календарно-тематическое планирование 3 класс школа 2100
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено по учебному плану 2004 года. Каждый учитель сможет найти в нём подробные пояснительные записки и расчасовку по следующим предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология и информатика. Надеюсь,что этот материал будет полезен учителям в подготовке своего календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:
– формированием общего представления о культурно-материальной среде;
– формированием эстетического компонента личности;
– начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программный материал для 1–4-го классов отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии.
Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружа-ющем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное на-следие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, – это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.
Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:
– качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом;
– степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);
– творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).
Примечание. В программное содержание для 3–4-го классов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта введен раздел по освоению основ компьютерных технологий (на его изучение отводится 26 часов). Цель данного раздела – овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, а также развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления.
Курс реализуется в рамках предмета «Технология» – 1 часа в неделю (за год 34 часа, т. к. 34 учебные недели).
Эстетические понятия
I. Эстетическое в жизни и искусстве.
Художественный образ.
II. Основы композиции.
1. Форма и содержание.
2. Игрушка.
3. Дисгармония.
III. Из истории развития искусства.
Искусство эпохи Средневековья и Возрождения – утилитарное и эстетическое его назначение.
Эстетический контекст
Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие формы и содержания в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.
Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.
Нарушение пропорций, разрушение целостности, какафония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.
Театр народов мира.
Информационные технологии*
* Программные положения по блоку «Информационные технологии» реализованы в учебнике «Информатика и ИКТ» («Мой инструмент компьютер»), 3 кл. (авт. А.В. Горячев). – М.: Баласс, 2007.
1. Знакомство с компьютером.
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
2. Создание рисунков.
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.№ п/п Трудовая деятельность Художественно-творческая изобразительная деятельность
I О материалах.
Происхождение и свойства шерстяных и шелковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися. Природные материалы. Соленое тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.
II О конструкции.
Соединение деталей – виды «замков».
Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.
Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.
Изготовление игрушек. Основы композиции.
Воздушная перспектива, пропорции.
Соответствие формы и содержания художественного произведения.
Единство формы и содержания в игрушке.
III Компоненты технологии.
Разметка объемных геометрических форм (разверток) с помощью линейки и угольника. Компоненты изобразительной деятельности:
– изготовление соленого теста,
– холодные и теплые цвета,
– смешивание основных цветов красок для получения холодного и теплого колорита,
– набросок, графика.
IV Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла. Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.
Образ эпохи.
V Проектирование как основа коллективной деятельности (в архитектуре). Архитектура как вид искусства.
VI Применение информационных технологий.
Практическое знакомство с видами и формами представления информации.
VII О профессиях и ремеслах региона.
Общетрудовые умения: под контролем учителя проведение анализа образца (задания) с графической опорой и без нее, планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, дисгармония, игрушка.
2. Технологические: эскиз развертки, развертка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
3. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.
4. По информатике: системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь, файл, папка (каталог), компьютерная программа.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По трудовой деятельности должны знать:
– виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объемных форм – на основе развертки.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю;
– под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны:
– иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
– знать холодные и теплые цвета;
– уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Практика работы на компьютере:
– иметь представление об использовании компьютеров в жизни людей; О профессиях, появившихся благодаря компьютеру; о программах, управляющих работой компьютера; о ситуациях, в которых может потребоваться умение создавать рисунки с помощью компьютера; о компьютерных программах, позволяющих создавать рисунки; о наборе основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере;
– знать правила поведения в компьютерном классе; назначение основных устройств компьютера;
– уметь пользоваться мышью и клавиатурой; запускать и завершать компьютерные программы;
– выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
№ урока | Содержание темы | Сроки прохождения с указанием | Примечание | |
недель по плану | дат по факту | |||
Работа с природным материалом – 6 часов. | ||||
1. | Открытки,украшенные природными материалами. | 01.09-02.09 | ||
2. | Открытки,украшенные природными материалами. | 05.09-09.09. | ||
3. | Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами “Ваза с цветами”. | 12.09-16.09. | ||
4. | Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами “Ваза с цветами”. | 19.09-23.09 | ||
5. | Работа с соломкой. Выпуклая аппликация “Бабочка”. | 26.09-30.09 | ||
6. | Работа с соломкой. Выпуклая аппликация “Бабочка”. | 03.10-07.10 | ||
Работа с бумагой и картоном – 21 час. | ||||
7. | Куклы-марионетки. | 10.10-14.10 | ||
8. | Куклы-марионетки. | 17.10-21.10 | ||
9. | Фигурки животных из скрученной полоски бумаги (серпантина). | 24.10-28.10 | ||
10. | Фигурки животных из скрученной полоски бумаги (серпантина). | 08.11-11.11 | ||
11. | Оригами. Образ человека в сказочных сюжетах. Складывание фигурок Ивана-царевича и Алёнушки. | 14.11-18.11 | ||
12. | Оригами. Образ человека в сказочных сюжетах. Складывание фигурок Ивана-царевича и Алёнушки. | 21.11-25.11 | ||
13. | Складывание фигурок лягушки, козлёнка. Создание аппликации по сказкам “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”. | 28.11-02.12 | ||
14. | Складывание фигурок лягушки, козлёнка. Создание аппликации по сказкам “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”. | 05.12-09.12 | ||
15. | Новогодний подарок “Дед мороз”. | 12.12-16.12 | ||
16. | Изделие из конусов “Разборная ёлочка”. | 19.12-23.12 | ||
17. | Рождественские оригами “Звезда”, “Колокольчик”. | 26.12-30.12 | ||
18. | Папье-маше. Матрешка. Роспись фигурки матрёшки. | 12.01-13.01 | ||
19. | Папье-маше. Матрешка. Роспись фигурки матрёшки. | 16.01-20.01 | ||
20. | Оригами. Отображение в поделках разнообразия животного мира. Создание тематической композиции “Зоопарк” | 23.01-27.01 | ||
21. | Оригами. Отображение в поделках разнообразия животного мира. Создание тематической композиции “Зоопарк” | 30.01-03.02 | ||
22. | Оригами. Композиция с птицами. | 06.02-10.02 | ||
23. | Оригами. Композиция с птицами. | 13.02-17.02 | ||
24. | Оригами. Изображение космонавта. Тематическая композиция “На Луне”. | 20.02-24.02 | ||
25. | Оригами. Изображение космонавта. Тематическая композиция “На Луне”. | 27.02-02.03 | ||
26. | Техническое моделирование “Космическая ракета” (конструирование из бумаги и картона). | 05.03-07.03 | ||
27. | Техническое моделирование “Космическая ракета” (конструирование из бумаги и картона). | 12.03-16.03 | ||
Работа с бросовым материалом – 4часа. | ||||
28. | Мозаика из окрашенных яичных скорлупок “Снеговичок”. | 19.03-21.03 | ||
29. | Папье-маше. Матрешка. Роспись фигурки матрёшки. | 02.04. -06.04 | ||
30. | Аппликация из волокнистых материалов на объёмных жестких формах. Карандашница (используется флакон от шампуня, верёвка бельевая, тесьма, ткань). | 09.04-13.04 | ||
31. | Работа с отходами полимерных материалов. Мартинички из кругов. | 16.04-20.04 | ||
Работа с тканью – 3 часа. | ||||
32. | Работа с тканью. Техника вышивания. Салфетка. | 23.04-27.04 | ||
33. | Работа с тканью. Техника вышивания. Салфетка. | 02.05-04.05 | ||
34. | Работа с тканью. Куклы- напёрстки. | 07.05-11.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 3 класс Школа 2100
развёрнутое календарно- тематическое планирование Школа 2100 3 класс: русский язык, математика, окружающий мир, технология, информатика, литературное чтение...
Календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 2100" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по УМК "Школа 2100" на 2 класс. ...
Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Школа 2100.
Календарно-тематическое планирование по предметам для 1 класса с учётом требований ФГОС....
Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа 2100"
Полное планирование для 2 класса по всем предметам. Рада буду, если вам пригодится....
Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс "Школа 2100".
КТП составлено на 1 час в неделю, 35 часов в год....
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...