Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
статья по теме
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её содержанию»
В.Г. Белинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_tekhnologii_deyatelnostnogo_metoda_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии деятельностного метода на уроках
в начальной школе
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её содержанию»
В.Г. Белинский.
1. Введение
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.
1.1 Актуальность
Принцип деятельности в процессе обучения обоснованный великими дидактами прошлого особо актуален в связи с введением в начальной школе стандартов второго поколения. Именно ФГОС и деятельностный подход в обучении ориентируют учителя отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания, ученик самостоятельно в процессе собственной деятельности открывает новые знания, при этом повышается ответственность за приобретённые знания.
Становление деятельностного подхода в педагогике неразрывно связано с развитием теории деятельности в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев исходил из того, что существует два типа деятельности у человека. Внешняя и внутренняя. Первая — это специфическая включающая действия человека посредством использования рук, ног, пальцев а второй тип деятельности — это деятельность посредством умственных действий.
Л.С.Выготский писал, что учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения.
1.2 Возникает противоречие между необходимостью применения технологий деятельностного метода и недостаточностью владения этими технологиями и использованием этого метода в работе.
Из противоречий вытекает тема: «Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе»
1.3 Проблема
Учитель не готов отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания.
1.4 Цель
Овладение технологиями деятельностного метода.
1.5 Задачи:
-изучить технологии деятельностного метода;
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- разработать методические рекомендации по построению уроков с применением технологии деятельностного метода обучения.
1.6 Предполагаемые результаты
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – повысить качество образования.
2. Технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.
Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Деятельностный метод способствует:
- более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества ученика;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам.
Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода (базовый и технологический уровни).
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
- Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
- Сам процесс учения должен быть творческим
- Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную
- Деятельность группы учащихся под руководством учителя
- Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогические технологии:
- игровые технологии
- проблемное обучение
- компьютерные технологии
- групповые технологии
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- потребность в ином;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей.
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.
Суть проблемного обучения
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.
Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций.
При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки учащиеся приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
- Стимулирует мотивацию учения
- Повышает познавательный интерес
- Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления
- Развивает творческие способности
- Формирует убеждения
- Формирует навыки исследовательской деятельности
- Развивает коммуникативные компетенции
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
• активизиция познавательной сферы обучающихся;
• повышение положительной мотивации обучения;
• использование как средства самообразования;
• повышение уровня знаний;
• осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.
Групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся.
Технологии деятельностного метода обучения позволяют:
- придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количестваинформации к освоению новых видов деятельности;
- перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- усилить практическую направленность школьного образования.
Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определённых требований для элементов системы.
Такими требованиями являются семь условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформированные в виде дидактических принципов:
Принцип деятельности успешной реализации в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Приведённые выше принципы деятельности, обеспечивают передачу детям знаний в соответствие с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы – принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Средства достижения цели: видеозаписи, учебные пособия, иллюстрации, словари, презентации, коллекция творческих работ учащихся.
Технология деятельностного метода обучения позволяет:
- поставить ученика в новую роль – «исследователя» под «скрытым» руководством учителя учащиеся открывают для себя новые знания;
- сделать процесс учения поисковым и творческим;
- предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путём размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
3.Вывод
Мы ставили перед собой цель: овладение технологиями деятельностного метода. Изучая и применяя эти технологии на практике, я пришла к выводу, что технологии:
- могут применяться при изучении любого предмета;
- создают благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
- обеспечивают прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий;
- позволяют повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
4.Результативность
Использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволило оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – повысить качество образования.
• Повышается общая культура и эрудиция ребенка.
• Формируется способность самостоятельно применять и добывать знания.
• Формируется благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).
• Повышается учебная мотивация, как показатель качества обучения.
• Развиваются коммуникативные способности.
5.Заключение
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарский И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградова Н. Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! -Начальная школа. - № 3 – 2005.
3. Винокурова Н. К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005.
4. Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
5. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
6. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
8. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2011. - № 9. - С. 14-15.
9. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/].
10. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/].
11. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/].
12. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf].
13. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- № 6. - С. 30-39.
14. Корбакова И. Н. Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
15. Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
16. Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
17. Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения. / А. В. Купавцев // Педагогика. - 2002. -№ 6. - С. 44-66.
18. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании /А. А. Леонтьев // Начальная школа плюс. - 2001. - № 1 - С. 3-6.
19. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
20. Мельникова Е. Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж, 2006.
21. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468].
22. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва, 2005.
23. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006.
24. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва, 2007.
25. Романовская М. Б. Проекты в младших классах. - Завуч начальной школы - № 6 – 2007.
26. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Содержит разного рода материал...
Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образователь...
Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.
Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....
«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».
В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....