Учебно-методическое пособие "Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга".
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie..docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Листаем поэтические страницы Санкт-Петербурга»
(составитель: Игнатьева Елена Георгиевна)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Удивительный город Петербург… В его историческом центре почти на каждом шагу встречаем мы прекрасные старинные здания, дворцы, скульптурные украшения. За три сотни лет было создано громадное количество художественных произведений – и стихотворных, и прозаических, - посвященных Петербургу. Александр Блок говорил: «Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются!»
Одна из целей школьного краеведения: дать знания о городе, подчеркивая многогранность петербургского наследия; пробуждать познавательный интерес к Петербургу; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия; формировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
Изучение литературного (поэтического) наследия Санкт-Петербурга дает богатый материал для развития речи. Это является второй задачей. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Поэтическое богатство прошлого и современности Петербурга помогает в работе над изобразительными средствами языка (сравнением, эпитетами, метафорами, перифразом, синонимами, антонимами).
Чтобы работа над стихотворениями была более доступной понятной школьникам, перед занятием необходимо побывать на экскурсии, посетить те места, о которых пойдет речь на занятии.
Я предлагаю несколько тем, которые могут вызвать интерес у школьников. Это годичный курс из девяти тем, каждая из которых включает в себя экскурсии и занятие в классе (чтение стихов поэтов прошлых веков и сегодняшних дней, обсуждение, рисование, подбор рифм, попытка написания своих поэтических произведений об уголках Санкт-Петербурга).
1тема. Блистательный Санкт-Петербург.
После обзорной экскурсии необходимо поговорить о дате рождения города, о символах города (гербе, флаге, гимне). Можно составить портрет города (5 эпитетов о городе; 5 мест, которые хотел бы показать гостям; 5 «болезней» города; 5 правил поведения петербуржца). На этом занятии будем читать стихи о родном городе. Хотелось бы, чтобы каждый ребенок нашел и прочитал хотя бы несколько строк из произведений поэтов-классиков.
Литературный материал.
Я вижу град Петров, чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могущей славы,
Потомками его украшенный стократ!
Повсюду зрю следы великия державы,
И русской славою след каждый озарен.
(П.Вяземский)
Я Петербург люблю, с его красою стройной,
С блестящим поясом роскошных островов,
С прозрачной ночью – дня соперницей беззнойной,
И с свежей зеленью младых его садов.
(П.Вяземский)
Где вечно плакали туманы
Над далью моха и воды,
Забили светлые фонтаны,
Возникли легкие сады.
Где плавали за рыбной данью
Два-три убогие челна,
Закована глухою гранью
Невы державная волна.
(С.Соловьев)
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
И силой творческой, в мгновенье,
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град, - и, в удивленьи,
Свет чудо новое узрел.
(В.Романовский)
Там, где висят туманы на просторе
И солнца блеск не виден в небесах,
Где ветра ждет корабль, чтоб выйти в море,
И где сирен протяжны голоса,
Где волны злые Финского залива
Спешат Неву поворотить назад,
Врываются в нее и суетливо
Гранитный берег пеной бороздят, -
Как исполин, вознесся этот город,
Годами здесь трудились мастера.
Ужель другого не было простора,
Где б завершен был замысел Петра?
Дома, дворцы здесь в блеске небывалом,
Колонны их возносят на плечах.
Здесь улицы и строгие каналы
Хранят веков суровую печать.
Петр на коне, величественный, гордый,
В его глазах – пылающий огонь.
На глыбе скал из хладных финских фьордов
Сдавил змею его могучий конь.
(А.Кутатели)
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце под Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем
И он растет,
И мы растем.
(М. Борисова)
2тема. Реки и каналы Петербурга.
После экскурсии по рекам и каналам ребята подбирают стихи о Неве, других реках и каналах города. Составляют карту своей экскурсии, добавляют те реки и каналы, о которых узнали из книг и справочников. После обсуждения характера Невы (Спокойная, труженица, грозная, бушующая) Можно предложить детям изобразить Неву на рисунке, потом словами потом стихами собственного сочинения.
Литературный материал
Нет, никогда передо мной,
Ни в час полудня, в летний зной,
Ни в тихий час перед зарею,
Не водворялся над Невой
Такой торжественный покой.
Глубоким пламенем заката
Земля и небо – все объято…
И, неподвижный я стоял,
И всё забыл, и по простору
Невы великой – волю дал
Блуждать задумчивому взору.
И я глядел: неслась река,
Покрыта вся румяным блеском,
И кораблям, с небрежным плеском,
Лобзала темные бока.
(И. Тургенев)
Опять смотрю я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Всё стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струиться лунное сияние.
(Ф. Тютчев)
Вспыхнуло утро в туманах блуждающих,
Трепетно, робко сказалось едва….
