Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Сердце отдаю детям…»
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С. Соловейчик.
21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Нам просто некогда любить своих детей!
Человек в нашем обществе привык жить в дефиците внимания. Дефицит любви приводит ко всем несчастьям: к жестокости, наркомании, алкоголизму, к тяжелым преступлениям.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. И как здесь не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Не сразу я поняла философию данного суждения. Мои знания, мой накопленный опыт позволили мне со временем выстроить свое педагогическое кредо- всем сердцем отдавать любовь детям. Нет половинчатой любви, есть полная необъятная любовь, которая позволяет раскрыть душу ребенка, вот только необходимо набраться терпения. Ведь любовь – это бескорыстная, безвозмездная отдача без ожидания возврата, компенсации сил, энергии, чувств. Радостно смотреть, как вокруг зажигаются сердца детей, как улыбками освещается пространство вокруг нас.
Гадкий утенок может стать волшебным лебедем, и чудовище может превратиться в доброго молодца после поцелуя, в этом смысл любви. Любовь преображает мир. И каждый раз из года в год я иду первого сентября в школу и мысленно представляю себе, какие они, мои маленькие и уже дорогие моему сердцу ученики. Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий – неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром, который мне предстоит открыть для себя и понять.
Исходя из этого, целью моей работы стало
- моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.
В основу программы положена система работы академика РАО И. П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
В процессе работы по данной программе я создаю условия для
- проявления самостоятельности;
- проявления активной общественной, гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
- аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
- организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
- коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).
Изучая социальный статус семей, я поняла, что мне предстоит сложная и непростая работа. Из 13 учеников – шесть человек из многодетных семей, двое опекаемые, трое из социального приюта. Есть дети, которые проживают с отчимом, где отношения очень сложные и дети требуют психологической поддержки. Есть семьи, где родители страдают алкоголизмом.
Мне предстояло изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности. Как музыкант прислушивается к звучанию своего инструмента, так и я сматривалась и вслушивалась в каждого ребенка. И мне в этом особенно помогла моя вторая специальность-психолог.
Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.
Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.
Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психически неуравновешенные.
Здесь мне пришлось работать не только как классному руководителю, но и как психологу. В свою работу я включила уроки человековедения (см. приложение № 1), они носят преимущественно практический характер : беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков.
Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, продленке, на классных часах.
Это принесло положительные плоды. К концу 1-го класса дети стали более организованы, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс формирования коллектива.
В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы
случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».
Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
- при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
- при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
- стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
- учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
- создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Вот несколько примеров из моей практики.
Алеша учился очень слабо, в классе бы изгоем, предметом насмешек и унижений, состоял на учете у психиатра. Мама забила тревогу. Алеша отказывался ходить в школу. По просьбе мамы решением педсовета был оставлен на повторное обучение. К нам он пришел во второй класс. Мальчика окутали вниманием, заботой и участием. Дети быстро нашли с ним общий язык. Через полгода наметилась положительная динамика. Алеша стал уравновешенным, активным. Мама отказалась от медикаментозного лечения. Повысилась мотивация учения, Алеша стал учиться на «4» и «5». Стал посещать секцию по легкой атлетике, часто защищает честь школы на районных соревнованиях. Принимает активное участие в классных праздникам и школьных мероприятиях, хорошо поет. Я посоветовала родителям отдать Алешу в музыкальную школу. Теперь он занимается по классу баяна. В коллективе занимает лидирующее положение, стал любимцем девочек. За всем этим стоит колоссальная работа.
Из-за дня в день я стремлюсь, чтобы дети в своем «нравственном портфеле» несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком придется – а наклонность к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о нравственности и безнравственности, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.
Вот еще одна непростая судьба ребенка. Дима воспитывался в социальном приюте. За свои девять лет он испытал и предательство родителей, и жестокое обращение, лишения и тяготы этой непростой жизни. К нам в класс пришел полтора года назад. Учился плохо, даже по рисованию у него была тройка. На контакт и со мной и с ребятами шел тяжело, был агрессивен, вспыльчив, задирист.
На лицо социально педагогическая запущенность. Мне пришлось набраться огромного терпения, проявить милосердие и заботу к этому ребенку. Просто его принять таким, каков он есть. Я постаралась окутать его лаской и теплом. И постепенно, он как Кай из сказки «Снежная королева» оттаял и оказался очень хорошим умным добродушным ребенком. Сейчас Дима учится на «4» и «5», я открыла в нем художественные способности, он очень хорошо рисует. В классе и школе мы проводим его персональные выставки. Дима делает необыкновенные поделки-оригами, занимается спортом, очень любит футбол. Выступает на районных соревнованиях по мини-футболу.
Как мало надо маленькому ребенку, чтобы душа его засветилась благодатным светом – участие, любовь, и внимание. Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо, нет контакта – ничего нельзя предсказать.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.
Вот уже четвертый год мы вместе. Могу смело заявить: мы дружная семья, где царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся свом успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В классе царит поддержка и взаимовыручка.
Наша классная комната превратилась в уютный дом, в котором тепло и красиво. Дети совместно с родителями превратили класс в цветочную оранжерею. Некоторые ребята собственноручно выращивали цветы, например, Михеева Маша, вырастила пассифлору, написала исследовательскую работу «Чудесный мир комнатных растений. Пассифлора». Защитила эту работу на школьной научной конференции и получила благодарность, участвовала в районной конференции научных, исследовательских и творческих работ.
Воспитательная работа в моем классе многоплановая и разнообразная, направленная на развитие познавательных интересов, детского таланта, инициативы. По всем направлением деятельности я провожу разнообразные мероприятия – это классные часы, познавательные игры, экскурсии, поездки в театр, в цирк, прогулки в парк, соревнования, конкурсы, викторины, праздники.
