Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»
статья на тему
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Одним из требований нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта к результатам обучающихся начальной школы является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problemnoe_obuchenie.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Одним из требований нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта к результатам обучающихся начальной школы является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Вопросы проблемного обучения рассматриваются в трудах таких учёных как Л.В. Занков, М.А. Данилов М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, В. В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.
Как считает А.М. Матюшкин, совершенно неправильно распространять высшие формы проблемного обучения как исследования на начальные этапы обучения. Учащиеся начальных классов ещё не владеют методами интеллектуальной деятельности и не имеют достаточных знаний для того, чтобы вести дискуссию о правилах грамматики и арифметики или заниматься их исследованием. На этих начальных этапах обучения применение методов проблемного обучения предполагает постановку перед учащимися целесообразно подобранных проблемных заданий, вызывающих проблемные ситуации и организацию оптимальных условий, обеспечивающих творческое усвоение новых знаний.
Соглашаясь с выводами А.М. Матюшкина, остановимся подробнее на таких методах проблемного обучения, как создание проблемных ситуаций и постановка проблемно-познавательных задач.
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися проблемно-познавательных задач, решая которые, они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
В последние десятилетия различные аспекты проблемной задачи освещаются в работах таких учёных, как А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, М.И. Кругляк, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Следует отметить, что большинство этих исследований посвящено проблемной задаче в старших классах. В меньшей степени внимание уделяется использованию проблемных задач в начальной школе.
Решение проблемной ситуации всегда начинается с анализа исходных данных, а также возможных операций с ними для достижения конкретной цели. Для усвоения сущности анализа исходного материала тренировки гибкости мышления можно начать с простейших упражнений по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.
В качестве таких данных может выступать набор слов, чисел, предметов, которые ученики должны расклассифицировать с разных позиций. Например, набор слов (ваза, мышь, пенал, кот, тыква, перо, книга, лук, бык, чашка, и пр.) классифицировать по количеству букв, слогов, склонению, роду, а также по смысловому отношению к разным категориям-посуде, животному, школьным принадлежностям).
Числовой ряд (3,6,9,10,11,16,18,19,21,22,27,33 и пр.) можно классифицировать по принципу четные-нечетные, признакам делимости и кратности, количеству десятков и пр.
Главное, чтобы ученики сами находили основания для классификации.
Для тренировки гибкости мышления можно использовать первоначально простые упражнения на поиски синонимов глаголов, например, «прыгать», «бежать», «сидеть», а затем к ним добавлять существительные по отношению к которым может быть применен данных глагол. Затем к тем же глаголам приписывать противоположные действия.
При прохождении конкретных предметов такую же гибкость дает тренинг на изменение слов, придающих им новое значение (дом, домик, домище, домишко) или переходящих в другую часть речи (бежать, бегун, беглый, бег)
Особенно важно научить передавать смысл правила, рассказа, условия задачи «другими словами2Это развивает не только качество гибкости мышления, но и способствует пониманию и запоминанию необходимого материала.
Показателем уровня сформированности навыка анализа исходных данных и поиска решения могут служить обычные задачи и игры на развитие мышления, требующие выполнения нескольких действий.
Ученикам дается любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен:
а) провести анализ исходных данных;
б) выстроить последовательность действий;
в) получить искомый результат.
Например:
1. 4 9 20
8 5 14
10 3 ?
Ответ:11(Для получения третьего числа надо удвоить второе и прибавить половину первого числа.)
2.Решение проблемной задачи.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять и людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил к себе в темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были смекалистые, подняли такой шум , что у Горыныча заболели все три головы. Тогда он решил перехитрить детей, и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете чистой ключевой воды, но с одним условием: воду чтобы принесли без посуды!» Согласились ребята, но как же им решить эту проблему?
С помощью наводящих вопросов учитель помогает ученикам выстаивать последовательность действий.
1.Что надо сделать, чтобы задача была решена? (Придумать каким образом можно принести воду в нужное место без посуды.)
2.Что надо знать, чтобы решить эту задачу? (Надо подумать, как можно принести воду без посуды)
Далее дети делятся на две группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения задачи. Для этого необходимо закончить предложения:
1 группа 2 группа
(что я знаю о воде?) (что делать с посудой?)
Горынычу нужна… Он не должен видеть….
Знаю, что она бывает… Это не значит, что посуды вообще …
Надо использовать свойство воды… Значит, можно использовать посуду
для…
Вывод: (Что сделали дети?)
Обобщение:
Чтобы решить задачу, нам пришлось разделить условие на две части: «Что я знаю о воде?», «Что делать с посудой?». Обдумывая постепенно каждую часть проблемы, мы пришли к выводу о том, что выводу, что можно воду заморозить в посуде и принести ее в твердом состоянии без посуды.
