Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
методическая разработка по теме

Содержит разного рода материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_metod.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии деятельностного метода

 на уроках в начальной школе


Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

        Ведущим методом  в  работе является деятельностный метод. Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения  высказывать  свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда учитель говорит меньше, чем  ученики.  Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под  руководством, но с высокой  долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.                                            

    Детям дается возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения.  Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.                                                

    То,  что « открыто» самими детьми  требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. При введении новых знаний используются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по- разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

   Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.     Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и существенно развивает логическое мышление учеников. Иначе говоря, сначала посредством диалога учитель помогает  ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге же организует открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что  ты открыл сам.

       Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

    Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Технология деятельностного метода обучения

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях»

Перспективные задачи:
1. Создание условий для развития у школьников не только сотрудничать с другими людьми, но и действовать самостоятельно.
2. Обучать приемам самоконтроля своей деятельности, широкое использование книзеологических методик.
3. Формирование интеллектуальной среды, стимулирующей творческую активность, выявление и раскрытие их способностей, становление творческого потенциала. Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах.
4. Развитие творческой деятельности учащихся путем интеграции основных предметов с предметами художественно-эстетического цикла.
5. Расширение использования проблемного метода в обучении.
6. Организация проектной деятельности в форме мини-проектов.

Предполагаемый результат:
В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащийся должен:

  1. приобрести опыт разнообразной деятельности,
  2. умение ставить цель,
  3. планировать свою деятельность,
  4. владеть способами контроля и оценки деятельности,
  5. уметь работать в группе.


Уроки деятельностной направленности:

  1. уроки открытия нового знания
  2. уроки рефлексии
  3. уроки общеметодологической направленности
  4. уроки развивающего контроля

Структура уроков введения нового знания

Мотивирование к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«хочу, потому что смогу»

  1. 1 – 2 минуты;
  2. Положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг лругу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу

Актуализация знаний

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
    3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. 4 – 5 минут;
  2. Возникновение проблемной ситуации

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»); «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.

  1. 4 – 5 минут;
  2. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

 «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

  1. 7 – 8 минут;
  2. Способы: диалог, групповая или парная работа.
  3. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  1. 4 – 5 минут;
  2. Способы: фронтальная работа, работа в парах, группах;
  3. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  1. 4 – 5 минут;
  2. Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  3. Выполняется письменно;
  4. Методы: самоконтроль, самооценка.

Оцените свою работу:

Кто не допустил ошибок                « + »

Кто немного сомневается                « ? »

                                 Кто допустил ошибки и

ему надо ещё потренироваться     « - »

Включение нового знания в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Цель: повторение и тренировка использования полученных знаний.

  1. 7 – 8 минут;
  2. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  3. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  1. 2 – 3 минуты;
  2. Вопросы:
  1. Какую задачу ставили?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Каким способом?
  4. Какие получили результаты?
  5. Что нужно сделать ещё?
  6. Где можно применить новое знание?
  7. Что на уроке у вас хорошо получилось?
  8. Над чем ещё надо поработать?

Самооценка

Может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.

Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью выполнить задание учителя

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Методы постановки учебной проблемы

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  1. побуждение к созданию противоречия;
  2. побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог:

  1. Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
  2. Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

  1. яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  2. актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Использованная литература:

Корбакова И.Н.,Терешина Л.В «Деятельностный метод обучения» Волгоград, издательство «Учитель» 2008г

Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности» Москва 2005г

Мельникова Е.Л. «Проблемный урок» Ростов-на-Дону, Витраж 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

             Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образователь...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

«Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её содержанию»В.Г. Белинский....

Реализация технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе

Примеры приемов использования технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании ФГЛ – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и нав...

«Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе»

В данной статье раскрыта технология  деятельностного метода на уроках в начальной школе.  «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию» В.Г. Бе...

Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе

Учебно-методическая публикаций по проблемам образования обучающихся...