Дети постоянно принимают участие в школьных олимпиадах и ни один год занимают призовые места, во всероссийских олимпиадах «Кенгуренок», «Русский медвежонок». В интеллектуальном школьном турнире «Умники и умницы» мы два года подряд занимаем 1-е место. В конкурсе чтецов, посвященном «Битве под Москвой» мы заняли 1-е и 3-е места. В районном конкурсе чтецов «И побуждается поэзия во мне…» Панова Женя заняла 2-е место.
Во 2-м классе мы работали над информационным проектом «Природа в опасности!», успешно провели его презентацию и получили высокую оценку.
В 3-м классе Пановой Женей был представлен проект «Воздушные красавицы. Бабочки», который она защитила на школьной научной конференции и получила благодарность.
В этом году мы вели поисковую исследовательскую работу по сбору материала о ветеране Великой Отечественной войны, старейшем учителе нашей школы Степновой Надежде Васильевне. Продуктом нашей деятельности стала проектная работа «Путешествие по дороге жизни» и выпуск альбома, который мы подарили школе на 135-й юбилей, тем самым пополнили экспозицию нашего музея. Получили высокую оценку и благодарность от всего коллектива, а также благодарственные слова от Надежды Васильевны Степновой, которые были напечатаны в районной газете «За новую жизнь» от 06.01.09. года.
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «Осинины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».
Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. В прошлом году мы приняли участие в районном семинаре « На путях духовно-нравственного воспитания», где показали фольклорный праздник «Святая Русь» и получили благодарность. В этом учебном году мы провели открытое мероприятие «Традиции русского чаепития», гостями нашего праздника были администрация, учителя школы, родители.
Также мы частые гости Зарайского краеведческого музея, где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. Экскурсии в Кремль, по памятным местам нашего города расширяют детский кругозор, оставляют неизгладимые впечатления.
Огромное значение я предаю укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия ,чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры.
Большинство детей ходят на секцию по легкой атлетике. Очень часто ученики моего класса выступают в сборной школы на районных и областных соревнованиях. На районных соревнованиях по мини-футболу девочки заняли 1-е место, на областных соревнованиях на призы губернатора Московской области – 3-е место. На районных соревнованиях по легкой атлетике, посвященных О.П. Кутаковой Алеша Зубков занял 2-е место. На Всесоюзном кроссе нации в городе Рязани Панова Женя заняла 1-е место.
Традицией нашего класса стало проведение спортивной игры «Папа, мама, я - спортивная семья». В этом учебном году на районных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» за честь школы выступала семья Пановых.
Интересно и увлекательно проходят у нас «День защиты детей», где какой год мы занимаем 1-е место среди 1-4 классов, «Дни здоровья». И везде мы первые!
Мои ребята очень любят занятия, конкурсы, викторины по ОБЖ. Проявляют большую активность и показывают хорошие знания по данному вопросу. В прошлом году на районном мероприятии по правилам дорожного движения Казаков Слава занял 1-е место в викторине «ПДД» и группа моих учеников заняла 1-е место в конкурсе «Рисуем на асфальте».
За четыре года обучения мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью.
К внеклассным мероприятиям относятся с большим интересом, с удовольствием готовят их. Особенно любят театрализованные представления, участниками таких празднеств бывают не только дети, но и родители, которые со всей ответственностью подходят к подготовке мероприятий. Они шьют костюмы, делают декорации. Без участия родителей не прошел ни один праздник, ни одна поездка, ни одна разработка проектов. Родители оказывают большую помощь в организации работы класса. Родительский комитет работает очень хорошо.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Моя любовь, забота о них соединила меня невидимой нитью с их родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я рада, что мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. За этим стоит большой труд.
За четыре года мною проведена большая воспитательная и просветительская работа.
В первую очередь я использую вариативные формы для проведения родительских собраний, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на откровенный и деловой разговор. Это дискуссии, тренинговые занятия, встречи за круглым столом, деловые игры. Провожу для родителей открытые уроки, даю творческие задания, которые они выполняют совместно с детьми.
Также родители принимают активное участие в жизни школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, школьных научных конференциях, пишут статьи в газету.
Работая в тесном контакте с родителями, мне удается решать возникающие проблемы. Так, например, когда моя родительница Г. Н. Нефедова пришла ко мне за советом, какого ребенка взять из приюта на воспитание, так как она уже являлась опекуном моего ученика Матюнина Андрея и захотела, чтобы у Андрея появилась сестра, я посоветовала взять мою ученицу Рыбакову Аню, воспитанницу социального приюта. Девочка страдала букетом хронических заболеваний, из-за частых пропусков еле-еле усваивала программный материал. Я видела, как этой милой доброй девочке не хватала тепла. Ей был необходим хороший уход и материнская забота, Аню взяли в семью. Теперь ее просто не узнать, благодаря заботе Галины Николаевны и нашим с ней совместным усилиям, она учится лишь с одной тройкой по русскому языку, меньше стала болеть. Аня обрела семью и стала счастливым ребенком.
Обрела семью и Юля А., родители которой были лишены родительских прав, а опекуном девочки была бабушка. После индивидуальных бесед с родителями, они отказались от вредных привычек и были восстановлены в родительских правах. Юля теперь живет в семье, с двумя своими сестрами.
Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными.
Я своей любовью объединила детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)
Обобщая опыт, мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...
Обобщение педагогического опыта. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.
Обобщение педагогического опыта....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...
Обобщение педагогического опыта классного руководителя
Проблема: «Создание условий для развития социально-нравственных качеств учащихся через включение их в разнообразные виды деятельности»....
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...