3.Игра «Вопросы инопланетянина»
«Инопланетянин» выбирает любой предмет в классе, сделанный руками человека, и должен поставить как можно больше вопросов, которые мог бы задать, решивши сделать такой же предмет на своей планете. На поставленные им вопросы отвечают ученики класса по командам. Задача инопланетянина постараться задать такой вопрос, который не задал бы землянин.
Игра развивает речь, мышление, находчивость.
5.Фрагмент урока русского языка по теме «Обращение»
Проверим, услышите ли вы обращения в детских песенках? Если слышите обращение – записывайте его в тетрадь.
(Звучат отрывки из детских песен).
1. Антошка, Антошка,
Пойдём копать картошку!
2. - Расскажи, Снегурочка,
Где была?
Расскажи-ка, милая,
Как дела?
- За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слёз.
3. - Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька, яйцо диетическое,
Или, может, обратимся к врачу?
- Ничего я не хочу.
4. Ложкой снег мешая, ночь идёт большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
(В тетради получается запись: Антошка, Снегурочка, милая, Дед Мороз, доченька, глупышка, малыш).
Распределите эти обращения на две группы.
- 1-ая группа – имена собственные (Антошка, Снегурочка, Дед Мороз),
- 2-ая группа – имена нарицательные (милая, доченька, глупышка, малыш);
- 1-ая группа – обращения с уменьшительно-ласкательным значением (Антошка, Снегурочка, доченька, глупышка),
-2-ая группа – без уменьшительно-ласкательного значения (Дед Мороз, малыш, милая);
- 1-ая группа – существительное мужского рода (Антошка, Дед Мороз, малыш);
2-ая группа – существительные женского рода (Снегурочка, милая, доченька, глупышка).
- Но ведь в песне медведица обращалась со словом «глупышка» к медвежонку Умке, а Умка – мальчик, значит, глупышка – имя существительное мужского рода.
- Давайте поиграем. Если я называю существительное женского рода – встают девочки, а если мужского рода – встают мальчики.
- Драчун, драчунья, крикунья, крикун, болтун, плакса, умница, молодец.
- Оказывается, в русском языке есть существительные общего рода.
6. Фрагмент урока русского языка по теме «Части речи»
Что вы можете сказать о глаголах, записанных на доске?
Бегать, перебегу, забежал, выбегать, бег, сбежали, отбегать.
- Эти глаголы – родственные, потому что они все по смыслу связаны с бегом.
- У них одинаковый корень -бе-.
- Нет, у них корень не -бе-, а -бег- или -беж-, происходит чередование.
- Мне кажется, что бег – это не глагол.
- Глагол! Ведь бег – это действие. Смотри (вскакивает, показывает)!
- Но отвечает он на вопрос что? а не что делает?
- Ребята, а как вы думаете? (Да, на доске «ловушка». Бег – это имя существительное, а не глагол.)
Ответ найден. Путь к ответу был успешно пройден благодаря тому, что каждый ученик продвигал решение дальше, опираясь на сказанное предыдущим. Выслушав всех, не приходится добавлять готовых ответов, правил. Общими усилиями приходим к правильным выводам. Говорят все: и слабые, и сильные ученики – и не только говорят, но и слушают товарища.
7.Фрагмент урока математики (2 класс):
-Замените сложение умножением в следующих выражениях:
3+3+3+3=
21+21+21=
7+7+7+7+7+7=
5+5=
4+4+8+4+4=
Ученики:
3+3+3+3=3 ∙ 4
21+21+21=21 ∙ 3
7+7+7+7+7+7=7 ∙ 6
5+5=5 ∙ 2
4+4+8+4+4=
- Последнее выражение нельзя заменить произведением, потому что там слагаемые разные.
Весь класс уверенно соглашается с этим мнением. Настаивает на своей правоте. Видя, что учитель не спешит соглашаться, некоторые ребята задумываются… и делают сразу три открытия!
4+4+8+4+4=4 ∙ 4+8
4+4+8+4+4=8 ∙ 3, потому что 4+4=8, и ещё раз 4+4=8, значит взяли три раза по 8.
4+4+8+4+4=4 ∙ 6, можно заменить 8 суммой чисел 4+4.
Таким образом, проблемная ситуация, разрешая которую, ученики строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения.- М.: Знание, 1999.- С.6-78.
- Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. – Калининград: Издательство КГУ,1998.-90с.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Академия, 2001.- 80 с.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М. :Педагогическое общество России,2001.-224с.
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.:АРКТИ, 2004.-216с.
- Лайло В.В. Повышкение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя.-3–е-изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2001.-96с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.-с.323
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977.-123с.
- Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.-176с.
- Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова. Практика образования. – 2010. - № 1. – С. 2 – 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...
Использование элементов проблемного обучения в начальной школе. Мастер-класс.
Одним из видов обучения, способствующего развитию ребенка, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного проце...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...
Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Статья об особенностях использования технологии проблемного обучения в начальной школе (из опыта работы)....
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...