Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме
КТП составлено на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_ktp_3_klass..docx | 24.79 КБ |
informatika_poyasnitelnaya_zapiska..docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план.
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Кален- дарные сроки | Факти- ческие сроки | Планируемые результаты | ||
Знать, понимать | Уметь | УУД | |||||
1. | Раздел 1. АЛГОРИТМЫ. Введение. Алгоритм. | 10 1 | Понятие алгоритма | Построчно записывать алгоритмы | . В предмете «Информатика» на этапе начального обучения предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический. Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе - научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий , приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий , наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий , поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия : составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий . Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия , как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий , ориентация на конечный результат, сравнение результата с Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия: ‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; ‒ смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. (ученик должен уметь ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?); ‒ нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности ‒ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; ‒ планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ‒ прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; ‒ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ‒ коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; ‒ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; ‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия ‒ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ‒ поиск и выделение необходимой решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации, в том числе информации; ‒ структурирование знаний; ‒ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач в ‒ зависимости от конкретных условий; ‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ‒ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; ‒ определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, ‒ научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ‒ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ‒ моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) ‒ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Логические универсальные действия ‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сертификации, классификации объектов; ‒ подведение под понятие, выведение следствий; ‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; ‒ доказательство; ‒ выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы ‒ формулирование проблемы; ‒ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность ‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ‒ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ‒ разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ‒ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; ‒ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ‒ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | ||
2. | Схема алгоритма. | 1 | Построчную запись алгоритмов | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
3. | Ветвление в алгоритме. | 1 | Запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии | |||
4. | Цикл в алгоритме. | 1 | Выполнение алгоритма, составление алгоритма, нахождение ошибок в алгоритме | Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | |||
5. | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | Понятие алгоритма | Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | |||
6. | Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы». | 1 | Понятие алгоритма | Составлять алгоритмы | |||
7. | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы». | 1 | Понятие алгоритма | Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | |||
8. | Контрольная работа по теме «Алгоритмы». | 1 | Выполнение контрольной работы | Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | |||
9. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. | Выполнять построчную запись алгоритмов с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | |||
10. | Повторение по теме «Алгоритмы». | 1 | Составление алгоритмов. | Выполнять алгоритмы. | |||
Раздел 2. ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ ( 7 ЧАСОВ). | |||||||
11. | Объекты. Состав и действия объектов. | 1 | Общие названия и отдельные объекты | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса. | |||
12. | Группа объектов. Общее название. | 1 | Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса ( группы однородных предметов). | |||
13. | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы. | 1 | Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. | Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных предметов). | |||
14. | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты». | 1 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса. | |||
15. | Контрольная работа по теме «Объекты». | 1 | Выполнение контрольной работы. | Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса. | |||
16. | Анализ контрольной работы ( работа над ошибками). | 1 | Выполнение работы над ошибками | Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса. | |||
17. | Повторение по теме «Объекты». | 1 | Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки ( атрибуты) у разных объектов в группе. Имена объектов. | Называть общие признаки предметов из одного класса ( группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса. | |||
Раздел 3. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов). | |||||||
18. | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | Понятия множество, подмножество. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | Понятия множество, подмножество, элемент множества. | |||
19. | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | Понятия множество, подмножество, пересечение множеств. | Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. | |||
20. | Пересечение и объединение множеств. | 1 | Понятия множество, подмножество, объединение множеств. | Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. | |||
21. | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не». | 1 | Отношения между множествами. Истинность высказываний со словом «не». | ||||
22. | Истинность высказываний со словами «и», «или». | 1 | Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «и», «или». | ||||
23. | Граф. Вершины и рёбра графа. | 1 | Графы и их табличное описание. | Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. | |||
24. | Граф с направленными рёбрами. | 1 | Пути в графах. Деревья. | Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию. | |||
25. | Подготовка к контрольной работе по теме «Множество». | 1 | Выполнение заданий по изученному материалу. | Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. | |||
26. | Контрольная работа по теме «Множество». | 1 | Выполнение контрольной работы | Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. | |||
27. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество». | 1 | Выполнение заданий по изученному материалу. | Изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. | |||
Раздел 4. МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ ( 8 часов). | |||||||
28. | Аналогия. | 1 | Понятие аналогии. | Анализировать игры с выигрышной стратегией. | |||
29. | Закономерность. | 1 | Понятие закономерность | Анализировать игры с выигрышной стратегией. | |||
30-31. | Аналогичная закономерность. | 2 | Решение задач по аналогии. | Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность. | |||
32,33 | Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия». | 1 | Решение задач, составление задач. | Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность. | |||
34. | Контрольная работа по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия. | 1 | Выполнение контрольной работы. | Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность. | |||
35. | Анализ контрольной работы. Повторение. Выигрышная стратегия. | 1 | Выполнение работы над ошибками. | Анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.
Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
- Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- Развитие познавательных интересов ,интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- Воспитание этических и правовых норм информационной деятельности;
- Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе:
- Примерной программы начального общего образования по информатике (Базовый уровень);
- Авторской программы по пропедевтическому курсу информатики ( Горячев
А.В., Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» под ред. А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2008);
- Учебного плана образовательного учреждения.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:
- Всего 35 часов в учебный год ( 1 час в неделю)
- В том числе: контрольных работ – 4 часа.
Количество часов по четвертям:
Всего часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||
За неделю | За год | Контрольных работ | Всего часов | Контрольных работ | Всего часов | Контрольных работ | Всего часов | Контрольных работ | Всего часов | Контрольных работ |
1 | 34 | 4 | 9 | 1 | 8 | 1 | 10 | 1 | 7 | 1 |
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект ( серия «Мой инструмент – компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникативным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики).
Учебник: Горячев А.В. « Информатика в играх и задачах». 3 класс. Ч.1,2. – М.: Баласс, 2008.
Горячев А.В. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007.
Содержание программы
№ | Название тем: | Количество часов: |
1. | Алгоритмы. | 8ч. |
2. | Объекты. | 8ч. |
3. | Множество. | 10ч. |
4. | Закономерности. | 9ч. |
Итого: | 35ч. |
Контрольные работы:
№ | Тема работы |
8. | Контрольная работа по теме: « Алгоритмы». |
15. | Контрольная работа по теме: « Объекты». |
26. | Контрольная работа по теме « Логические рассуждения». |
34. | Контрольная работа по теме « Логические модели». |
Цели изучения курса:
Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением наиболее распространенных подходов к решению в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики, построение выводов путем применения логических операций: «если…то», «или», «и», «не» и их комбинаций.
- алгоритмический подход – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы.
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять объекты в группы по признаку, выделять общий признак, умение описывать объект.
Задачи курса:
Читать и понимать задание, доказывать свою точку зрения, работать по чётко оговорённому плану;
- ориентироваться в потоке информации;
-планировать свою и групповую информацию.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класс (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок – схемы;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки, значения отличительных признаков;
- алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок – схема, построчная запись; выполнение алгоритма; составлять алгоритм; поиск ошибок в алгоритме; линейный, разветвляющийся алгоритм.
- отношение между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
- решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Критерии оценок по информатике
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по информатике. 1 класс. Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по информатике. 1 класс. Школа 2100...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....