулировке вывода: «Русский язык – очень важный предмет. Умение слушать внимательно слова и знание орфографических правил поможет писать грамотно » 4.Побуждает к выполнению совместных действий. | 1.Представляют презентацию игры «Слово в слове» для уч-ся 2-3 классов. Полезные советы «Как стараться писать без ошибок»
2.Делают вывод о решении проблемы: «Можно на слух определить «слово в слове». Если слушать внимательно слова и знать орфографические правила, то это поможет писать грамотно».
3.Проводят анкетирование присутствующих |
V Подведение итогов | - Предлагает составить устный отзыв об участии в проекте (чему научился, что понравилось, с какими трудностями столкнулся) - Ставит новую проблему | -Устно высказываются о проделанной работе Определяют цель нового проекта |
Методический паспорт проекта
1 | Название проекта – «Слово в слове» |
2 | ФИО руководителя проекта – Морозова Е.А. |
3 | Название образовательного учреждения - ГБОУ школа №403 |
4 | Год разработки учебного проекта – 2019 г. |
5 | Участники проекта - ученики 2-4 классов, занимающиеся на логопункте |
6 | Опыт использования – логопедические занятия, внеурочная деятельность |
7 | Тип проекта - межпредметный, практико-ориентированный, индивидуальный, долгосрочный |
8 | Учебные предметы, предметные области, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, изобразительное искусство. |
9 | Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - окружающий мир |
10 | Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет |
11 | Методы, использованные в работе над проектом: объяснение, беседа, чтение, составление плана. |
12 | Гипотеза проекта: действительно ли в некоторых словах русского языка «спрятаны» другие слова. |
13 | Проблема проекта: можно ли на слух определить «слово в слове»? |
14 | Цель проекта
|
15 | Задачи проекта: - Приобрести навыки совместной деятельности с учителем - логопедом и сверстниками. - Вырабатывать умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию. - Сотрудничать друг с другом. - Совместно планировать свои действия. - Изучить толковые словари для объяснения лексического значения некоторых слов. |
16 | Форма организации детей: групповая, индивидуальная. |
17 | Ведущая деятельность: поиск слов; изобразительная деятельность. |
18 | Сфера применения результатов: внеурочная деятельность, логопедические занятия |
19 | Используемые технологии: проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. |
20 | Форма продукта проектной деятельности: игра «Слово в слове» |
21 | Способ представления результатов на презентации: презентация |
22 | Время работы: 3 четверть |
23 | Стартовый уровень обученности и сформированности УУД Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации Познавательные: предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники; Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
24 | Приращение компетенций учащихся: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. |
25 | Режим работы (организационная форма) - внеурочная деятельность |
26 | Материально - техническое оснащение • библиотека; • Интернет; • фотографии; • компьютер; • мультимедийная установка |
27 | Описание проекта. Этапы работы над проектом и их описание 1 этап: Организационный Беседа с детьми о разнообразии значений слов русского языка. - Выбрали тему исследования, связанную со звуковой структурой слов - Определили цели и задачи исследования. - Составили план для проведения работы.
- Изучали литературу. - Записывали слова, находили «слово в слове». - - Записывали лексическое значение незнакомых слов. 3 этап: Создание продукта проектной деятельности Собранную информацию печатали на компьютере, рисовали рисунки, делали игровые поля, создавали правила игры совместно с учителем – логопедом. 4 этап: Презентация игры (в классе, на логопедическом занятии) |
28 | Аннотация |
Описание продукта. Игра «Слово в слове»
Форма игры – лото: 14 игровых полей, 56 маленьких карточек.
Цель игры: Создавать предпосылки для формирования навыков грамотного письма, для профилактики нарушений письменной речи.
Задачи: формирование навыков звуко - буквенного анализа слова; развитие фонематического слуха; обогащение словарного запаса; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
Ход игры
1 вариант
Большие игровые поля раздаются игрокам, а маленькие карточки остаются у ведущего. Он зачитывает слово на маленькой карточке, игроки ищут на своем игровом поле такое слово, которое входит в состав слова, озвученного ведущим. Тот, кто нашёл, получает карточку и кладёт ее слева от рисунка на игровом поле. Победителем игры считается тот, кто первым закрыл своё игровое поле.
2 вариант
Большие игровые поля раздаются игрокам, а маленькие карточки лежат на столе. Участники игры по очереди берут карточку, переворачивают ее, зачитывают слово. Остальные игроки ищут на своем игровом поле такое слово, которое входит в состав слова, озвученного ведущим. Тот, кто нашёл, получает карточку и кладёт ее слева от рисунка на игровом поле. Победителем игры считается тот, кто первым закрыл своё игровое поле.
Приложение (примеры использованных слов): Мышьяк, тапочки, графиня, чертёж, котлета, фуражечка, столб, столб, признак, лестница, черепаха, колосья, молоко, минутка, дрель, еноты, марка, паром, собака и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...
Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.
В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...
Организация коррекционно-развивающей работы в условиях школьного логопункта
Данная раздел раскрывает особенности логопедической работы в общеобразовательной школе. Для правильного отображения презентации необходимо установить файл шрифта "Пропись"....
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Предложенные игры и упражнения являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....
Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта
Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...