Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.
статья по теме
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_deyatelnostnogo_metoda.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование деятельностного метода
Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования.
Действительно, включение учащихся в деятельность -- основной вид освоения знаний в деятельностном подходе -- не заложено в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в “традиционной” школе. Основные этапы этого метода, а именно: сообщение темы и цели урока, актуализация знаний, объяснение, закрепление, контроль -- не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:
постановка учебной задачи;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки.
Так, сообщение темы и цели урока не обеспечивает постановку проблемы. Объяснение учителя не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно “открывают” новое знание. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний. Следовательно, объяснительно-иллюстративный метод не может полноценно осуществлять цели развивающего обучения. Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний, а именно:
мотивация;
создание ориентировочной основы действия (ООД):
материальное или материализованное действие;
внешняя речь;
внутренняя речь;
автоматизированное умственное действие.
Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод.
Основные этапы работы над понятием в этой технологии.
Постановка учебной задачи.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.
Этап постановки учебной задачи -это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается вопрос, создающий “коллизию”, то есть проблемную ситуацию , личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!). Четко формулируется познавательная цель.
“Открытие” детьми нового знания.
Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материализованными объектами. Учитель организует подводящий или побуждающий диалог. В завершение он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией.
Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет не заинтересованных, ибо диалог учителя с классом -- это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельностного метода.
Первичное закрепление.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).
На этом этапе происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании. Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Задача четвертого этапа -- самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).
Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит около 20--25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой -- опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.
Следует обратить внимание и на организационные моменты, постановку общих целей и задач в начале урока и подведение итога деятельности в конце урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Содержит разного рода материал...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образователь...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
«Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её содержанию»В.Г. Белинский....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Деятельностный метод к обучению в современной школе»
Выступление на педагогическом совете на тему:«Деятельностный метод к обучению в современной школе»...
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задан...
Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...