Точно как сеткою блесток играющих
Мало- помалу покрылась Нева!
Света все больше.… За тенью лиловою
Солнце чеканит струей огневой
Мачты судов над водой бирюзовою,
Выше их, ярче их – шпиль крепостной.
Давняя мачта! Огней прибавляется!
Блеск так велик, что где чайка крылом
Тронет волну – блеск волны разрывается,
Гребень струи проступает пятном.
(К.Случевский)
Есть в нашем городе река,
Ее зовут Нева.
И широка, и глубока
Речная синева.
Нева волною в берег бьет,
Нева к заливу лед несет.
(Н.Полякова)
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
(М.Борисова)
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела…
Котлом, клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась…
(А.Пушкин)
Привели меня к дому сперва,
Где жил Пушкин. Сказали: «Постой-ка…»
Я спросил: «Эта речка – Нева?»
Мне сказали: «Ты что, это Мойка!»
А потом вроде узкого рва
Видел речку свинцового цвета.
Я спросил: «Неужели Нева?»
- Нет, канал Грибоедова это.
А потом шелестела листва
Сколько статуй! Какая прохлада!
Я спросил: «Эта речка – Нева?»
- Нет, Фонтанка, у Летнего сада.
А потом синева, синева,
Шпиль, и солнце, и волны, и ветер.
Я не спрашивал: «Это Нева?»
Я и сам бы любому ответил!
(А.Кушнер)
Грустя, бреду, один, влюбленный,
Как, ночь-врага легко тесня,
Домов старинные колонны
Внезапно вспыхнут от огня.
Цвет золотистый, цвет шафранный,
Мечту ты гонишь от меня!
И милый сон реки Фонтанной,
Прости! Потонет в громе дня.
(В.Княжнин)
Стихов о Неве и реках Петербурга очень много. Они отличаются по времени написания. Стихи прошлого века более сложные для восприятия младшими школьниками, но в них больше изобразительных средств, необходимых для развития речи. Дети могут сравнить описание Невы в разное время года, в разное время суток, подбирать рифмы, изобразить Неву на рисунках, составить план-карту рек нашего города.
3 тема. Мосты повисли над водами.
Эта тема связана с предыдущей. На экскурсии мы повторим те знания, которые есть у детей о реках и каналах, и будем любоваться мостами Петербурга. Важно показать их особенности: самый широкий мост, самый длинный, разводные, с необычным оформлением.
Занятие по этой теме будет более художественное, чем литературное, но стихи на нем будут звучать обязательно. Например, можно использовать их в качестве загадок и одно из заданий будет придумать свои загадки о мостах. В конце занятия можно нанести некоторые мосты на карту рек.
Литературный материал.
Есть мосты в Ленинграде –
Шесть сотен мостов.
Не припомнить и за день
Всех его островов.
Есть Васильевский, Заячий,
Каменный есть…
В этих строчках, ты знаешь ли,
Всех, пожалуй, не счесть!
Сто один числят остров –
Вот наш город каков!
Людям было б не просто
Обойтись без мостов!
Вот тяжелый гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный, отлитый,
Весь почти кружевной.
Львы крылатые, кони
Глядят с высоты…
Незаметно, спокойно
Служат людям мосты.
Ведь по ним, не смолкая,
То вперед, то назад
Лихо мчатся трамваи
И машины спешат.
И идут пешеходы,
Не замедлив шаг,
И скользят пароходы
Под пролеты мостов
(Н.Полякова)
Разводят мост со скрипом мерным.
Ночной народ у берегов
Стоит с вниманьем лицемерным
И без конца глядеть готов.
За баржей баржа вслед буксиру
Проходят длинной чередой.
Похож огромный руль на лиру,
Замолкнувшую над водой.
(С.Городецкий)
Глядит с перил морской конек-
Ведь путь до моря недалек.
(Е.Ефимовский «Мост Лейтенанта Шмидта»)
У перил Литейного
Речные нимфы в ряд
Герб обняли Питера
И над Невой парят.
(Г.Байда)
Ночь стоит на своем посту,
Сны забытые затая:
Не на Кировском ли мосту
Начиналась любовь моя.
(Л.Куклин)
Ты видел, как разводятся мосты?
Неспешно, плавно поднимают крылья-
И замирают, словно нет усилия,
Естественны движенья и просты
(Н.Карпова «Дворцовый мост»)
Над рекою Фонтанкой
У городской черты
Часовыми стояли,
Петербург охраняли
Башенные мосты.
(Г.Байда «Старо-Калинкин мост»)
Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья, и храпят.
Но мышцы юношей могучих,
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор.
Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихию
Воды, и стали, и огня.
(Н.Браун)
Чугунной цепи грузное звено,
Как трудный день, повисло над водою
Канала, над исхоженным мостом,
Где каждая доска, как половица,
Знакома нам, где тишина, как стон,
Где мне опять дано остановиться
Под взглядом львов озябших
И опять склониться к ледяной воде канала.
(Н.Полякова «Львиный мостик»)
Одеты в снежные тулупы,
В сиянье золоченых крыл
Они увесистые крупы
Вписали в кружево перил.
И над безмолвием канала,
В колючем инее оград,
Где их зима околдовала,
Глазами мертвыми глядят.
(В.Рождественский «Банковский мост»)
Сфинкс, не разгаданный до гроба, -
О нем и ныне спорят вновь…
(П.Вяземский)
Волшба ли ночи белой приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратных Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немеркнущий разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?
(В.Иванов)
4 тема. Летний сад.
Хорошо бы побывать в Летнем саду осенью, во время листопада, почувствовать красоту осенней природы, собрать листья. На занятии, кроме чтения стихов, можно сделать коллективное панно из листьев «Летний сад осенью». Побывав у памятника И.Крылову, можно инсценировать басни, нарисовать животных.
Литературный материал.
На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов…
(В.Блейков)
Что такое Летний сад?
Это кружево оград.
Летний дом царя Петра,
Дивных статуй череда.
(В.Блейков)
День золотой, благоуханный
В начале мая, Летний сад,
Голубоватый и туманный,
За сенью Фельтенских оград.
Прозрачна длинная аллея,
Душиста неба синева,
Отрадной свежестию вея,
Течет сапфирная Нева.
(В.Княжнин)
А это что за кружева
Видны там впереди?
К решетке-чуду поскорей
Поближе подойди.
Как в сказке замерли цветы.
Волшебник, кто же он?
Давным-давно все это сплел
Из чугуна Фельтен…
(В.Блейков)
Шуршащих листьев влажная прохлада.
А листья оторвутся и висят.
Порой настолько их полет неспешен,
Что кажется тебе, весь этот сад
Парит, на нитях солнечных подвешен.
(А.Краснов)
Железо, покоряясь, влиянию огня,
Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
(П.Вяземский)
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
(А.Ахматова)
Как не лень дождю по суткам литься!
Низко тучи ходят над Невой.
Летний сад давно осыпал листья,
Листья, словно дождик золотой.
(Н.Полякова)
По Лебяжьей, по канавке,
По небесной синеве,
Тихо весла поднимая,
Лодка движется к Неве.
(Н.Браун)
Баснописец Крылов, баснописец Крылов.
Он в саду среди кленов сидит у дубов.
А вокруг него звери и птицы:
Волки, цапли, медведь и лисицы.
Что за памятник чудный поставлен ему!
Было б скучно Крылову сидеть одному,
Днем и ночью с раскрытою книжкой,
Но не скучно с козой и мартышкой!
Мы из сада уйдем, а лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет.
А Крылов его тихо погладит.
А там еще живет Петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…
(С.Маршак)
Отдельные занятия хотелось бы посвятить таким символам Петербурга,как:
-Петропавловская крепость;
-Эрмитаж;
-Медный всадник;
-Адмиралтейство;
-Стрелка Васильевского острова;
-Исаакиевский собор и др.
Очень много стихов поэты прошлых веков посвящали Медному всаднику. В них Петр и грозный, и величественный, и страшный. Можно сравнить виденье этого памятника поэтами разных эпох и самих детей. В течении всех занятий дети составляют свой словарь-путеводитель, куда в алфавитном порядке записывают названия улиц, мостов, парков, памятников, дворцов. Это поможет во время итогового занятия, при проведении экскурсии.
Итоговое (обобщающее) занятие можно провести по-разному.
1 вариант. Игра по станциям.
Дети, поделившись на команды, попадают в различные места города. Они отвечают на вопросы, читают стихи, разгадывают ребусы и кроссворды.
2 вариант. Экскурсия (очная или заочная).
Заранее обсуждается маршрут экскурсии, наносится на карту города. Дети группами, или индивидуально, готовятся провести экскурсию об одном из памятных мест нашего города. В свой рассказ они могут включить стихи своего сочинения, других авторов, показ рисунков, аппликаций, выполненных в классе и дома.
Итогом этого курса может стать сборник стихов учащихся с иллюстрациями авторов, фильм о проведенной экскурсии.
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухстолетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя – в граните и – в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завыванье зимних пург –
Ты – всех прекрасней, - несравнимый
Блистательный САНКТ-ПЕТЕРБУРГ!
(Н.Агнивцев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Тестовые и проверочные работы по Истории и культуре Санкт-Петербурга"
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальной школы. Тестовые работы соответствуют тематике курса"Чудесный город". В пособии предложены проверочные работы в виде тестов и кроссворды...
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...
Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.
Общеразвивающая программа со сроком реализации 4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....
Комментарии
Прекрасное пособие!
Прекрасное пособие!